I.Организационный момент. II. Устный счет. - Сколько четырёхугольников изображено на чертеже? Ответ: 5 Какие числа должны стоять в пустых клетках такого треугольника Решите задачу. В круглом аквариуме 20 рыбок, а в прямоугольном - 6. На вмш ко в прямоугольном аквариуме меньше рыбок, чем в круглом? Вычислите массы и покажите отношения: синим - «Я легче тебя», зеленым - «Наши массы равны», красным - «Я не легче тебя» На сколько свинья тяжелее кота? III. Сообщение темы урока. Рассмотрите чертеж на доске: Какие фигуры здесь изображены? Укажите признаки окружности, треугольника, четырехугольника. Какая фигура лежит сверху? Какие трудности у вас возникли? Сегодня на уроке мы рассмотрим взаимное расположение фигур на плоскости. IV. Изучение нового материала. |Учащиеся выполняют задание по карточке. Отметьте красным карандашом точку, которая расположена вне круга, но внутри квадрата. Отметьте синим карандашом точку, которая расположена вне круга и вне квадрата. Отметьте зеленым карандашом точку, которая расположена внутри круга, но вне квадрата. • Отметьте желтым карандашом точку, которая расположена внутри круга и внутри квадрата.
(Далее учитель проводит практическую работу, в которой используются заранее вырезанные из бумаги многоугольники из прозрачной бумаги многоугольники и круги. Учитель показывает, как могут располагаться две фигуры на одной плоскости, например, треугольник и четырехугольник, четырёхугольник и круг (пересекаться и не пересекаться).
Задание № 1 (с. 76). Рассмотрите рисунок. Что здесь изображено? (Луч CD, луч ОМ и синяя линия АВ.) Что такое луч? Назовите признаки луча. Какая из машин пересечет шоссе АВ? (При выполнении задания учащиеся должны опираться на тот факт, что луч - бесконечная фигура. По рисунку видно, что луч CD не пересекает линию АВ, значит, красная машина, двигающаяся в направлении этого луча, не пересечет шоссе. А луч ОМ пересекает линию АВ, значит, желтая машина, двигающаяся в направлении этого луча, пересечет шоссе. Если фигуры имеют общую часть, то говорят, что они пересекаются. Задание № 2 (с. 76). Учащимся будет проще выполнить задание, если одну из моделей вырежут из прозрачной бумаги. Общей частью может быть любая фигура - многоугольника, отрезок, луч, точка.
Задание № 3 (с. 77). Рассмотрите чертеж. Какие фигуры являются пересечением треугольника и четырехугольника?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА V. Повторение пройденного материала. I. Работа по учебнику. Задание № 7 (с. 78). Учащиеся записывают условие, используя «окошки». 6 + Р = 16 □- 14 = 5 14 - □ = 5 16-6=10 14 + 5 = 19 14-5 = 9 6+10=16 19-14 = 5 14-9 = 5 Какие знания помогли вам выполнить это задание? (задание № 10 (с. 78). Прочитайте задачу. Что известно в задаче? Что требуется узнать? Запишите кратко условие задачи и решите ее. (запись : 4 м по 5 коп. "1 О 1 А г ■ К0П- 2 м по 10 коп. J Решение: 5 + 5 + 5 + 5 + 10+10 = 40 (коп.) ()твет: 40 копеек. (задание № 11 (с. 78). Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему? Что известно в задаче? Что требуется узнать? Запишите кратко условие задачи в таблице.
Наименование товара | Цена | Количество | Стоимость | Молоко | 15 р. | 2 бут. | ?' | | Масло | 36 р. | 1 п. | | • Г- |
Решение: 15+ 15 = 30 (p.) - стоят 2 бутылки молока. 30 + 36 = 66 (р.) - стоимость всей покупки. Ответ: 66 рублей. 2. Работа в печатной тетради № 1. Задание № 117. Вспомните с учащимися, что луч (в отличие от отрезка) бесконечная фигура, поэтому, для того чтобы ответить на вопрос задания в отношении каждого из лучей, надо сначала правильна показать этот луч на чертеже. Выполняя задание, дети должны прийти к выводу, что окружность пересекают лучи CD, FN и отрезок КМ.
VI. Итог урока. Что нового узнали на уроке? 11азовите признаки окружности. Домашнее задание: № 3, (учебник); № 6 (рабочая тетрадь).
|