1. Мотивация (самоопределение) к деятельности Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | - Здравствуйте ребята! Меня зовут Арина Артемовна. Сегодня проведу у вас урок математики. Проверим готовность к уроку! На парте должен лежать учебник. Поднимите его. – Теперь поднимите рабочую тетрадь. – Поднимите свой пенал. – Возьмите в руки дидактический материал. – Молодцы! Всё проверили. - Кто готов, поставьте руку на локоток. Так я буду видеть вашу готовность к уроку. -Ребята, давайте начнем урок с повторения. Какие величины вы знаете? -Нам сегодня на уроке понадобятся следующие величины: время и длина. Какие вы знаете единицы измерения длины? -Какие вы знаете единицы измерения времени? - Молодцы! Знание этого материала поможет нам сегодня на уроке. | *Здороваются *Проверяют -Длина, масса, вместимость, площадь, время. - Миллиметры, сантиметры, метры, дециметры, километры. -Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. | Предметные: различать единицы величин Личностные: Положительный настрой на учебную деятельность Метапредметные: Регулятивные: проверять готовность к уроку, организованность, аккуратность Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; готовность слушать собеседника и вести диалог |
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии) Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы | -Ребята, у каждого на краю парты лежат карточки. Возьмите карточку №1 и положите ее перед собой. Давайте прочитаем про себя, что нужно сделать. Заполни пропуски. Переведи из одних единиц длины в другие -Верно. Это задание мы будем выполнять, вписывая правильный ответ в карточку. Работаем устно. Итак, нам нужно перевести в дм – 3м7дм. Как будем искать результат? -Верно. Вписываем. -Решаем дальше. 6м 5 см – это? -Верно. Записываем в пропуск результат -1км 350м – как решаем? -Записываем -Итак, дальше у нас 9 дм 5 см, нужно перевести в мм. Как будем решать? -Верно -4 дм 4мм – это? -Хорошо. Записываем -И последнее: 1км80м -Молодцы. -Скажите, с какой величиной мы сейчас работали? -Какие единицы измерения мы использовали в данном задании? -Как вы думаете, а зачем мы повторили? -У вас на парте есть следующие карточки по №2, положите её перед собой и давайте прочитаем, что нам нужно сделать Заполни пропуски. Переведи из одних единиц длины в другие -Теперь давайте выполним это задание самостоятельно. Вписывайте нужное значение в пропуск. Кто будет готов, сядьте ровно, ручку поставьте на локоток, чтобы я видела, что можем начинать проверять. -Итак, давайте проверим, что у вас получилось. Называем ответ и даем объяснение, почему так решили. Что у вас получилось в первом? -Почему у тебя получился такой результат. -Что получилось во втором? -Как ты решал? -Что у вас получилось в третьем? -Объясни, пожалуйста, почему у тебя получился такой результат. -Верно. Что получилось в четвёртом? -Как ты решал? -Проверяем пятое -Как решил? -Какой ответ в 6? -Как ответ получили? -Молодцы. -Скажите, с какой величиной мы сейчас работали? -И последнее -Почему такой ответ получился? -Молодцы, ребята. С какой величиной мы сейчас работали? -Какие единицы измерения мы использовали в данном задании? -Как вы думаете, а зачем мы повторили? - Хотите узнать новую величину? -Тогда посмотрите внимательно на стол. Что вы видите? -Какого они цвета? - Сейчас мы устроим между ними соревнование. Мне понадобятся три человека, которые запустят машинки одновременно. Задача всего класса пронаблюдать за движением машин -Итак, на счет «три» запустите машинки. Раз, два, три -Какая машинка пришла первая? -Какая вторая? -Третья? -Какая машинка ехала быстрее всех? -Какая машинка ехала быстрее красной машинки, но медленнее зеленой? -А что вы можете сказать о движении красной машинки? -Кто ехал быстрее: зеленая или красная машинка? -А кто ехал медленнее: красная или синяя машина? -Если мы с вами говорим ехал быстрее, медленнее, то это, какое свойство? -А что такое скорость? -Возникло затруднение, что нужно сделать? -Где возникло затруднение? -Почему вы не смогли это сделать? -Используя слова «Я не смог», «Я не смогла» раскройте индивидуальное затруднение в деятельности. -Что нам поможет выйти из ситуации затруднения? | *Кладут перед собой карточку №1 -Нам нужно заполнить пропуски, перевести из одних единиц измерения длины в другие -Нам нужно перевести в дм. В 1 м – 10дм. Так как у нас 3 м, то получается 30 дм, да ещё 7, значит в 3м7дм = 37дм *вписывают полученный результат в пропуск -Нам нужно ответ дать в см, значит переведем сначала м в см. В 1 м – 100см, значит в 6 м – 600см, да еще 5см, получаем 605см. Значит 6м5см=605см *Записывают -Нам нужно перевести в метры. В 1 км – 1000м, да еще 350м, получаем 1 км350м=1350м *Записывают в пропуск Сначала переведем 9 дм. В 1 дм – 10 см, а в 1 см -10мм, значит, чтобы найти сколько в 1 дм будет мм, мы 10*10. Получаем, что в 1 дм-100мм, значит в 9дм -900мм. Так как в 1 см – 10мм, то в 5 см – 50 мм. В 9дм5см – 950мм *Записывают Так как мы уже выяснили, что в 1дм-100мм, значит в 4дм-400мм, да еще 4мм, получим 404мм. Значит 4дм 4мм=404мм *Записывают -В 1 км- 1000м, да еще 80м, получим 1080м. Значит 1км80м=1080м -С длиной. -Мы использовали дециметры, миллиметры, метры, сантиметры, километры. -Потому что вы сказали, что нам это пригодится на уроке. *Кладут перед собой карточку с заданием и читают -Нам нужно заполнить пропуски, перевести из одних единиц измерения длины в другие *Выполняют -В первом получилось 300сек -Чтобы получился такой результат, я сначала определил, что в 1 мин – 60сек, значит нам нужно взять 5 раз по 60, так как находим 5 минут -Во втором получилось 600сек -В 1 мин-60 сек, значит мне нужно 60*10. Получаю 600сек -180мин -Так как в 1 ч-60 мин, то нам нужно 60*3, так как ищем количество мин в 3 часах. Получаем 180мин -420 мин -В 1ч – 60мин, значит в 7ч – 420мин -48 ч -В 1 сутках – 24 ч, значит в 2 сутках – 48часов -2ч -В 1 часе – 60мин, в 2ч -120 -56ч -Потому что в 1сут-24ч, значит в 2сут – 48ч, да еще 8ч, получаем 56ч -Время. -Мы использовали минуты, секунды, часы, сутки. -Потому что вы сказали, что нам это пригодится на уроке. -Да -Мы видим три машинки -Синяя, зеленая и красная *выходят к учителю добровольцы *Запускают машинки. Класс наблюдает -Зеленая -Синяя -Красная -Быстрее всех ехала зеленая машинка -Синяя -Мы можем сказать, что красная машинка двигалась медленнее всех -Зеленая машинка -Красная -Это скорость. *Дети предлагают свои варианты ответов, но они не знают, что такое скорость. Возникает затруднение. -Остановиться и подумать. -Затруднение возникло в определении понятия скорость. -Потому что мы не знаем, что такое скорость. -Я не смогла сказать, что такое скорость, потому что мы это не проходили/Я не смог это сделать, потому что забыла, что такое скорость т.д. -Учебник, знания учителя, знания одноклассников. | Предметные: различать единицы величин: скорость читать и записывать значения величины Метапредметные: Познавательные: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: проявляют познавательный интерес, активность, инициативность в ходе учебной деятельности и аккуратность в процессе выполнения практических заданий |
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения Задача: решение ситуации затруднения | -Ребята, скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени. -Единицы измерения скорости – это км/ч. -Давайте я приведу вам пример. Начало движение из пункта, за 1 час прошёл 90 км/ч – это расстояние, пройденное в единицу времени. Потом прошёл ещё один час – 90 км/ч 90 км/ч 1 ч 1 ч -Например, машина едет 90 км/ч, значит за каждый час она проходит 90 км. - Ребята, найдите треугольник, прочитайте текст про себя до знака вопроса. - Что вы прочитали? - Как вы определили, что это задача? - Прочитайте условие задачи. - Что нужно узнать? -Какое будет решение? Что мы должны узнать? -Как мы узнаем, сколько километров проходила эта машина за 1 час? -Решаем -Какой получается ответ? -Верно, машина за один час прошла 80 км. -Теперь дочитайте то, что написано до точки про себя. -Что мы можем сказать про скорость движения машины? -Верно, за один час машина проходила 80 км в один час. Километры показывают расстояние, черточка – в, час -время. -Как записать сокращённо? -Давайте посмотрим, как обозначается на письме. Посмотрите на доску, как обозначать на письме км\ч. -Число восемь мы пишем в одной клеточке, число 0 в следующей клеточке. Букву «к» пишем в одной клеточке, букву «м» пишем в следующей клеточке, ставим наклонную чёрточку и после чёрточки пишем букву «ч». Наше написание км/ч занимает 4 клеточки. -Давайте откроем тетради, отступим от прошлой работы 4 клеточки. Пишем число, еще клеточку вниз - классная работа. От слов «классная работа» делаем опять клетку вниз и начинаем писать в этой строчке. Итак, пишем сначала строки 80 км/ч. -Скажите, сколько километров проходила машина за один час? -Как обозначаем на письме км/ч? -Молодцы! Прочитайте тест под цифрой 2. - О чём в нём говорится? - Как можно записать скорость космического корабля? - Что обозначает м чёрточка с? - Сначала посмотрите на доску, как обозначать на письме м/с. Число восемь мы пишем в одной клеточке, число 0 в следующей клеточке, число 0 в следующей клеточке, число 0 в следующей клеточке. Букву «м» пишем в одной клеточке, ставим чёрточку, после пишем букву «с». Наше написание м/с занимает 3 клеточки. Давайте запишем. -Как ещё можно записать? - Почему можно записать в километрах? - Что обозначает км чёрточка с? -Посмотрим на доску, как обозначать на письме км/с. Число восемь мы пишем в одной клеточке, Букву «с» пишем в одной клеточке, ставим чёрточку (наклонена вправо), после чёрточки пишем букву «с». Наше написание км/с занимает 3 клеточки. Отступите одну клеточку вправо и запишите. - Что такое скорость? -Назовите единицы измерения скорости. -Как обозначаем на письме км/ч, м/с, км/с? | *Смотрят на доску, слушают объяснение учителя *Читают -Задачу. -Потому что здесь есть условие и вопрос. -Легковая машина прошла 160 км за 2 часа. -Нам нужно узнать, сколько километров проходила эта машина за 1 час. -Мы должны узнать, сколько км проходит машина за 1 час -Мы все расстояние разделим на время -160 : 2. -80 *Читают -Скорость движения машины 80 километров в час. -80 км чёрточка час. *Внимательно смотрят, как учитель показывает обозначение на письме *Слушают *Открывают тетради *Записывают -За один час машина проходила 80 км. -Км чёрточка час, написание км/ч занимает 4 клеточки. *Читают текст. - В нём говорится о том, что космический корабль пролетает 8000 м за 1 с. Его скорость можно записать так: 8000 м/с, или 8 км/с. - 8000 м/с. - Метров в секунду. *Записывают «8000 м/с». - Можно записать 8 км/с. - Потому что в 1000 метров – 1 километр. - Километров в секунду. *Записывают «8 км/с». - Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени. - км/ч, м/с, км/с. -км чёрточка ч, м чёрточка с, км чёрточка с. | Предметные: моделировать ситуации, раскрывающие смысл «скорости»; различать единицы величин: скорость читать и записывать значения величины; закреплять умение называть числа и результат при вычислении, находить в записи умножения и деления значение неизвестного компонента; решать текстовые задачи на нахождение «скорости», используя умножение и деление: выделять условие и требование (вопрос) Метапредметные: Познавательные: делать выводы; понимать простейшие модели Регулятивные по названию темы, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока Коммуникативные включаться в диалог, в коллективное обсуждение; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Задача: тренировать способность учащихся к проговариванию изученного содержания во внешней речи | - Итак, выполним номер 8. Запишите его в тетради. - Прочитайте про себя. - Что вы прочитали? - Почему вы поняли, что это задача? - Прочитайте условие данной задачи. - Что нужно узнать в задаче? -Прочитайте вопрос. -Что вы можете сказать о скорости движения аиста? -Верно. Возьмите тетради, через клеточку после последней записи посередине запишите задача 8. -Давайте начертим схему. Один человек выходит к доске и чертит схему. Остальные работают у себя в тетради. -Каждую минуту аист пролетает 600 м/мин. Что нужно сделать, чтобы узнать, какое расстояние пролетает аист со скоростью 600 м за одну секунду. -Почему? -Как переведем? -Если мы знаем, сколько в 1 минуте секунд то, что мы можем дальше сделать? -Какой можно сделать вывод? -Нам нужно записать скорость полёта аиста в разных единицах. В какую единицу измерения мы можем перевести? -Как вы будете переводить? -Что мы можем дальше сделать? -Какой можно сделать вывод? -Скажите, с какими величинами мы работали? -Молодцы! Вы справились. | *Записывают «№ 8». *Читают задачу. - Мы прочитали задачу. - Потому что в ней есть условие и вопрос. - Аист может лететь со скоростью 600 м/мин. - Нужно узнать, какое расстояние он пролетит с этой скоростью за 1 с? -Какое расстояние он пролетает с этой скоростью за одну секунду. -Скорость движения аиста 600 метров в минуту. *Записывают *Чертят схему -Нужно перевести из одной единицы измерения времени в другую единицу измерения времени. -Потому что нам известно, что скорость движения аиста в минутах, а нам необходимо узнать за 1 секунду. -Мы знаем, что в 1 минуте = 60 с. -Так как в 1 минуте 60 секунд, а нам необходимо узнать, сколько скорость аиста за 1 секунду, значит 600м: 60 = 10 м/с. -Аист за одну секунду пролетит 10 м. -Мы можем перевести в км/ч. - В 1 км = 1000 м. 1 ч = 60 мин. -Нам необходимо узнать, сколько скорость аиста за 1 час в км, значит 600 м * 60 = 36000 м/с. Так в 1 км 1000 м, значит 36000 м = 36 км -Аист за один час пролетит 36 км. -Время, длина. | Предметные: моделировать ситуации, раскрывающие смысл «скорости»; решать текстовые задачи на нахождение «скорости», используя умножение и деление: выделять условие и требование (вопрос); умеют сравнивать скорости и находить скорость предметов Метапредметные: Познавательные: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели Регулятивные по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока Коммуникативные включаться в диалог, в коллективное обсуждение; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: проявляют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Задача: закрепление новых знаний и умений | -Ребята, найдите задание под знаком вопроса в самом низу страницы. Давайте выполним самостоятельно у себя в тетради письменно задание. -Прочитаем задание -Что нам нужно сделать? -Что вы прочитали? -Как вы определили, что это задача? -Прочитайте условие задачи. -Прочитайте вопрос. -Молодцы! Выполните задание .Как выполните, то поставьте руку на локоток. -Итак, давайте проверим, что у вас получилось. Сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Отмечайте в тетради, которая перед вами правильно найденные ответы «+», исправляйте ошибки. Посмотрите на доску, перед вами эталон. Проверьте работу. 1 км = 1000 м. 13 000 м/ч = 13 км/ч 14 км/ч 13 км/ч. Ответ. Скорость первого лыжника скорости второго лыжника. -Итак, сейчас прооговорите мне действия, которые у вас в тетрадях записаны (решения задачи) -Скажите, с какими величинами мы работали? -Молодцы! -Хорошо, поднимите руки те, у кого нет ошибок? -Теперь. Поднимите руки те, у кого есть ошибки? -Вы тоже молодцы, будем отрабатывать дальше, ведь мы только начали изучать скорость | *Читают -Нам нужно найти скорость какого лыжника больше -Задачу. -Потому что здесь есть условие и вопрос. -Один лыжник бежит со скоростью 14 км/ч, другой 13000 м/ч. -Скорость какого лыжника больше. *Решают задачу *Учащиеся проверяют свою работу по эталону. *Один учащийся проговаривает своё решение вслух. -Длина, время. *Поднимают руки | Предметные: знать величину – скорость; решать текстовые задачи на нахождение «скорости», используя умножение и деление: выделять условие и требование (вопрос); умеют сравнивать скорости и находить скорость предметов Метапредметные: Познавательные: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели Регулятивные по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока Коммуникативные готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: проявляют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
7. Включение понятия в систему понятий | - Выполним задание 9, запишите его отступив две клеточки вниз от предыдущего задания. Прочитайте текст под цифрой 1. - Что вы прочитали? - Как вы поняли, что это задача? - Какое нам дано условие? - Какой вопрос к задаче? - Что такое скорость? - Что у нас измеряется в километрах? - Что у нас измеряется в часах? - Как мы это найдём скорость поезда? - Хорошо, какая будет скорость? - Как вы запишите километры в час? - Хорошо, запишите решение и ответ. - Прочитайте текст под цифрой 2. - Что вы прочитали? - Как вы поняли, что это задача? - Какое нам дано условие? - Что нужно узнать? - Что такое скорость? - Что у нас измеряется в километрах? - Что у нас измеряется в часах? - Как мы это найдём скорость поезда? - Хорошо, какая будет скорость? - Как вы запишите километры в час? - Хорошо, запишите решение и ответ. - Ребята, как можно найти скорость, зная пройденное расстояние и время движения? - Молодцы. | *Записывают «№ 9». *Читают текст под цифрой 1 - Мы прочитали задачу. - В тексте есть условие и вопрос. - Пассажирский поезд прошёл 120 км за 2 ч. - С какой скоростью он двигался? - Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени. - Расстояние. - Время. - Мы расстояние, которое прошёл поезд – 120 км разделим на 2 ч. - 120 км разделить на 2 ч, получим, что скорость поезда 60 км в час. - км чёрточка ч. *Записывают решение и ответ. *Читают текст под цифрой 2. - Мы прочитали задачу. - В тексте есть условие и вопрос. - Товарный поезд прошёл 120 км за 3ч. - Нужно узнать с какой скоростью двигался поезд - Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени. - Расстояние. - Время. - Мы расстояние, которое прошёл поезд – 120 км разделим на 3 ч. - 120 км разделить на 3 ч, получим, что скорость поезда 40 км в час. - Км чёрточка ч. *Записывают решение и ответ. - Чтобы найти скорость нужно расстояние разделить на время. | Предметные: решать текстовые задачи на нахождение «скорости», используя умножение и деление: выделять условие и требование (вопрос); умеют сравнивать скорости и находить скорость предметов Метапредметные: Познавательные: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели Регулятивные по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока Коммуникативные включаться в диалог, в коллективное обсуждение; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения Личностные: проявляют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
8. Итог урока (рефлексия учебной деятельности) Задачи: обобщение и выводы по учебной проблеме | - Назовите тему урока? -Что такое скорость? -Какие вы узнали единицы скорости? - Посредством, каких задач мы достигли этой цели? - Мы выполнили все задачи? - Где в повседневной жизни нам пригодится новое знание? - Какие трудности возникали? -Давайте оценим себя на уроке. Это называется рефлексивная мишень. Оцените себя каждый. Выберите сектор, который вам ближе на сегодняшнем уроке и раскрасьте ту полосочку, на которой вы себя ощущаете на этом уроке. Чем ближе к центру, тем ваша работа и эмоциональное состояние было лучше. | -Скорость. Единицы скорости. - Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени. -км/ч, м/с, км/с. -Узнать, что такое скорость -Узнать единицы измерения скорости -Научиться решать задачи с величиной «скорость» -Да -В нахождении скорости *Ответы детей | Предметные: знать величину – скорость; решать текстовые задачи на нахождение «скорости», используя умножение и деление: выделять условие и требование (вопрос); умеют сравнивать скорости и находить скорость предметов Метапредметные: Познавательные: Умеют делать выводы Регулятивные по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока Коммуникативные включаться в диалог, в коллективное обсуждение; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения Личностные: проявляют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |