МКОУ «СОШ №21» ИМРСК
Методическая разработка урока с технологической картой.
Тема урока «Площадь прямоугольника»
Математика, 5 класс
Шахтарина Ирина Фёдоровна,
учитель математики.
Урок математики по учебнику «Математика» Н.Я. Виленкин относится к параграфу «Площади и объёмы» главы «Натуральные числа», проводится во II четверти (из расчёта 175 часов в год, 5 уроков в неделю). Данная работа актуальна, т.к. разработана в соответствии с ФГОС, составлена в технологии системно-деятельностного подхода, с применением ИКТ. Урок позволяет открыть представление учащихся о новом способе действия, развивает интерес к изучению математики, даёт детям радость открытия, воспитывает толерантное и уважительное отношение к участникам образовательного процесса, подталкивает учащихся к творчеству и практическому применению полученных на уроке знаний.
Цель: Ввести понятие площади прямоугольника, формулу площади прямоугольника, вывести свойство равных фигур,
Задачи:
Образовательные: научить решать и оформлять задачи, точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, умения моделировать реальные ситуации на языке математики, интерпретировать полученный результат.
Развивающие: формировать умения самостоятельно выбирать способ решения и умения обосновать выбор; развивать логическое мышление учащихся
Воспитательные: воспитывать активность, самостоятельность, чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы;
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Формы обучения: индивидуальная, парная и фронтальная.
Методы обучения на уроке: словесные, наглядные, творческие, практические и проблемно – поисковые.
Приёмы: использование ТСО, самостоятельная работа, самопроверка и взаимопроверка.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, рабочие тетради, планшеты для устного счета, конверты с прямоугольниками разных цветов и размеров, палетка, тексты для самостоятельной работы.
План урока:
Организационный этап. Подготовка к восприятию
Мотивация учебной деятельности Актуализация знаний.
Организация исследовательской деятельности.
.Закрепление полученных знаний при решении задач.
Физминутка. Динамическая пауза.
Самостоятельная работа в парах.
Рефлексия
Домашнее задание. Творческая работа
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. На парте учебник, тетрадь, дневник, чертежные инструменты, планшет для обратной связи, 2 конверта с заданиями.
2. Мотивация учебной деятельности .
Начнем урок с устного счета. Минутка тишины. Ответ показываем на планшетах.
Вычислите 10², 10²-10, 2²-4, 5²-5 (Слайд1)
(Слайд 2) Найдите числа, которые являются квадратами чисел, поставьте им в соответствие букву и покажите получившееся слово
9 | 12 | 34 | 25 | 67 | 100 | 49 | 80 | 54 | 36 | 10 | 48 | 64 | 77 | 90 | 16 | 45 |
п | м | к | л | н | о | щ | ю | в | а | ы | р | д | и | ж | ь | е |
(Слайд 3) Посмотрите внимательно на рисунок? Что вы видите?
- Внимание на экран. Назовите одним словом
(Слайд 4)….. обитания зверя
Это слово происходит от латинского слова « ……», но употребляется не в геометрии, а чаще всего в биологии
(Слайд 5) Торговая …….и место народных собраний в древнегреческих городах
(Слайд 6) Главная …… Москвы, сложившаяся в XV в. после грандиозного пожара
(Слайд 7)пластинка для вычисления…… на картах
пластинка для измерения ……..
О чем пойдет сегодня речь на нашем уроке? ( О площади прямоугольника)
Запишем в тетрадях число, классная работа и тему урока.
Организация исследовательской деятельности.
Ребята, на адрес школы пришло письмо
Откуда д. Простоквашино От кого д. Федора
Кому 5 класс х. Спорный, ул Мира, 132
« Уважаемые любознательные ребята! Из налоговой организации мне пришло письмо с требованием оплатить налог на имущество. Не знаю, как определить площадь дома и участка, на котором он находится. Помогите!!!! План участка прилагается».
Ребята! Просьбу о помощи нельзя оставить без внимания. Поможем? В путь!
Пока мы идем, вспомним, что нам известно о площадях?
Площадь квадрата со стороной 1 см называется… квадратным см. Найдите в конверте №1 квадратный см. Что необходимо сделать, чтобы узнать площадь фигуры?
Найдите площадь фигуры, используя палетку.
Найдите фигуры, площадь, которых 10см².
Сравните фигуры площадью 10 см². А как это сделать? А в классе есть равные фигуры? Что можно сказать об их площадях? Сделайте вывод.
Измерьте квадратным см площадь парты? Удобно? Почему?
Какую цель поставим перед собой на уроке?
Что мы знаем? Что узнали? Что нам необходимо узнать? Как измерить площадь?
Нет задачи проще! Поглядите-ка сюда! Встали мерки в три ряда, Будто бы солдатики Ровные квадратики. Чтобы площадь нам узнать, Надо их пересчитать.
А нельзя ли по - другому?
Т.е. 7 –длина, 3- ширина. 7×3=21
Если длину прямоугольника обозначить буквой а, ширину прямоугольника буквой b, площадь буквой S, то можно записать формулу площади прямоугольника S=a*b . Запишем формулу в тетради. Поставьте на полях восклицательный знак. Найдите в учебнике эту информацию (стр108). Она отмечена знаком √ (т.е правила и теоретические сведения, которые надо знать наизусть)
4.Закрепление полученных знаний при решении задач.
Вот мы и подошли к участку д. Федора. Конверт №2
Участок представляет собой прямоугольник. Как найти его площадь? (Надо измерить его длину, ширину и перемножить)
Условимся, что 1 см равен 1 м. Измерим длину, ширину.
Оформим и решим задачу в тетради
Дано: Решение:
а=12 м S=a*b
b=10 м S=12*10=120 (м²)
S-? м²
Ответ: 120 м²
На участке стоит дом. Известно, что площадь дома равна 24 м². Какими могут быть размеры дома?
(1×24, 2×12, 3×8, 4×6). А какими могут быть реальные размеры дома?
Найдите прямоугольник, который будет домом (прямоугольник коричневого цвета). Разместите «дом» на участке.
Д. Федор любит заниматься спортом. Справа от дома находится спортивная площадка (прямоугольник зеленого цвета). Зайдем на нее, определим ее площадь. Оформим задачу в тетради. Сверьтесь с образцом, внесите поправки.
Физминутка. Динамическая пауза.
Раз уж мы на спортивной площадке, то немного отдохнем:
1-д. Федор вдруг проснулся, улыбнулся, потянулся
2-согнулся, разогнулся , 3- в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка
На 4 руки шире, 5- руками помахать , 6- за парты тихо сесть.
Самостоятельная работа в парах.
Определите площадь пруда, сада, клумбы 2(К2), длину клумбы 1(К1) . Найти равные фигуры. Разместить их на участке. Сделать вывод. Заполнить карточку.
Порядок работы определите сами. На карточке напишите 2 фамилии
Сверьте ответы. Отметьте верные ответы знаком «+». Поставьте оценку на карточке.
Рефлексия
Ребята, мы ответили сегодня на все вопросы, которые задал нам д. Федор?
Как найти площадь прямоугольника? Заполните пропуски в стихотворении
Площадь прямоугольника надо узнать? Длину на ширину поспеши умножать!
Что узнали нового? Над чем надо поработать дополнительно?
( Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске)
Домашнее задание. Творческая работа
п.18. Выполнить необходимые измерения и вычислить площадь своей комнаты. Оформить задачей. (Каким инструментом будем измерять?), №737
Домашнее задание (дополнительное) Оформите участок д. Федора красочно в соответствии с полученными данными.
Вы отлично поработали! Всего доброго!
6