Тема: «Противоположные числа» -1 урок по данной теме
6 класс, УМК Виленкин
Цели:
Образовательная: ввести понятие противоположных чисел и закрепить знания, умения и навыки учащихся при решении конкретных упражнений и заданий по данной теме.
Развивающая: способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления; систематизировать знания путем создания условий для интеллектуального развития личности ребенка на уроке; развивать математическую культуру речи и письма.
Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим; дисциплинарные навыки; интерес к предмету.
Задачи:
Ввести определение противоположных чисел, определение целых чисел; научить находить числа, противоположные данным числам.
Актуализация знаний учащихся по таким вопросам:
Что такое координатная прямая?
Что называют координатой точки на прямой?
Какими числами являются координаты, расположенные слева от начала координат; справа от начала координат; какую координату имеет начало координат?
Какими числами обозначают координаты точек на вертикальной прямой: выше начала координат; ниже начала координат.
Выбранные цели и задачи соответствуют программному материалу и срокам изучения данной темы.
Тип урока: урок изучения и закрепления первичных знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
План урока:
1. Постанова целей и задач урока.
2. Повторение.
3.Объяснение нового материала.
4.Закрепление нового материала.
5.Физминутка.
6.Работа с классом.
7.Самостоятельная работа.
8.Итоги урока.
9. Задание на дом.
Ход урока:
Организация начала урока.
- Здравствуйте ребята! Садитесь! Я вижу, все готовы к уроку! Начнем нашу работу.
1. Постанова целей и задач урока. (слайд 1).
Сегодня на уроке мы с вами изучим тему “Противоположные числа”.
Но сначала, как всегда, ответим на вопросы и повторим пройденный материал.
2.Повторение:
Работаем устно.
1 задание: определить по рисункам – какая часть фигуры закрашена? (слайд 2)
2 задание: Отрезок разделён на десять равных частей. Определить какая часть отрезка выделена цветом? (слайд 3)
А теперь ребята ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. (слайд 4) фронтальная устная работа с классом.
-Что такое координатная прямая?
-Что называют координатой точки на прямой?
-Какими числами являются координаты, расположенные слева от начала координат; справа от начала координат; какую координату имеет начало координат?
-Какими числами обозначают координаты точек на вертикальной прямой: выше начала координат; ниже начала координат.
Молодцы!
3 задание: изобразить точки с координатами – 6; +3; - 5; - 7; ; ; 2,3; -5,8 на координатной прямой (слайд 5)
Ребята, на этом слайде вы видите координатную прямую, и точки, которые надо отметить. (ученики выходят и с помощью стилуса интерактивной доски отмечает точки).
Молодец!
4 задание: определить координаты отмеченной точки (слайд 6-17) и отгадайте имя великого ученого фронтальная устная работа с классом.
А теперь ребята, вам нужно выполнить еще одно задание. Определить координату отмеченной точки. Выполняя, его вы узнаете имя великого ученого своего времени.
Очень хорошо! Вы отгадали – это Декарт! Все вы наверняка уже слышали это имя! Посмотрите на экран. Проговаривается историческая справка.
Историческая справка (слайд 18).
Французский математик, физик, философ. Его работы способствовали признанию отрицательных чисел в Европе. Предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввел координатную прямую (1637 г.)
4 задание: Ребята, посмотрите на следующий слайд. Здесь изображен термометр, который установлен на здании Московского университета. Какую температуру показывает термометр.
Работа с термометром (слайд 19) фронтальная устная работа с классом.
Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали. За хорошую работу следующие ученики получают оценки
3.Объяснение нового материала (слайд 20).
Пришло время новой темы! Я в начале урока уже нацелила вас на то, что сегодня будем изучать тему: «Противоположные числа».
Откройте свои тетради и запишите число, классная работа.
Ребята, посмотрите на экран. Точки с координатами 5 и -5 одинаково удалены от точки О и находятся по разные стороны от нее. Чтобы попасть из точки О в эти точки, надо пройти одинаковые расстояния, но в противоположных направлениях. Числа 5 и -5 называются противоположными числами: 5 противоположно -5, А -5 противоположно 5.
Работа с учебником:
- Давайте прочитаем правило, какие числа называются противоположными, на странице 155 учебника. (Все читают правило из учебника вслух).
- Какие числа называются противоположными?
- Назовите ещё какое-нибудь число, противоположное числу 6.
-Какой вывод можно сделать?
- Назовите число, противоположное числу 0.
Ребята, запомните: (слайд 21)
1.Что для каждого числа есть только одно противоположное ему число.
2.Число 0 противоположно самому себе.
Запись в тетради.
число, противоположное числу .
число, противоположное числу .
.
Запись «-(-15)» означает число, противоположное числу -15. Т.к. число, противоположное числу -15 равно 15, то –(-15) = 15.
- Что означает запись ?
Если , то ;
если , то ;
если , то ;
если , то .
Перечислите, какие числа мы используем при счёте предметов?
Как называются эти числа?
Натуральные числа, противоположные им числа и нуль называют целыми числами.
Работа с учебником: Прочитайте в учебнике рубрику: «Говори правильно»
-Прочитайте двумя способами:
- Каким числом может быть запись: ?
-С какими понятиями мы познакомились?
4. Закрепление
А теперь выполним несколько упражнений по новой теме:
1) Назовите закрытые числа в таблице и отметьте их на координатной прямой. (слайд 24)
(ученик выходит и на задней доске отмечает точки).
Молодец!
2) ребята посмотрите на слайд и скажите: какие целые числа расположены на координатной прямой между числами. Еще раз вспомнить, что называется целыми числами.
( слайд 25) фронтальная устная работа с классом.
3) А теперь нужно найти координаты точек, отмеченных на прямой. А для этого сначала отметить начало координат. (слайд 26) (Желающий ученик выходит и на интерактивной доске работает).
Ответ: А(1), С(-1,5), В(-4)
5. Физминутка
Все вы, я вижу устали. Поэтому давайте немного отдохнем. Все встали и потянулись. А теперь, выполняем упражнения за мной.
Шеей крутим осторожно -
Голова кружиться может.
Влево смотрим - раз, два, три.
Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)
И за парты вновь вернёмся. (Дети садятся за парты.)
6. Работа у доски и в тетрадях (слайд 27)
№ 927 (а,б,г) ( ребята работают на обыкновенной доске и получают затем оценки)
7. Самостоятельная работа 5-7 мин. (слайд 28)
Самостоятельная работа выполняется на усмотрение учителя, если осталось время в конце урока и дети усвоили материал.
8. Подведение итогов, задание на дом (слайд 29)
- Итак, с чем мы познакомились на уроке?
-Какие числа называются противоположными?
-Какое число противоположно нулю?
- Какие числа называют противоположными?
5