Этап | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Оценивание |
Организационный момент. | 1) Эмоциональный настрой «Скажи комплимент». 2) Разделить учащихся на структурированные группы. Для более сильных учащихся провести отдельную жеребьёвку, для слабых учащихся отдельно. В итоге формируются три группы по 5-6 человек, среди которых как сильные учащиеся так и слабые. | Показывает и объясняет, как учащимся разбиться на структурированные группы. Наблюдает, следит за дисциплиной. Раздает оценочные листы, объясняет методику заполнения. | Разбиваются на группы. Рассаживаются по местам. | По оценочным листам |
Актуализация опорных знаний | «Мозговой штурм» На интерактивной доске из предложенных нескольких вариантов выбирают правильный ответ. Вопросы составлены на тему «Цилиндр». Формулировка темы урока и целей урока. | Наблюдает, диагностирует уровень опорных знаний. Формулирует тему урока. | Выбирают, перечисляют, отвечают на вопросы. Анализируют, формулируют цели урока. | Формативное оценивание. Учащийся, ответивший на вопрос отмечает в соответствующей графе знаком «+» |
Ознакомление с материалом новой темы | Объяснение материала проходит на основе исследовательской беседы в ходе решения проблемной ситуации. Проблема: узнать какова формула нахождения объема цилиндра. Объяснение строится как исследовательская обучающая беседа с использованием вопросов: 1) Рассмотреть цилиндр и призму. 2) рассмотреть какая зависимость существует между данными фигурами 3) на этой основе вывести с помощью формулы нахождения объема призмы формулу нахождения объема цилиндра. 4) После записать полученный результат. 5) Полученную формулу группам сверить друг с другом, обсудить. 6) Сверить формулу, полученную учащимися с формулой, предложенной в учебнике. | Ставит перед учащимися проблемную ситуацию. Задает вопросы – задания, направляющие учащихся на поиск решения задачи на нахождения объема цилиндра. Наблюдает за ходом исследования. Кратко обобщает ответы групп. Корректирует при необходимости полученный ответ. | Реализуют межличностное взаимодействие в группах. Используют ранее изученный материал в новой ситуации. Предлагают различные варианты. Обсуждают, анализируют. Приходят к общему решению. Сравнивают ответы всех трех групп. Выслушивают итог учителя. Записывают окончательную формулу в тетрадях. | |
Закрепление учебного материала. | 1) Устные задания по степени сложности: А) Найдите объем цилиндра, если высота цилиндра равна 5 см, а радиус 2 см. В) Найдите объем цилиндра, если высота цилиндра равна 3 см, а диаметр 4 см. С) Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого равна 4. Найдите объем данного цилиндра (данное задание после обсуждения выполняется у доски). 2) Решение задач при групповой работе (работа в тетрадях): 1 группа (с более сильными учащимися) Найдите объем цилиндра, если осевым сечением цилиндра является прямоугольник, диагональ которого равна 10 см, а площадь основания 9π . 2 группа:. Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого равна 6√2. Найдите объем данного цилиндра. 3 группа: Найдите объем цилиндра, если площадь основания цилиндра равна 16π, а высота на 2 см длиннее радиуса. | Выводит устные задачи на интерактивной доске. Прослушивает устные ответы учащихся. Наблюдает за выполнением решения задач в тетрадях. Раздает по группам цветные карточки в форме цилиндра, на которых напечатаны задачи. В группу с наиболее сильным учеником дает задачу сложнее. Проверяет ответы по ключам. | Работают в группе. Предлагают и обсуждают возможные пути решения задачи. Решают задачу. Учащиеся, успевающие по предмету при необходимости работают с учащимися с низкой мотивацией, объясняют ход решения, непонятные моменты. | Устные задания оцениваются «+» |
Разминка | Выполнить танцевальные движения. | Показывает и объясняет, как провести разминку. Наблюдает, следит за дисциплиной | Выполняют спортивно-танцевальные движения. | |
«Спикеру слово» | От каждой группы выступить спикеру, объяснить ход решения задачи. Оценить спикеров. | Объясняет работу спикеров. Оглашает регламент. Наблюдает работу спикеров. При необходимости задает вопросы. Выводит критерии оценивания спикеров. | Спикеры объясняют ход решения своей задачи у доски, отвечают на поставленные вопросы. Либо на данные вопросы могут ответить члены его группы, если сам спикер не смог. Остальные же группы конспектируют в тетрадях, задают вопросы. | Взаимооценивание по критериям: «5»- объяснение было понятно; -правильно развитая математическая речь; -правильное и аккуратное оформление задачи; -ответил на все дополнительные вопросы. «4» - если не выполняется хотя бы один из критериев; «3» - если не выполнено два критерия. |
Тест | Индивидуальная работа учащихся. Выполнить тестовые задания. На слайде выводятся критерии оценивания. 1 вариант Радиус основания цилиндра 2 см, высота 2 см. Найти объем цилиндра. А) 8π В) 7π С) 6π D) 5π Е) 4π Радиус основания цилиндра 3 см, высота 4 см. Найти объем цилиндра. А) π В) 36π С) 16π D) 5π Е) 30π Найти объем цилиндра, если диаметр основания цилиндра равен 4 см, высота 1 см. А) 8π В) 7π С) 6π D) 5π Е) 4π 4. Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого равна 2√2. Найдите объем данного цилиндра. А) 8π В) π С) 2π D) 3π Е) 4π 2 вариант Радиус основания цилиндра 1 см, высота 4 см. Найти объем цилиндра. А) 8π В) 7π С) 6π D) 5π Е) 4π Радиус основания цилиндра 4 см, высота 2 см. Найти объем цилиндра. А) π В) 32π С) 16π D) 5π Е) 30π Найти объем цилиндра, если диаметр основания цилиндра равен 6 см, высота 3 см. А) 24π В) 25π С) 26π D) 27π Е) 28π 4. Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого равна 8√2. Найдите объем данного цилиндра. А) 120π В) 12π С) 128π D) 3π Е) 100π Ключи: № | Вар1 | Вар2 | Вар3 | оценка | 1 | А | Е | А | «3» | 2 | В | В | В | 3 | Е | Д | С | «4» | 4 | С | С | Д | «5» | Самооценивание. | Раздает тестовые задания учащимся. Оглашает время выполнения. Следит за дисциплиной, за индивидуальным выполнением работ, за временем выполнения. По окончании выводит ключи правильных ответов на экран и критерии оценивания тестового задания. Собирает работы. | Работают самостоятельно. По окончании сравнивают свои ответы с правильными ключами (дескрипторами). По критериям проводят самооценивание, констатируют достижения. | |
Домашнее задание. | №11,12, составить по 3 вопроса по теме «Цилиндр». | Выводит домашнее задание на интерактивной доске. Дает советы по выполнению. | Записывают домашнее задание. Просматривают, задают вопросы, если есть непонятные для них моменты. | |
Подведение итогов урока. Оценивание. Рефлексия | Рефлексия. Таблица «Инсерт». Заполнить таблицу: Уже знал (V) | Узнал новое (+) | Думал иначе (–) | Есть вопросы (?) | | | | | Озвучить записанное. | Прослушивает данные учащихся, заполненные в таблицу. При необходимости корректирует. | Заполняют таблицу на основе проведенного урока. Анализируют. Озвучивают. Делают выводы. | |