Начало урока | 1. Приветствие учителя и учащихся. Психологический настрой. Как вы относитесь к природе? Любите ли вы дерево? Какое дерево вы бы хотели видеть? Каждому учащемуся предлагается дерево, которое нужно спасти. А для этого вы должны использовать все свои знания. 2. Проверка домашнего задания: Постановка темы и цели урока совместно с уч-ся. 3. Повторение прямоугольной системы координат в пространстве. Формул координат середины отрезка и её длины. Перед тем, как приступить к изучению темы урока, давайте вспомним: 1. Какие существуют системы координат? 2. Сколько точек можно отметить на ней? 3. Множество точек может определить….. 4. А если дать направление отрезку, то….? Запись темы урока в рабочих тетрадях. | Карточки с рис. дерева.  |
Середина урока | 1. Разбор новой темы. (в группах по 4 человека) Если начало вектора — точка А, а его конец — точка В, то вектор обозначается или .  Нулевой вектор — точка в пространстве. Начало и конец нулевого вектора совпадают, и он не имеет длины и направления. Обозначается: . Абсолютной величиной (или модулем) вектора называется длина отрезка, изображающего вектор. Абсолютная величина вектора . Обозначается . Два вектора называются равными, если они совмещаются параллельным переносом. АВСD — параллелограмм,   Два ненулевых вектора называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых. Если векторы и коллинеарны и их лучи сонаправлены, то векторы и называются сонаправленными. Обозначаются . Если векторы и коллинеарны, а их лучи не являются сонаправленными, то векторы и называютсяпротивоположно направленными. Обозначаются . Нулевой вектор условились считать сонаправленным с любым вектором.
  Свойство коллинеарных векторов Если векторы и коллинеарны и , то существует число k такое, что . причем если k 0, то векторы и сонаправленные, если k Координаты вектора. Числа x, y и z называются координатами вектора в данном базисе. В этом случае пишут: Действия над векторами, заданными своими координатами  Сложение | Вычитание | Умножение | 
 При сложении векторов их соответстветственные координаты складываются. | 
 При вычитании векторов их соответстветственные координаты вычитаются. | 
 При умножении вектора на число все его координаты умножаются на это число. | Работая со справочным материалом, уч-ся получают зеленые листья для своих деревьев. 2. Первичное закрепление. (работа в парах) Запишите координаты вектора АО, если А(6;-2;4), О – начало координат? Найти координаты вектора АВ, если А(3; 4; -1) и В( -2; 0; 4) Дано: АВ= СD, где А ( 1;0;1),В ( -1; 1;2), С (0;2;-1). Найти: D( х ,у,z) Коллективное решение задач: В пространстве даны точки А, В, С, D. Найдите вектор с началом и концом в этих точках, который равен: а) ВС+СА+АD; б) АВ+ВD+BA-CD. Найдите координаты конца вектора АВ(1;-3;7), еслиА(2;5;-1). У какого из приведенных векторов самая большая длина: а(7;-5;4), b(0;3;-9), c(-2;5;-8)? Решить № 3, 5, 6, 7 стр.73 | Справочный материал на листах А4. Кластеры Конспект в тетради Карточка. Карточка. Учебник |
Конец урока | Итоги урока. Фронтальная беседа Что называют вектором? Выполняется ли правило параллелограмма и правило треугольника в случае сложения векторов в пространстве? Сформулируйте правило параллелепипеда для сложения векторов в пространстве? Какие векторы называются равными? Какие векторы называются сонаправленными в пространстве; противоположно направленными в пространстве? Оценивание. Если ученик собрал от 3 до 5 листьев, получает «3» Если ученик собрал от 6 до 9 листьев, получает «4» Если ученик собрал от 10 и выше листьев, получает «5» Рефлексия. Вывешивают на доске деревья с зелеными листьями. Д/з: учить пп. 23, 24. Решить :14,15. Сообщение «Действия над векторами». |
Учебник. |