1)Формирование знаний и развитие навыков, относящихся к целям урока. (Г) Постановка проблемной ситуации. Метод «Сгруппируй». Каждой группе раздается лист с написанной величиной. 1 группа – ДЛИНА 2 группа – МАССА 3 группа – ВРЕМЯ 4 группа – ПЛОЩАДЬ Обучающиеся классифицируют, сравнивают единицы измерения, группируют в соответствии с классификацией единиц измерения. 8 кг | 6 км | 76 ц | 18 см | 700 т | 70 см² | 9 мин | 49 м² | 7 ч | 16 дм² | 14 мм | 44 кг | 3 км | 80 м | 80 сек | 6 сут | 12 мес | 35 км | 2 га | 15 г | 10 км² | 55 т | 9 лет | 25 ар | ФО Техника « +/ - » - самооценивание. Обучающиеся сверяют записи в таблице с эталоном, записанным на электронной доске. ДЛИНА | 80 м | 6 км | 3 км | 18 см | 14 мм | 35 км | МАССА | 8 кг | 15 г | 76 ц | 55 т | 700 т | 44 кг | ВРЕМЯ | 9 мин | 7 ч | 80 сек | 6 сут | 12 мес | 9 лет | ПЛОЩАДЬ | 2 га | 49 м² | 10 км² | 16 дм² | 70 см² | 25 ар | Устная беседа: - У какой группы возникли трудности? Какие единицы измерения встретились впервые? (ар, га) - Слышали ранее о единицах ар, гектар? Откуда? Учитель сообщает учащимся, что они являются основной единицей измерения площади. (Г)Задание на межпредметной основе. Стратегия «1 минута» Каждой группе предлагается текст об урожайности. В прошлом году ученик 3 класса выступал на конкурсе с докладом «Посадочный материал и урожайность картофеля», в котором был сделан вывод, что от более крупных картофелин урожай выше. Прослушав его, член конкурсной комиссии посоветовала повторить эксперимент на большем количестве кустов картофеля. Ученик последовал ее совету и весной посадил 9 кустов картошки (по 3 каждого размера: крупный, средний и отрезанная верхушка). Несмотря на то, что урожай в целом оказался меньше, чем предыдущим летом, выводы подтвердились: кусты с крупными семенами содержали, в среднем, 12-15 клубней разного размера, общим весом 5 кг 400 г; кусты из средних семян – 10-15 картофелин, общий вес урожая – 3 кг 780 г. Кусты с глазками дали урожай более мелкого картофеля общим весом 3 кг 200 г. Общий вес урожая с участка 3 м на 8 м в прошлом году с 3-х клубней был 4 кг 500 г, в этом году с 9 клубней – 12 кг 410 г. Задания: Найдите в тексте новую величину, выпишите её. Пользуясь различными источниками информации, запишите её определение. Составьте задачу, используя данные из текста. Запишите условие, вопрос, решение и ответ. Каждая группа представляет по 1 заданию. Взаимопроверка. ФО «Две звезды, одно пожелание». (К) Работа по иллюстрациям. Сравните на электронной доске рисунок первого картофельного поля, с которого собрали 12 т картофеля, а со второго 24 т. Почему? - Сделайте вывод, от чего зависит масса урожая? - Какую новую тройку величин можно выделить? Урожайность – масса урожая растений, собранного с единицы площади. Обозначается m, выражается в: ц/га, кг/м² весь Урожай, собранный с этой площади обозначается М, выражается: кг, ц, т П лощадь посева обозначается S, выражется в: м², га 3.Проблемно-поисковое задание с целью самостоятельного формулирования темы урока учащимися. - Какова зависимость между величинами? - Как можно графически изобразить зависимость? (Г, И) Прием «1-2-все вместе» Сначала 1-ученик работает индивидуально, затем 2-учащиеся проверяют друг друга выполненную работу, далее все вместе - делают вывод в группе. Задача: Какова урожайность картофеля, если собрали 60 центнеров картофеля с одного поля площадью 5 га, 10 га, 15 га, 20 га? Запишите в таблице, как при изменении одной величины изменяется другая: Урожайность | Площадь | Урожай | ? | 5 га | 60 ц | ? | 10 га | 60 ц | ? | 15 га | 60 ц | ? | 20 га | 60 ц | Смоделируйте одну задачу с помощью таблицы в чертеж. ? 60 ц 10 га Изобразите графически зависимость, пользуясь инструкцией: Постройте прямой угол. Один луч обозначает урожайность, где масштабом в 1 клеточку обозначается 1 ц/га, другой – площадь, где 1 клеточка равна 5 га. Подпишите каждое значение. Рядом запишите массу урожая – 60 ц. Выводы: при одинаковом урожае при увеличении площади урожайность снижается и наоборот. График показывает, как изменяется урожайность. Критерий: С помощью проблемно-поискового задания обучающиеся формулируют тему урока. Тема: Урожайность Цель: Сегодня на уроке я буду решать задачи на зависимость между величинами, и моделировать их с помощью таблицы, графика и чертежа. ФО: Техника « +/ - » - самооценивание. Обучающиеся сверяют записи в таблице с эталоном, записанным на электронной доске. (Г) Стратегия «Автобусная остановка» (для отработки навыков решения задач). Группы перемещаются по столам (автобусным остановкам). На каждой остановке расположен конверт с заданиями. 1 ОСТАНОВКА Прием «Мини исследование». Задание на межпредметной основе. Прочитайте информацию, составьте кластер, ответив на вопросы В Казахстане картофелеводство является важной отраслью сельского хозяйства. Посевные площади картофеля в Казахстане составляют около 170 тыс. га и сосредоточены в Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Алматинской и Акмолинской областях. На урожайность картофеля влияет качество почвы. Почва должна быть легкой и рыхлой. Высаживать картофель лучше на открытых солнечных местах. Очень важен полив картофеля, особенно, когда завязываются клубни. После цветения лучше, если влаги будет меньше. Если говорить об удобрениях, то в наших почвенно-климатических условиях картофелю больше всего необходим азот, а также фосфор и калий. | - Подумайте, какие факторы влияют на урожайность картофеля (природные явления, деятельность человека)? - Что делают люди для увеличения урожайности посевных культур? Одна из групп представляет свою работу, другие группы могут дополнить ответы. ФО «Две звезды, одно пожелание». Задание. Запишите условие. Решите задачу. Первая группа решает задачи на нахождение урожайности: С одного поля площадью 50 га собрали 500 центнеров картофеля. Какова урожайность картофеля? Вторая – на нахождение площади: Урожайность картофеля – 15 ц/га. Собрали 1 500 центнеров картофеля. Какова площадь поля? Третья – на нахождение массы урожая: Урожайность картофеля на поле площадью 100 га 6 ц/га. Какова масса урожая картофеля? Четвертая группа - решает задачи на нахождение урожайности: С одного поля площадью 100 га собрали 1 000 центнеров картофеля. Какова урожайность картофеля? Затем группы по сигналу передают свои маршрутные листы другой группе для проверки по часовой стрелке. ФО Маршрутный лист взаимооценки Дескриптор Обучающийся | Взаимооценка | - моделируют задачу с помощью таблицы/чертежа | | - используют при решении задач зависимости между величинами | | « Отличная работа! Молодцы!» - « Хорошая работа!» - «Не очень получилось!» - (К) Проведем анализ решения задач. Совместно с учащимися выведем формулы для решения задач на урожайность: Чтобы найти урожайность, надо массу всего урожая разделить на площадь (m = М : S). Чтобы найти массу урожая, надо урожайность умножить на площадь (М = m S). Чтобы найти площадь, надо массу урожая разделить на урожайность (S = М : m). 2) Первичное закрепление новой темы. (П) 2 ОСТАНОВКА Проводится беседа о людях, которые работают на сельскохозяйственных фермах. В ходе краткой беседы учитель рассказывает ученикам о профессии агронома, фермера и предлагает игру « Фермеры» Стратегия «Ты – мне, я – тебе». Каждая пара получает по два конверта с карточками, на которых записано условие задачи на урожайность и дана таблица. Работа организуется по алгоритму: Прочитайте условие своей задачи. Рассмотрите схематический чертеж (таблицу, рисунок). Запишите решение и ответ задачи. Обменяйтесь конвертами и решите задачу партнера. Задачи для фермеров: 1 пара. Поле площадью 54 га фермеры засеяли пшеницей. Урожайность пшеницы 13 ц/га. Какова масса урожая? Урожайность | Площадь | Урожай | | | | пара. С поля площадью 28 га фермер собрал урожай картофеля 448 тонн. Какова урожайность картофеля? Урожайность | Площадь | Урожай | | | | Дополнительное задание – составить обратную задачу. Пары меняются работами. Взаимооценивание «Звёздочка» Дескриптор Обучающийся | В заимооценка | - моделирует задачу с помощью таблицы | | - использует при решении задач зависимости между величинами | | (Д, К) Динамическая пауза 3. Закрепление новой темы. (И) 3 ОСТАНОВКА Прием «Я хочу спросить!» Если учащийся сомневается, он может подойти к любому ученику и спросить совета. То есть допускается перемещение ребят по классу. Задание: Прочитай задачу. Запиши условие, вопрос, решение и ответ. Урожайность картофеля без удобрения почвы составляет 15 т/га. После удобрения урожайность повышается на 2 т/га. На сколько тонн увеличится масса всего урожая, если под посадку было занято 22 га земли? | Дескриптор Обучающийся | В заимооценка | - моделирует задачу с помощью таблицы | | - использует при решении задач зависимости между величинами | | ФО «Две звезды, одно пожелание». Один учащийся у доски презентует решение задачи. (И) Формативное оценивание. 1 задание. Вычисли, заполни таблицу. Выращиваемая культура | Урожайность, m | Площадь, S | Урожай, M | Пшеница | 20 ц/га | 35 га | ? ц | Рис | 18 ц/га | ? га | 810 ц | Картофель | ? ц/га | 100 га | 1 000 ц | Дескрипторы Обучающийся - использует при решении задач зависимость между величинами: урожайность, плошадь, масса урожая - производит вычисления 2 задание. Смоделируй условие задачи в виде таблицы по его решению. 1) 35 · 5=175(т) – собрали с 5 га. 2) 35 · 3=105(т) – собрали с 3 га. 3)175–105=70(т) – на столько больше собрали с одного участка, чем с другого. Дескрипторы Обучающийся - моделирует задачу в виде таблицы ФО Техника « +/ - » - самооценивание. Обучающиеся сверяют выполненные задания с эталоном, записанным на электронной доске. |