Цель:формирование понятия геометрической фигуры: точка, прямая, луч.
Задачи:
1) обучающая: выработать умение строить и обозначать точку, прямую, луч.
2) развивающая:развивать память, навыки работы чертежными инструментами.
3) воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свои знания, внимательность.
Тип урока:комбинированный
Оснащённость урока
Ход урока:
Орг. момент.
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
Что означает слово геометрия в переводе с греческого?
Что является основными понятиями геометрии?
Что изучает планиметрия?
Что изучает стереометрия?
Изучение нового материала.
1. Повторение известного учащимся материала о точках и прямых, их изображении и расположении относительно друг друга.
2. Прямая безгранична, а на рисунке изображается только часть прямой.
3. Обозначение прямых малыми буквами латинского алфавита или двумя большими буквами, соответствующими двум точкам, лежащим на прямой.
Рисунки выполнять на доске и в тетрадях; рассмотреть по учебнику рисунки 4, 5 и 6 на с. 5.
4. Выполнение практического задания № 1 (с. 7 учебника). Символы и .
5. Вопросы к учащимся:
1) Можно ли через данную точку провести прямую?
2) Сколько прямых можно провести через данную точку?
Учащиеся должны сделать вывод: «через данную точку можно провести сколько угодно прямых».
3) Сколько прямых можно провести через две данные точки? (Ответ: только одну.)
Учащиеся проводят прямую через две данные точки и находят в п. 1 учебника утверждение: «через любые две точки можно провести прямую, и притом только одну».
Это утверждение выражает неискривленность прямой, то есть то свойство, которое отличает прямую от других линий (через две данные точки можно провести сколько угодно кривых линий, например окружностей, а прямых – только одну).
6. Рассмотрение различных случаев взаимного расположения двух прямых на плоскости (с помощью рисунков учебника, плакатов, таблиц, транспарантов для графопроектора).
Учащиеся делают вывод: две прямые не могут иметь более одной общей точки.
III. Выполнение практических заданий.
1. Учащиеся выполняют практические задания № 2, 3 на с. 7 учебника.
2. Вопросы к учащимся:
1) Могут ли прямые ОА и АВ быть различными, если точка О лежит на прямой АВ? (Ответ: прямые ОА и АВ не могут быть различными, так как обе они проходят через точки А и О, а через две точки проходит только одна прямая.)
2) Даны две прямые а и b, пересекающиеся в точке С, и точка D, отличная от точки С и лежащая на прямой а. Может ли точка D лежать на прямой b? (Ответ: точка D не может лежать на прямой b, так как две прямые не могут иметь двух общих точек.)
IV. Проверка усвоения изученного материала.
Самостоятельная работа проводится в форме диктанта:
1. Начертите прямую и обозначьте ее буквой b.
1) Отметьте точку М, лежащую на прямой b.
2) Отметьте точку D, не лежащую на прямой b.
3) Используя символы и , запишите предложение: «Точка М лежит на прямой b, а точка D не лежит на ней».
2. Начертите прямые а и b, пересекающиеся в точке K. На прямой а отметьте точку С, отличную от точки K.
1) Являются ли прямые KС и а различными прямыми? Ответ обоснуйте.
2) Может ли прямая b проходить через точку С? Ответ обоснуйте.
3*. Сколько точек пересечения могут иметь три прямые? Рассмотрите все возможные случаи и сделайте соответствующие рисунки.
4*. На плоскости даны три точки. Сколько прямых можно провести через эти точки так, чтобы на каждой прямой лежали хотя бы две из данных точек? Рассмотрите все возможные случаи и сделайте рисунки.