kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока факультатива по математике по теме: "Лист Мёбиуса."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный урок по теме:  Лист Мёбиуса

Цель: познакомить учащихся со  знаменитым математиком  Августом Фердинандом Мёбиусом и его таинственным и знаменитым листом Мёбиуса.

Задачи:

    1. Рассказать учащимся о математике  А.Ф. Мёбиусе и его изобретении, познакомить с одной из областей математики – топологией.

    2. Развить познавательную и творческую деятельность учащихся, расширить математический кругозор.

    3. Воспитывать интерес к занятиям математикой, взаимоподдержку и взаимовыручку.

Инструменты: ручки, тетради, заготовки для листа Мёбиуса, клей, ножницы.

Ход урока.

Организационный момент.

Мёбиус и топология.

Немецкий геометр  Август Фердинанд Мёбиус (1790-1868), ученик «короля математиков» Гаусса был первоначально астрономом, как и Гаусс и многие другие из тех, кому математика обязана своим развитием. В XIX веке занятия математикой не встречали поддержки, а астрономия давала достаточно денег, чтобы не думать о них, и оставляла время для собственных размышлений. Мёбиус был одним из крупнейших геометров XIX века. В возрасте 68 лет ему удалось с делать открытие поразившее всех. Это открытие односторонних поверхностей, одно из которых лист Мёбиуса.

Лист Мёбиуса – один из объектов области математики под название т о п о -л о г и я  (по другому «геометрия положения»). Удивительными свойствами обладает лист Мёбиуса – он имеет один край, одну сторону, - не связаны с его положением в пространстве, с понятиями расстояния, угла и тем не менее  имеют вполне геометрический характер. Изучением таких свойств занимается топология.

В топологии изучаются свойства фигур и тел, которые не меняются при их непрерывных деформациях (как если бы они были сделаны из резины).

С точки зрения топологии баранка и кружка – это одно и тоже. Сжимая и растягивая кусок резины, можно перейти от одного из этих тел к другому. А вот баранка и шар – разные объекты: чтобы сделать отверстие надо разрезать резину.

Понятия и теоремы топологии полезны математикам почти всех специальностей. Она используется и при применении математики в технике, экономике, психологии.

Вот такая интересная и занимательная наука топология.

Давайте рассмотрим, что же такое лист Мёбиуса?

Лист Мёбиуса.

Как вы думаете, существует ли одежда без изнанки? Конечно же, нет. А вот  с двухсторонними поверхностями мы с вами уже встречались и не раз. Давайте рассмотрим кольцо. Оно представляет собой двухстороннюю поверхность. Если двигаться по одной стороне кольца, то не «пересекая границы» нельзя очутиться на другой его стороне…

А теперь смотрите. Я беру бумажную ленту ABCD, разделенную по ширине пополам пунктирной линией, и прикладываю ее концы AB и CD друг к другу и склеиваю. Но не как попало, а так, чтобы точка A совпала с точкой D, а точка B – с точкой С. Перед склейкой я перекрутила ленту один раз. Получилось знаменитее и таинственное кольцо Мёбиуса.

А                                                                        С

В                                                                        D

(Учащимся предлагается самостоятельно сделать лист Мёбиуса).

Эксперимент 1. «Сколько сторон  у листа Мёбиуса?»

У ленты из которой сделан Лист Мёбиуса, имеется две стороны. А у него самого, оказывается, есть только одна сторона!

        Задание 1. Попробуйте покрасить одну сторону листа Мёбиуса – кусок за куском, не переходя через край ленты. И что же? Вы закрасили весь лист Мёбиуса!

Если на внутреннюю сторону обычного кольца посадить паука, а на наружною – маху  и разрешить им ползать как угодно, запретив лишь перелезать через края кольца, то паук не сможет добраться до мухи, не так ли? А если их обоих посадить на лист Мёбиуса, то бедная муха будет съедена, если, конечно, паук ползает быстрее!

Вывод: у листа Мёбиуса одна сторона.

Эксперимент 2. «Ученик - перевертыш».

Задание 2. Возьмем ручку и представим что это вовсе не ручка, а вы сами. И вы пошли гулять вдоль пунктира, идущего посередине листа Мёбиуса.  И вот вы шли, шли и вернулись к месту старта. Но в каком виде! В перевернутом! Что надо сделать, чтобы вернуться к месту старта в нормальном положении. Точно нужно совершить еще одно «кругосветное» путешествие. Проверим!

Вывод: у листа Мёбиуса нет края.

Эксперимент 3. «Отрежь кусочек».

Задание 3. А теперь возьмем ножницы и ленту посередине, вдоль пунктирной линии. Как вы думаете, что мы получим? Конечно, если бы это было простое кольцо, все было бы просто: из одного широкого кольца получилось бы два узких. А что  сейчас? Получилось не два кольца, а одно, вдвое уже, но зато вдвое длинней. К тому же перекручено оно не один раз, а два. А ну-ка, разрежем это кольцо еще раз посередине. Получится два сцепленных друг с другом кольца, каждое из которых дважды перекручено.

Вот такие неожиданные вещи происходят с постой бумажной полоской, если склеить из нее лист Мёбиуса.

Подведение итогов.

Ребята запишите в своих тетрадях свойства, которыми обладает лист Мёбиуса.

Домашнее задание.

 Возьмите ленту, разделите ее на три равные части и склейте, перекрутив один раз. Получился лист Мёбиуса. Разрежьте по всем пунктирным линиям «не отрывая ножниц» от бумаги.

В результате получится два сцепленных кольца. Одно из них вдвое длиннее исходного и перекручено два раза. Второе – лист Мёбиуса, ширина которого втрое меньше, чем у исходного.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока факультатива по математике по теме: "Лист Мёбиуса."»

Факультативный урок по теме:  Лист Мёбиуса

                             

Цель: познакомить учащихся со  знаменитым математиком  Августом Фердинандом Мёбиусом и его таинственным и знаменитым листом Мёбиуса.


Задачи:

1. Рассказать учащимся о математике  А.Ф. Мёбиусе и его изобретении, познакомить с одной из областей математики – топологией.

    2. Развить познавательную и творческую деятельность учащихся, расширить математический кругозор.

    3. Воспитывать интерес к занятиям математикой, взаимоподдержку и взаимовыручку.


Инструменты: ручки, тетради, заготовки для листа Мёбиуса, клей, ножницы.


Ход урока.

Организационный момент.


Мёбиус и топология.

Немецкий геометр  Август Фердинанд Мёбиус (1790-1868), ученик «короля математиков» Гаусса был первоначально астрономом, как и Гаусс и многие другие из тех, кому математика обязана своим развитием. В XIX веке занятия математикой не встречали поддержки, а астрономия давала достаточно денег, чтобы не думать о них, и оставляла время для собственных размышлений. Мёбиус был одним из крупнейших геометров XIX века. В возрасте 68 лет ему удалось с делать открытие поразившее всех. Это открытие односторонних поверхностей, одно из которых лист Мёбиуса.

Лист Мёбиуса – один из объектов области математики под название т о п о -л о г и я  (по другому «геометрия положения»). Удивительными свойствами обладает лист Мёбиуса – он имеет один край, одну сторону, - не связаны с его положением в пространстве, с понятиями расстояния, угла и тем не менее  имеют вполне геометрический характер. Изучением таких свойств занимается топология.

В топологии изучаются свойства фигур и тел, которые не меняются при их непрерывных деформациях (как если бы они были сделаны из резины).

С точки зрения топологии баранка и кружка – это одно и тоже. Сжимая и растягивая кусок резины, можно перейти от одного из этих тел к другому. А вот баранка и шар – разные объекты: чтобы сделать отверстие надо разрезать резину.

Понятия и теоремы топологии полезны математикам почти всех специальностей. Она используется и при применении математики в технике, экономике, психологии.

Вот такая интересная и занимательная наука топология.

Давайте рассмотрим, что же такое лист Мёбиуса?


Лист Мёбиуса.

Как вы думаете, существует ли одежда без изнанки? Конечно же, нет. А вот  с двухсторонними поверхностями мы с вами уже встречались и не раз. Давайте рассмотрим кольцо. Оно представляет собой двухстороннюю поверхность. Если двигаться по одной стороне кольца, то не «пересекая границы» нельзя очутиться на другой его стороне…

А теперь смотрите. Я беру бумажную ленту ABCD, разделенную по ширине пополам пунктирной линией, и прикладываю ее концы AB и CD друг к другу и склеиваю. Но не как попало, а так, чтобы точка A совпала с точкой D, а точка B – с точкой С. Перед склейкой я перекрутила ленту один раз. Получилось знаменитее и таинственное кольцо Мёбиуса.

А                                                                        С

В                                                                        D

(Учащимся предлагается самостоятельно сделать лист Мёбиуса).


Эксперимент 1. «Сколько сторон  у листа Мёбиуса?»

У ленты из которой сделан Лист Мёбиуса, имеется две стороны. А у него самого, оказывается, есть только одна сторона!

        Задание 1. Попробуйте покрасить одну сторону листа Мёбиуса – кусок за куском, не переходя через край ленты. И что же? Вы закрасили весь лист Мёбиуса!

Если на внутреннюю сторону обычного кольца посадить паука, а на наружною – маху  и разрешить им ползать как угодно, запретив лишь перелезать через края кольца, то паук не сможет добраться до мухи, не так ли? А если их обоих посадить на лист Мёбиуса, то бедная муха будет съедена, если, конечно, паук ползает быстрее!

Вывод: у листа Мёбиуса одна сторона.


Эксперимент 2. «Ученик - перевертыш».

Задание 2. Возьмем ручку и представим что это вовсе не ручка, а вы сами. И вы пошли гулять вдоль пунктира, идущего посередине листа Мёбиуса.  И вот вы шли, шли и вернулись к месту старта. Но в каком виде! В перевернутом! Что надо сделать, чтобы вернуться к месту старта в нормальном положении. Точно нужно совершить еще одно «кругосветное» путешествие. Проверим!

Вывод: у листа Мёбиуса нет края.


Эксперимент 3. «Отрежь кусочек».

Задание 3. А теперь возьмем ножницы и ленту посередине, вдоль пунктирной линии. Как вы думаете, что мы получим? Конечно, если бы это было простое кольцо, все было бы просто: из одного широкого кольца получилось бы два узких. А что  сейчас? Получилось не два кольца, а одно, вдвое уже, но зато вдвое длинней. К тому же перекручено оно не один раз, а два. А ну-ка, разрежем это кольцо еще раз посередине. Получится два сцепленных друг с другом кольца, каждое из которых дважды перекручено.

Вот такие неожиданные вещи происходят с постой бумажной полоской, если склеить из нее лист Мёбиуса.


Подведение итогов.

Ребята запишите в своих тетрадях свойства, которыми обладает лист Мёбиуса.


Домашнее задание.

 Возьмите ленту, разделите ее на три равные части и склейте, перекрутив один раз. Получился лист Мёбиуса. Разрежьте по всем пунктирным линиям «не отрывая ножниц» от бумаги.

В результате получится два сцепленных кольца. Одно из них вдвое длиннее исходного и перекручено два раза. Второе – лист Мёбиуса, ширина которого втрое меньше, чем у исходного.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока факультатива по математике по теме: "Лист Мёбиуса."

Автор: Иванова Людмила Егоровна

Дата: 18.12.2015

Номер свидетельства: 267799


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1650 руб.
2350 руб.
1680 руб.
2400 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1490 руб.
2130 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства