kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия кружка "Занимательная математика" для учащихся начальных классов "Старинные меры измерения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с мерами длины в старину, формирование вычислительных навыков, умений решать задачи, обогащение словарного запаса учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия кружка "Занимательная математика" для учащихся начальных классов "Старинные меры измерения".»

Тема: Старинные меры измерения.

Цели: Знакомство с мерами длины в старину, формирование вычислительных навыков, умений решать задачи, обогащение словарного запаса учащихся.

Словарь: Метрология – Метрон (мера) и логос (учение). Метрология – учение (наука) о мерах.



Ход занятия

  1. Огрмомент.



  1. Актуализация знаний.

- Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в мир и историю единиц измерений. Единиц измерений существует великое множество.

- Какие величины можно измерить?

(длину, массу, площадь, объем, стоимость, время, тепло, электрический свет)

- Любое дело начинается с измерений, день начинается тоже с измерений. В разные времена и в разных странах пользовались разными единицами измерений. За долгие века их сменилось очень много. Некоторые умерли сотни лет назад. Другие дожили до наших дней. О других помнят только ученые-историки, которых называют МЕТРОЛОГИ, а науку – МЕТРОЛОГИЯ.

Значит МЕТРОЛОГИЯ – это наука, которая изучает единицы измерений длины, площади, объема, веса, историю из возникновения и развития, и их взаимосвязи между собой.Историческая метрология помогает ученым сравнить различные системы измерений с современными. С ее помощью мы можем представить себе картины хозяйственной жизни наших далеких предков. Единицы измерений возникли очень давно, в глубокой древности.

- Сегодня мы узнаем о некоторых единицах измерения, их историю, а каких – вы попробуете сказать, послушав разговор двух купцов. А кто такие купцы?

- Скажи, далеко ли еще до города?

- Два дня пути.

- Близко ли это?

- Верст 40 будет…

- Что за расстояние такое? (удивл.)

- Давай лучше спросим у заморского купца, что идет навстречу нам. Он наверное уже все товары продал и возвращается из города.

- Далеко ли город?

- Город-то, да нет, рядом. Не более 30 миль.

- Доберемся ли мы с тобой до города?

- Как вы думаете, какие единицы измерений связаны с верстами и милями

(единицы измерения длины).

- В путешествие мы отправимся вот на этом корабле.

Звучит музыка бушующего моря.



3. Основная часть занятия.

1 причал.

Наш корабль подплывает к берегам Древнего Египта.

Древние Египтяне были замечательные математики и инженеры. Египетские пирамиды фараонов, достигают 146 м, а ведь у них не было подъемных кранов.

Главной мерой длины у Египтян служил локоть. Локоть делился на 7 ладоней, а ладонь на 4 пальца, так как локти, ладони были разные, они придумали образец меры длины для всех.

Пальцы, служившие единицей измерения в Древнем Египте, не забыты и до сих пор. И теперь, когда шьют платье, говорят – “Нужно укоротить на 3 пальца”.

Еще одна из древних мер длинны в Древнем Египте был шаг. Средняя длина человеческого шага равна 71см. Как это вывели? Взяли 16 человек разного размера, измерили у каждого длину шага и сделали мерку – шаг. В древней Греции, а так же в Древнем Египте, куда мы с вами сейчас поплывем, шаг использовали для определения расстояния между городами, деревнями и т.д.



Плывем дальше.



2 причал.

Наш корабль приближается к берегам Древней Греции.

Настоящей наукой математика стала только у древних греков. Это был удивительно талантливый народ, у которого учатся многому даже сейчас, тысячи лет спустя. Их легкие корабли во всех направлениях бороздили моря и океаны. Они везли посуду, украшения из Вавилона, оружие из Египта, шкуры зверей, хлеб с берегов Черного моря Руси, вместе с товарами они привозили в Грецию и знания. Но греки не только учились, но очень скоро и обогнали своих учителей. А знаете, почему они обогнали в математике другие народы? Потому что они умели спорить, рассуждать и доказывать. И здесь, в Древней Греции появилась одна из самых древних мер – это стадий – 185 м. За стадий принимали расстояние, которое человек проходит спокойным шагом за промежуток времени от появления первого луча солнца при восходе его до того момента, когда весь солнечный диск окажется над горизонтом. Если этот выход солнца продолжается примерно две минуты, то за это время человек при средней скорости ходьбы проходит от 185 до 195 м. Как видим мера эта весьма относительна. В большинстве систем мер это расстояние равнялось 600 футам. А что такое фут? Чтобы это узнать, отправимся в Англию.


3 причал. Подплываем к берегам Англии.

Девочка ростом в дюйм, из сказки Андерсена – спала в скорлупе грецкого ореха, укрывалась лепестком розы и гребла веслами из белых конских волосков. Кто узнал ее? Это Дюймовочка. Дюймом пользовались моряки многих странах долгие века. Произошел дюйм от ширины большого пальца. В Англии его размер определили в длину 3 ячменных зернышек. Этот закон был издан 700 лет назад.

В Англии, Америке и некоторых других странах дюйм – основная мера длины в технике. Например, на шинах автомашин дюйм 2 см 5 мм. Также английской мерой длины является фут (в переводе с английского языка – ступня), 1 фут = 30 см. В Англии не забыта и единица измерения ладонь – ей измеряют высоту лошадей. Так же у англичан мерой длины была миля (в переводе с латинского – тысяча), значит миля – мера, равная тысячи двойных шагов, а шаг = 71см, значит 71 * 2 * 1000 = примерно 1478м. есть миля сухопутная (= 1609м) и миля морская (=1852м). Ярд – еще одна мера, которая равна расстоянию от кончика носа до кончика среднего пальца английского короля Генриха 1 = примерно 1м.

Задача. Наш корабль продолжает путь со скоростью 180 футов под килем. С какой скоростью плывет корабль? 180ф = 30см *180ф = 5400 см = 5 км 400м.

Плывем дальше.


ФИЗМИНУТКА


4причал. Подплываем к берегам Древней Руси.

В Древней Руси как и в других странах мерой длины был шаг, локоть (русский локоть равен 42см), а так же сажень. Это расстояние между большими пальцами вытянутых рук в стороны. Много веков назад на Таманском полуострове было русское княжество. Главный город назывался Тмутаракань. Где был этот город нашли камень, с надписью “В лето 6576 Глеб князь, мерил море но льду от Тмутаракани до Керченского пролива. Оно оказалось 10000 и 4000 саженей). Это было по нашему календарю в 11 веке. Древнерусская сажень была равна примерно 152 см. В наше время саженью пользуются моряки. Английская сажень - 183 см.

Про могучего человека и сейчас говорят “саженного роста”, у него “косая сажень в плечах”. Еще одна древнерусская мера - Пядь – она удобна, потому что каждый ее носит с собой. Ведь, “пядь” – расстояние от большого пальца до 2. Составляла она 1/4 аршина, а аршин 72 см, значить пядь = 72:4=18см. Эта мера существует с незапамятных времен. Величина эта забыта, но слово нет. Оно живет в поговорках и пословицах “Семь пядей во лбу” – так говорят про умного человека. Так же на Руси мерой длины был вершок - 4,5 см.

На Руси была и своя русская миля, которой измеряли большие расстояния. Она равна 7 верстам, а верста - 1070 м, значит русская миля = примерно 70500км.

Русские вершки, аршины, сажени были государственными единицами еще в начале XX-го века.

Плывем дальше.


5причал. Дом.

Но чтобы вернуться домой мы должны «Угадать - посчитать».

1). Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала.

И маленькую ласточку от холода спасла.

- Какого роста была Дюймовочка? (дюйм – 2см 5мм)


2). Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок,

Удивительный конек

По прозванью … Горбунок

Конь ретивый,

Долгогривый.

Скачет полем,

Скачет нивой.

Конь росточком малый,

Но зато удалый.

Рост Конька – Горбунка? (3 вершка, вершок = 44мм)


3). Царь Салтан с женой простяся,

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

Между тем, как он далеко

Бьется долго и жестоко,

Наступает срок родин;

Сына Бог им дал в аршин.

Какой рост новорожденного сына царя Салтана? (71см)


- Ну вот мы и вернулись в 21 век.


4. Итог занятия:

Итак, старинные единицы измерений ушли в историю, но на устах у народа они остались. Названия этих мер можно встретить в поговорках, пословицах, стихах, романах. На этом наше путешествие подошло к концу.

Желаю дальнейших успехов. Перед трудностями не останавливаться, продвигаться вперёд только семимильными шагами. Желаю вам – семи пядей во лбу! На следующем занятии мы продолжим изучать старинные меры длины.


5. Рефлексия

- Продолжите каждый по одному предложению:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Меня удивило…

Мне захотелось…



СПАСИБО ЗА РАБОТУ!




























Дюйм – 2,5 см

Фут – 30 см

Ярд – 1 м3 фута

Сажень – 183 см

Миля – 1478 м

Стадий – 185 м

Шаг – 71 см

Локоть – 44 см

Аршин – 72 см

Пядь – 18 см

Вершок – 4,5 см

Верста – 1070 м







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Семенова Людмила Васильевна

Дата: 08.12.2016

Номер свидетельства: 367340


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства