ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ по теме: «ТЕЛА ВРАЩЕНИЯ И ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ»
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ по теме: «ТЕЛА ВРАЩЕНИЯ И ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ»
Лабораторно-практическая работа "ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ" способствует проведению параллели между понятиями коэффициента использования грузоподъемности, хода поршня, рабочего объема цилиндра и понятиями объема призмы и объема цилиндра и применение этих понятий и величин для решения задач с профессиональной направленностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1)провести параллель между понятиями коэффициента использования грузоподъемности, хода поршня, рабочего объема цилиндра и понятиями объема призмы и объема цилиндра;
2)рассмотреть применение этих понятий и величин для решения задач с профессиональной направленностью.
развивающая
развивать навыки в решении задач;
умения анализировать, сравнивать;
умение и навыки расчетного и вычислительного характера
воспитательная
способствовать воспитанию личностных качеств, таких как: внимательность, исполнительность, добросовестность, учащиеся должны осознать, что умение и навыки, приобретенные на уроках математики необходимы для решения практических задач
модель двигателя внутреннего сгорания, модели призм, цилиндра; справочный материал по геометрии; раздаточный материал для решения задач.
Ход урока
I.Организационный момент.
Преподаватель математики:
Сегодня на уроке вы будете решать задачи с профессиональной направленностью, используя математические знания. Урок будут вести два преподавателя. Преподаватель предметов профцикла и преподаватель математики. Для решения задач мы используем знания по предмету вашей профессии «Устройство автомобилей».
Для работы группа разделена на 4 подгруппы.
II. Вопросы по темам предмета «Устройство автомобилей».
Общее устройство и рабочий цикл двигателя.
Цилиндр и его объем.
Преподаватель устройства автомобилей: (показывает модель двигателя внутреннего сгорания).
Вопрос: Как называется крайнее положение поршня, в которых он меняет направление движения?
Ответ: Мертвые точки: верхняя и нижняя.
Вопрос: Что такое рабочий объем цилиндра?
Ответ: Это пространство, которое высвобождается в цилиндре при перемещении поршня от верхней мертвой точки к нижней мертвой точке.
Рассмотрим таблицу 1
Модель
двигателя
ЯМЗ-740
ЯМЗ-741
ЯМЗ-236
ЯМЗ-238
ЯМЗ-451
1
2
3
4
5
Число цилиндров
8
10
8
4
Диаметр цилиндров (мм)
120
120
130
92
Ход поршня (мм)
120
140
140
92
Рабочий объем цилиндров (л/дм3)
13,56
11,15
14,86
Преподаватель устройства автомобилей анализирует с учащимися данные таблицы 1.
Преподаватель математики (показывает модель цилиндра).
Вопрос: Какой элемент цилиндра в математики – ход поршня?
Ответ: Высота цилиндра.
Вопрос: Как вычислить объем цилиндра?
Ответ: V=V=
Вопрос: Как вычислить рабочий объем цилиндра?
Ответ: Vп=V1·п п-число цилиндров двигателя
V=·п
Вопрос: В каких единицах измерения целесообразно делать измерения?
Ответ: В дециметрах, т.к.1л=1дм3
III.Решение задач по темам предмета «Устройство автомобилей».
Для решения задач используется таблица 1.
Задача 1.
Условие: Двигатель ЯМЗ-740.Определить рабочий объем цилиндров двигателя.
Решение:
V=·n D=120 мм=1,2дм
h = 120 мм=1,2дм
Vп==10,85 (дм3)
Ответ: рабочий объем цилиндров двигателя ЯМЗ-740 равен 10,85 литров.
Задача 2 учащимся предлагается выполнить по подгруппам самостоятельно, используя таблицу 1.
Условие: заполните пропуски в таблице 1.
Каждая подгруппа формулирует условие к заданию №2 самостоятельно (устно).
I подгруппа: Определите ход поршня двигателя ЯМЗ-741.
II подгруппа: Определить число цилиндров двигателя ЯМЗ-236.
III подгруппа: Определить диаметр цилиндра двигателя ЯМЗ-238.
IV подгруппа: Определить рабочий объем цилиндров двигателя УАЗ-451.
Решение:
I группа: V=·п, отсюда следует, h=4Vn/πD2·n
H=4·13,56/3,14·1,22·10=1,2(дм)=120(мм).
Ответ: h=120 мм.
II группа: n=Vn/V, Vn=11,15 дм3,
V=, D=130 мм=1,3дм, h=1,4дм
n=11,15:(3,14·1,32·1,4/4)=6
Ответ: n=6 цилиндров.
III группа: Vn=·п/4, отсюда следует D=
V=14,86 дм3, h=1,4 дм, n=8
D= = =1,3 (дм)
Ответ: D=130 мм
IV группа: Vn=·п/4, D=0,92дм, h=0,92 дм, n=4
Vn=3,14·0,922·0,92·4/4=2,445 (дм3)
Ответ:Vn=2,445 литров
Подгруппам, которые справились с заданием, предлагаются дополнительные задания по индустриальным карточкам.
Правильность решения задач проверяем по таблице, записанной на доске.
IV. Задание на дом. Подведение итогов.
Преподаватели математики и предметов профцикла анализируют работу учащихся на уроке и оценивают их работу по своим предметам выборочно.
Преподаватель математики задает задание на дом: используя данные таблицы 2 составить задачи и решить их.