Тема: Понятия «сверху», «снизу»
Лексическая тема. «Деревья».
Цель: Учить детей ориентироваться в окружающем пространстве, определять верх и низ на плоскости и на листе бумаги.
Материалы к занятию:
Демонстрационный – Сюжетная картинка (вверху — Солнце, облака, птицы; внизу — деревья, цветы, грибы, насекомые, животные).
Раздаточный – Набор предметных картинок (Солнце, облако, дерево, гриб).
Ход занятия:
- Организационный момент.
На доске выставлена сюжетная картинка, на которой вверху изображено Солнце, облака, птицы; внизу — деревья, цветы, грибы, насекомые, животные. Дефектолог задает вопросы по картине, каждый ребенок называет один предмет.
- Работа с демонстрационным материалом
- Что изображено вверху картины? Что изображено внизу картины?
Дефектолог показывает указкой на верхнюю часть картины и сообщает: «Верх (картины, листа книги, тетради) — это самая высокая часть этого предмета: картины, листа книги, тетради, дома, дерева».
Заучивание слова «верх» — дети повторяют его хором и индивидуально несколько раз.
Затем дети находят верх предметов (шкафа, стола, стены, доски, окна, двери), проговаривая: «Это верх шкафа».
— Про какие предметы в групповой комнате можно сказать, что они находятся сверху, над нами? (Люстра, потолок, верхняя часть стен.)
Дефектолог показывает указкой на нижнюю часть картины и сообщает: «Низ (картины, листа книги, тетради) — это часть этого предмета у основания: картины, листа книги, тетради, дома, дерева. Основание — это часть, с которой начинается предмет».
Заучивание слова «низ» — дети повторяют его хором и индивидуально несколько раз.
Затем дети находят низ предметов (шкафа, стола, стены, доски, окна, двери, проговаривая: «Это низ шкафа»).
— Про какие предметы в групповой комнате можно сказать, что они находятся внизу, под нами? (Пол, ковер, стул.)
- Физкультминутка. Игра «Верх, низ». На команду дефектолога: «Верх» дети встают на носочки и тянутся вверх; на команду: «Низ!» — приседают 3—4 раза.
- Работа с раздаточным материалом.
Определение верха и низа на плоскости стола. Перед каждым ребенком предметные картинки: Солнце, облако, дерево, гриб.
- Покажите верхнюю часть стола.
- Покажите нижнюю часть стола.
- Какие картинки можно расположить сверху? (Дети выполняют соответствующее действие.)
- Какая картинка расположена сверху?
- Какие картинки можно расположить снизу?
- Какая картинка расположена снизу?
- Работа в тетради
- Итог занятия. Обобщающие вопросы по теме занятия.