Просмотр содержимого документа
«Конспект урокаОбыкновенные дроби»
Открытый урок
по теме
«Введение понятия десятичные дроби и её записи.»
г. Череповец
2012 год
Цель урока: введения понятия десятичной дроби и ее записи
Форма урока: игровая
Тип урока: объяснение нового материала; интегрированный урок с элементами игры
Дидактические цели:
четкое формулирование задач;
систематичность и последовательность;
связь теории и практики ;
создание условий успешности учения обучающихся.
Дидактические задачи:
обеспечить в ходе урока повторение, закрепление нового материала, основных понятий;
развивать навыки культуры речиустной и письменной;
развивать самостоятельность и трудолюбие;
учить выделять главное в ходе решения задач.
Методы обучения: практические
По характеру-частично посковый;
По дидактическим задачам-урок-введение
Задачи:
Первый этап урока:повторить запись обыкновенных дробей в виде перевода из неправильной дроби в смешанное число и наоборот
Второй этап урока: научить переводить обыкновенные дроби сознаменателем, содержащим единицу с нулями в десятичную
Третий этап урока: через игру перейти к восприятию правильной формы записи десятичных дробей
На первом этапе урока провести фронтальный опрос а знание видов дробей и тест-готовность к восприятию нового материала( вместо устного счета / слайд ромашка)
На втором этапе урока ввести понятие десятиной дроби, формы записи. Рассмотреть и вспомнить разряды и форму записи разряда,если нет цифры. Объяснение темы вести в виде фронтальногоопроса и беседы. Рассказать немного из истории десятичных чисел( слайд 2).
На третьем, отработочном этапе урока записать в виде обыкновенных дробей а затем в виде десятичных дробей дроби, связанные с определенными мерамми измерения.
На четвертом этапе урока подвести итог, проведя тест-контроль и его взаимопроверку.
Первый этап урока
СЛАЙД 1
Организационный момент
Провести устный опрос на знание дробей. Обучающиеся закрашивают нужным цветом у себя на выданных листах лепестки, соответсвующие правильному ответу.В качестве проверки прикрепить лепестки на доску. Выполнить проверку.Отразить результаты проверки на доске.
Второй этап урока
Сегодня на уроке мы с вами продолжим наше путешествие в страну дробей и поговорим о десятичных дробях. Их предшественниками являлись шестидесятиричные дроби древних вавилонян.Некоторые элементы десятичной дроби встречаются в трудах многих ученых Европы 12-14 веков.
В древнем Китае уже пользовались десятичной системой мер, обозначали дробь словами, ипользуя меры длины: чи, цунь, порядковые, шерстинки, тончайшие, паутинки.
Десятичную дробь с помощью цифр и определенных знаков попытался записать арабский математик ал-Уклисиди в 10 веке. Свои мысли по этом повпду он изложил в «Книге разделов об индицской арифметке». В 15 веке в Узбекистане жил математик и астроном Джемшид Гиясэддин Аль-Коши. Он наблюдал за движением звезд, планет,Солнца, поэтому ему были необходимы для вычислений десятичные дроби. Он написал книгу «Ключ к арифметике»( 1424 год),в которой показал запись дроби в одну строку числами в десятичной системе и описал правила действия с ними. Ученый пользовался несколькими способами написания дробей:например, применял вертикальную черту, пользовался чернилами другого цвета. К сожалению, этот труд до ученых Европы своевременно не дошел.
В это же время французский математик Ф. Виетт в книге «Математический канон»(1540-1603г.г.) в записи десятичной дроби дробную часть подчеркивал и записывал выше строки целой части числа.
В 1585 году фламандец Симон Стевин(1548-1620г.г)слелал важное открытие, о чем написал в своей книге «Десятая». Он стал писать цифры в одну строку с цифрами целого числа, нумеруя их. Например, 0, 3752 записываль так:3(7(5(2(. Именно Стевина считают изобретателем десятичных дробей. Запятая в записи дробей появится позже- лишь в 1592 году. Современную запись дробей предложил Кеплер.В странах, говорящих по-английски, вместо запятой принято ставить точку.
А теперь давйте рассмотрим слайды.
СЛАЙД 2
Вопрос: куда смещаается единица?( ответ: передвигается на одну клетку вправо)
Вопрос : как меняется ее значимость?( ответ:она переходит в следующий –меньший разряд)
Вопрос: какое действие соответствует этому изменению? ( ответ: деление на 10)
Мы дошли до последнего разряда- до единицы. Подумайте, что будет, если и ее уменьшить в 10 раз.( ответ:будет дробь со знаменателем 10)
СЛАЙД 3
Придумайте название для нового разряда.( ответ:десятые)
Итак, мы подошли к новому понятию: десятичной дроби.
Попробуем дать ее определение(ответ:дробь со знаменателем 10,100, 1000 и т.д. называется десятичной)
Раскроем учебники на странице 180-181 и рассмотрим таблицу 3. В ней видим стоящие после десятых разряды. Прочитаем их названия:десятые,сотые,тысячные и т.д.
Возникает вопрос:а как же десятичные дроби записывают при письме?
(ответ: целую часть от дробной отделяют при помощи запятой)
СЛАЙД 4
Прочитаем вместе название написанной дроби.
Физкультминутка
Мы долго работали, теперь надо отдохнуть. Пограем с вами в игру «Верю-не верю». Если вы мне верите, то вы тянетесь вверх, поднимая руки. А если не верите, то наклоняетесь вперед и приседаете. Итак, вопросы (карточки):
1. = 0,1(да)
2. 3 – смешанное число(да)
3. –правильная дробь(нет)
4.1: 100 = (нет)
Молодцы!!!!!!
Третий этап урока
Садимся на места, продолжаем работать.
Мы все время говорим, что математика- наука, тесно связанная с жизнью. Давайте и на этот раз решим ряд задач, связанных с историей нашего города, составленные для вас учащимися седьмого класса.
Центральной улицей Череповца является Советский проспект. Кто знает, как он назывался раньше?(ответ: Воскресенский)
СЛАЙД 5
Воскресенский проспект (ныне Советский)имеет длину 3 км 100 метров. Переведите эту величину сначала в обыкновенную, а затем в десятичную дробь.Запишите полученный результат
(ответ:3 км 100 м = 3 км =3,100 км)
СЛАЙД 6
В Соляном саду ( ныне это парк культуры и отдыха) первоначально было посажено 100 деревьев редких пород. Из них 15 составили совершенно необычные для северной природы каштаны. Запишите с помощью десятичной дроби, какую часть от всех деревьев составляли каштаны.(ответ: 0,15 от всех деревьев)
СЛАЙД 7
В усадьбе городского головы Ивана Андреевича Милютина были высажены 100 кустов роз. Из них 15 были крассные, 25- желтые, 20- белые, а остальные- розовые.Запишите с помощью десятичной дроби, какую часть от всех роз составляли розы различных оттенков.( ответ:красные- 0, 15, желтые – 0,20,
А теперь оценим свою работу на уроке, скажем, чему научились, было ли вам интересно.
Ставили цель:
повторить запись обыкновенных дробей в виде перевода из неправильной дроби в смешанное число и наоборот ;
научиться переводить обыкновенные дроби сознаменателем, содержащим единицу с нулями в десятичную.
Как вы думаете, мы достигли запланированного результата?
Оценим себя с помощью шляп(поднимают шляпы разных цветов, на доске- обратная связь).
А чтобы проверить, чему вы научились на уроке, мы с вами выполним тест, котрый проверим сами в парах.
1.Какие из дробей можно записать с помощью десятичных?
А) , Б) , В) ,
Ответ:1.А),Б);2.А),В);3.все;4.Б),Г)
А) , Б), В), Г)
Ответ:1.А),Б); 2.Б),В); 3.В),Г; 4. Все
2.Запишите дробь в виде десятичной
Ответ:1).7,5; 2).0,75; 3) 0,075.
Ответ:1).0,47; 2). 4,07; 3).4,7
3.В записи числа 738,923 на месте сотых стоит
3.В записи числа 567,368 на месте сотых стоит
А). 9; Б).2; В).3
А). 3; Б).6; В).8
4.С помощью десятичной дроби запишите в килограммах 73 грамма
4.С помощью десятичной дроби запишите в килограммах 58 граммов
А)0,73; Б).0,073; В).7,3; Г).свой ответ
А)0,58; Б).0,058; В).5,8; Г).свой ответ
5.Запишите в веде десятичной дроби три целых семьдесят пять сотых
5. .Запишите в веде десятичной дроби три целых восемь сотых
А).3,75;Б)3,075; В)37,5; Г).свой ответ
А).3,8;Б)3,08; В),038; Г).свой ответ
Подведем общий итог урока: последний тест позволит нам с вами сделать вывод, хорошо ли усвоен новый материал. Его итоги я подведу завтра. Завтра же мы продолжим эту тему и узнаем, как можно перевести в десятичную дробь дробь обыкновенную и все ли дроби можно переводить в десятичные. С интересными фактами из истории дробей нас познакомит Лапик Вова , который подготовил доклад на эту тему и презентацию.
СЛАЙД 8
БАНК ЗАДАЧ
1.Воскресенский проспект (ныне Советский) имеет длину 3 км 100 метров. Переведите эту величину сначала в обыкновенную, а затем в десятичную дробь.Запишите полученный результат
2.В Соляном саду ( ныне это парк культуры и отдыха) первоначально было посажено 100 деревьев редких пород.Из них 15 составили совершенно необычные для северной природы каштаны. Запишите с помощью десятичной дроби, какую часть от всех деревьев составляли каштаны
3.В усадьбе городского головы Ивана Андреевича Милютина были высажены 100 кустов роз. Из них 15 были красные, 25- желтые, 20- белые, а остальные- розовые. Запишите с помощью десятичной дроби, какую часть от всех роз составляли розы различных оттенков.