тема | Арифметическая прогрессия |
ссылки | Учебник «Алгебра – 9» Учебная программа |
цель | Повторить формулировку и математическую запись формулы n-го члена арифметической прогрессии: Закрепить знания, полученные по теме; Научить видеть проявление закономерностей в окружающей жизни; Совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач; Воспитывать самостоятельность при решении расчетных задач; Развивать логическое мышление. |
Результат обучения для учащихся | -знают понятие числовой последовательности, арифметической прогрессии; - умеют применять полученные знания в практической деятельности; - умеют сравнивать, делать выводы, выделять главное, делать расчеты. |
Основные идеи, отработанные по теме урока | Обучение работать самостоятельно и во взаимодействии посредством стратегии критического мышления; Организация обучения в группах при помощи исследовательской беседы; Организация работы по само- и взаимооцениванию; Использование ИКТ с целью повышения интереса к изучаемому предмету. |
задания | время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Создание коллаборативной среды Организационный момент Приветствие, знакомство с планом урока, поставленными целями и задачами урока | 2 | Учитель объявляет ученикам цели и задачи урока и предлагает им создать критерии успешного урока Просмотр ролика «Самая большая победа» | Учащиеся разбиваются на группы равные по силам с помощью цифр 1 2 3 4 |
Математическая разминка | 5 минут | Сначала давайте проверим, как вы умеете считать Учитель раздает карточки с 4 вопросами для каждой группы (открытый тест) Группа 1 Последовательности заданы несколькими первыми членами. Одна из них – арифметическая прогрессия. Укажите её. К) 1; 2; 3; 5;… П) 1; 3; 5; 7;… О) 1; 2; 4; 8;… Т) Первый член арифметической прогрессии Е) 0; М) 2; Р) ; Г) . Найдите пятый член арифметической прогрессии 3;7;… О) 19; Б) 15; С) ; Д) другой ответ. Найдите разность арифметической прогрессии, если А) 4; Н) 5; Г) ; В) другой ответ. Задание | 1 | 2 | 3 | 4 | Буква | П | Р | О | Г | Группа 2 Последовательности заданы несколькими первыми членами. Одна из них – арифметическая прогрессия. Укажите её. А) 3; 4; 5; 7;… П) Р) 1; 4; 7; 10;… К) 3; 7; 11; 14;… Первый член арифметической прогрессии О) 1; Н) 0; Е) ; М) . Найдите пятый член арифметической прогрессии 19; С) 24; Л) ; Г) другой ответ. Найдите разность арифметической прогрессии, если В) 2; Т) 3; К) другой ответ; С). Задание | 1 | 2 | 3 | 4 | Буква | Р | Е | С | С | А теперь давайте проверим что же у вас получилось, учитывается каждый правильный ответ, количество правильных ответов выставляется в лист критериев оценивания Прогре́сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Наши познания в курсе алгебры похожи на подъём по лестнице. И, сегодня мы с вами поднимимся ещё на одну ступеньку, под названием «Арифметическая прогрессия». | Учащие работают в группах, выполняют задания находящиеся на карточках Учащиеся самостоятельно проверяют свою работу, ответы находятся на доске , учитывается каждый правильный ответ, количество правильных ответов выставляется в лист критериев оценивания |
ФОКУС | 2 минуты | Учитель вызывает ученика и ставит его спиной к доске, говорит что-то ему на ухо и открывает доску, на которой записаны 23 чисел: 1; 4; 7; 10; 13; 16; 19; 22; 25; 28; 31; 34; 37; 40; 43; 46; 49; 52; 55; 58; 61; 64; 67. Учитель предлагает учащимся называть номер числа, а ученик мгновенно называет само число. Учитель предлагает учащимся объяснить, как ему это удается. (Ученику была сообщена формула n-го члена: аn = 3n – 2) | Ученики найдут секрет фокуса |
Старинная задача «Бай и купец» | 2 минуты | Старинная задача «Бай и купец» Я буду ежедневно отдавать тебе по 100 000 тенге. А ты мне в первый день за 100 000тенге дашь 1 тенге ,во второй день за 100 000 тенге — 2 тенге. И так каждый день я буду увеличивать предыдущее число денег в 2 раза. Если тебе выгодна сделка, то с завтрашнего дня начнем. Найдите формулу общего члена последовательности | Ученики в парной работе совещаются и находят верные решения задания Формируется логическое мышление у учащихся |
Работа внутри черного ящика | | Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число 22.01.14 и тему урока: «Арифметическая прогрессия» (на доске и на слайде). Посмотрите, пожалуйста, на листочки, которые лежат перед вами на партах. На них записаны 4 задачи, которые связаны с арифметической прогрессией. Прочитайте их. Задача 1. Коля решил купить телефон в кредит, первый взнос составил 500 тенге. Какова полная стоимость телефона при покупке в кредит, если он платил каждый день по 50 тенге. в течении 30 дней? Задача 2. Телефон стоит 2000 тенге. Костя купил его в кредит, причем первый взнос составил 500 тенге. Сколько дней ему придется выплачивать кредит, если ежедневный взнос 50 тенге? Задача 3. Света купила телефон в кредит, заплатив 2000 тенге., причем первый ее взнос составил 500 тенге. За 31 день она выплатила кредит. Какой ежедневный взнос платила девочка? Задача 4. Катя купила телефон в кредит, заплатив 2000 тенге., причем она платила каждый день по 50 тенге в течении 30 дней. Сколько составил первый взнос девочки? Эти задачи можно решить по действиям, но существует способ попроще, для этого надо вывести формулу нахождения n-ого члена арифметической прогрессии. Зная первый член арифметической прогрессии, можно найти любой её член, вычисляя последовательно второй, третий, четвертый и т.д. члены. Однако для нахождения члена прогрессии с большим номером такой способ неудобен. Постараемся отыскать способ, требующий меньшей вычислительной работы. По определению арифметической прогрессии второй член можно найти, зная первый член и разность
Выйди к доске и запиши нам формулу для нахождения второго члена. Спасибо, присаживайся на место. Теперь я запишу формулу для нахождения через и разность, и через и разность: = + d= + 2d. Обратите внимание на то, что для нахождения 2 члена мы прибавляем 1 разность, а при нахождении третьего – две разности. Кто хочет попробовать записать формулу для нахождения через и разность и через и разность? Теперь запишите формулу нахождения n- ого члена арифметической прогрессии. Таким образом, мы с вами вывели формулу n-ого члена арифметической прогрессии. Выделите ее. | Читают задачи, написанные на листочках.
Записывают в тетради и по одному выходят к доске и записывают нужные формулы:
Выходит ученица и записывает: = + d Выходит по желанию и записывает на доске формулу: = + d= + 5d
= + d(n-1). |
«Смелее решайте – формулу применяйте!» | | Теперь перейдем к решению наших задач. Кто может объяснить, почему эти задачи являются моделью арифметической прогрессии? Обратите внимание на то, что на 31 день кредит будет погашен, поэтому n= 31. Сейчас вы на местах решите эти задачи. Если кто-то решит их быстрее, то поднимите руку, и я вам раздам карточку с тестом. После того, как вы решили задачи, поменяйтесь тетрадками и возьмите ручку черного цвета. На экране будут слайды с решением этих задач, а вы проверьте решения и ответ. Если правильно решено, то поставьте «+», если неправильно, то – « - ». За правильные решённые 4 задачи поставьте «5», за 3 правильные задачи – «4», за 2 решённые задачи – «3», за 1 и менее – «2».
| Потому, что каждый день сумма увеличивается на одно и то же число рублей.
На местах решают задачи, записывая решения в тетради.
|
Ромашка Блума | | На доске ромашка, разноцветный лепесток, но не простой , а на каждом лепестке дано задание от простого к сложному 1. Является ли последовательность арифметической прогрессией: -2; -4; -6; -8; -10;….. 2. Является ли последовательность арифметической прогрессией: -13; -3; 13; 23;….. 3. Как записывается формула n-го члена арифметической прогрессии? 4) Чему равна разность арифметической прогрессии: 3; 0; -3; -6; … Ответ: -3 5) Найдите пятый член арифметической прогрессии: 3; 7; 11; … Ответ: 19 6) Найдите шестой член арифметической прогрессии; если Ответ: 20 7) Найти 10-й член арифметической прогрессии если Ответ: 43 8) Найти 5-й член арифметической прогрессии если Ответ: 21 9) Чему равна разность арифметической прогрессии: 1; 4; 7; … Ответ: 3 10) Найдите первый член и разность арифметической прогрессии: 1, 6, 11, 16,…;
| По одному учащиеся выходят к доске , срывают лепесток ромашки и отвечают на имеющийся вопрос сразу у доски |
Байга | 5-7 минут | Найти седьмые члены следующих арифметических прогрессий: а) (an): -6;-3; 0;… б) (an): a1 = 6; d = 5; в) an = 27 – 6n; г) (an): a1 = -26; d = 7; д)(an): 4; 6; 8;… С помощью ключа прочитайте зашифрованное слово. | Формируется логическое мышление у учащихся Ученикам будет интересно узнать новое о истории математики |
Итог урока. Рефлексия. | | Ребята по кругу высказывали обратную связь, выбирая начало фразы из рефлексии на экране доски. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… | |
Формы организации учебной деятельности уч-ся | Наглядный (презентация), словесный (беседа, объяснение, диалог), практический. |
Используемые интерактивные методы обучения | Взаимооценивание, Самооценивание, Групповая работа, Индивидуальное работа, ИКТ, Дифференцированное обучение |
Оборудование и материалы | Учебник, Интерактивная доска ActivInspire, Видеоролик, кодоскоп, маркера, ватмат А3, миллиметровка, цветные карандаши, стикера, смайлики, таймер, мигалка |
Прогнозируемые результаты | Полная готовность класса и оборудования урока к работе; быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания всех учащихся Фильмы на уроке помогает сделать занятия более яркими и динамичными, запоминающимися и увлекательными |