воспитание активности, усидчивости, прилежания, трудолюбия, любви к предмету.
Оборудование: таблицы чисел от 1-9, карточка- загадка, образцы цифр для чистописания, индивидуальные карточки для самостоятельной работы, геометрические фигуры,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитание активности, усидчивости, прилежания, трудолюбия, любви к предмету.
Оборудование: таблицы чисел от 1-9, карточка- загадка, образцы цифр для чистописания, индивидуальные карточки для самостоятельной работы, геометрические фигуры, пуговицы;
ТСО: проектор, экран, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята! Готовы вы к уроку? (Да!)
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс.
Всё получится у нас!
Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем.
II. Устный счёт.
1. Работа с таблицей
- Положите перед собой таблицу. Возьмите ручки или карандаши.
1. Найдите и покажите числа в порядке увеличения;
2. Найдите и покажите числа в порядке уменьшения;
3. Числа от 3 до 8;
4. Числа от 7 до 9;
5. Числа от 8 до 5;
4
7
2
6
9
5
1
3
8
- А теперь расскажите нам, что вы заметили? (цифра 9 находится в центре таблицы; цифра 1 – в нижнем левом углу; цифра 2 – в третьем столбце и т.д.)
- Какую геометрическую фигуру вам напоминает сама таблица? (Прямоугольник)
- Как из этого прямоугольника можно получить квадрат? (Закрыть столбец с цифрами 4, 6, 1 или 2, 5, 8).
- Что вы знаете о квадрате? (Все стороны равны)
- Найдите в своих конвертах прямоугольник и квадрат. Покажите!
- Что общего у прямоугольника и квадрата? (Равное количество сторон, углов)
2. Игра «Ты мне - я тебе». (Слайд № 2)
- Задайте пример своему товарищу. Помните, у вас есть помощник – числовой луч!
(Дети называют друг другу равенства и находят их значения с помощью числового луча)
7+2=9 4+2=6 4+4=8
4+3=7 3+1=4 0+1=1
1+2=3 1+4=5 1+1=2
- Какие знакомые вам геометрические фигуры вы видите на числовом луче?
- Почему этот луч называется числовым?
3. Игра «Собери и отгадай»
- Закройте глазки, отдохните. (В это время появляется слайд № 3 с такой же таблицей, но цифра 1 отсутствует)
4
7
2
6
9
5
*
3
8
- Ребята, что изменилось? Какая цифра исчезла?(1)
- Найдите все эти числа и расставьте их в порядке возрастания (карточки с этими числами « разбросаны» по классу). У вас получится загадка.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Дво е гля дят да дво е слу шают
- Прочтите загадку и отгадайте её. (Глаза и уши) (Слайд № 4)
- Как вы думаете, для чего нам нужны глаза и уши? (Смотреть, слушать)
- Вот и я хочу, чтобы на уроке вы все внимательно смотрели и слушали.
III. Минутка чистописания
1)- Слушайте внимательно, письмо, каких цифр мы будем отрабатывать на минутке чистописания. (Слайды № 5-6)
4 квадрата, 4 ключа… Цифра эта-
4 в комнате угла. Дверной замочек:
4 ножки у стола Сверху крюк,
И по 4 ножки Внизу кружочек.
У мышки и у кошки.
- У кого ответ готов? (4, 6)
2)- Посмотрите внимательно на таблички и вспомните, как правильно писать эти цифры. (Слайд № 7)
- Возьмите ручки и напишите цифры в воздухе: (под счёт)
3)
- Я тетрадочку открою
И как надо положу
Ничего от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь. (Письмо в тетради)
4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4
6 6 6 6 6 6 6 6 6 6
- С этой работой вы справились хорошо, а отдыхать под счёт вы умеете?
IV. Физминутка
Солнцу, утру каждый рад.
Звери встали дружно в ряд:
Поработали ушами,
На зарядку побежали.
Прыгни выше! Раз, два, три!
А теперь не стой, беги!
Зайка прыгает – прыг-скок! (Слайд № 8)
Белка смотрит в потолок.
Петушок идёт вприсядку.
Вот и кончилась зарядка.
V. Работа по теме урока
а) Практическая работа (Слайд № 9)
- Вспомните из прошлого урока, какие математические выражения мы называем равенства? Приведите примеры.
- Положите на парту столько квадратов, сколько у меня в левой руке карандашей. (5)
- Положите столько квадратов, сколько в правой руке карандашей. (2)
- Сколько всего квадратов получилось? (7)
- Как можно назвать выражение 5 + 2 = 7? (Равенство)
- Положите 3 прямоугольника, добавьте ещё 2. Сколько стало? (5)
- Какое равенство можно составить к этой работе? (3 + 2 = 5)
- Как мы ещё можем проверить своё решение? (На числовом луче)
б) - Посмотрите внимательно на слайд № 10
- Что общего у солнышка и числового луча? (Луч).
- Какую пользу нам приносят эти лучи? (Солнечный луч дарит всем тепло, ласку. Числовой луч помогает решать примеры).
- На какой цветок упадёт сейчас луч солнца № 8? (7+1)
- № 7? (6+1)
- № 5? (4+1)
- Вспомните, как ещё можно получить эти числа? Запишите выражения в тетрадь и найдите их значения с помощью числового луча. Таким ребятам, как Кирилл, Андрей, Алёна, я рекомендую считать с помощью счётных палочек.
6+2=8 5+2=7 3+2=5
5+3=8 4+3=7
4+4=8
(Эта запись ведётся детьми и на доске).
в) (Слайд № 11)
1) - Почему выражения
7 + 2 = 9 4 + 5 = 9 и 6 + 3 = 9 называются равенствами?
- Какому рисунку соответствует каждое равенство:
(№ 3) (№ 1) (№ 2)
- Что интересного заметили во всех равенствах? (Везде значение суммы 9)
- Какие ещё можно составить равенства, чтобы значение суммы не изменилось? (Слайд № 12)
2+7=9 5+4=9 3+6=9
- Как вы получили такие равенства? ( Поменяли местами слагаемые)
- Это переместительное свойство сложения. Подробнее о нём мы узнаем через несколько уроков. Изобразите новые равенства на числовом луче, который вы видите на доске. Кто смелый?! ( Дети по очереди выходят к доске и выполняют задание.) бнее о нём мы узнаем через несколько
- Рассмотрите рисунки. Какие предметы вы видите? ( Пуговицы)
- По каким признакам разложили пуговицы в две коробки? ( По цвету, форме, размеру.)
- Можно ли это сделать по-другому? ( Можно поменять местами 3 и 1)
- Сколько всего пуговиц в коробках? (4)
- Значит, чтобы получить число 4 надо взять, сколько и сколько?
1 и 3
2 и 2
3 и 1
- Исходя из этого, какие можно составить равенства? Запишите их в тетрадь.
1+3=4 2+2=4 3+1=4
- Почему эти выражения мы называем «равенства»?
- С каким свойством сложения мы снова встретились? ( Переместительное свойство сложения)
3) Физминутка Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
Один, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
VI. Закрепление изученного
а) Работа в парах по карточкам и с пуговицами (Слайд № 13 -15)
- Я предлагаю вам работу в парах. Возьмите пуговицы, которые лежат у вас на парте и карточки. Посмотрите, сколько пуговиц слева и сколько надо положить справа, чтобы всего получилось 6?
○○○○
○○○
○○○○○
6 6 6
- Положите пуговицы на эти карточки.
- Проверьте, так у вас получилось?
б) Работа на компьютере
- Вы сейчас держали в руках настоящие пуговицы и раскладывали их по группам. Пора занять место у компьютера и нарисовать всё это.
-Молодцы, красиво получилось!
в) Самостоятельная работа
- К вашим рисункам можно составить и записать равенства. (Работа в тетрадях)
- Кто успел выполнить это задание – изобразите все равенства на числовом луче.
VII. Закрепление изученного (Детям предложена запись, которую необходимо закончить по заданию). (Слайд № 16)
1. 1 . . 4 5 . 7 . 9
2
3. * + 2 =7 6 + * = 9 4 + * = 5
1. Запишите пропущенные числа.
2. Дополните количество фигур до 7.
3. Закончите равенства.
- Проверь! (Слад №17)
VIII. Итог урока
- Состав каких чисел мы сегодня повторили?
- Для чего нам нужно знать состав числа?
- Что вы узнали о равенствах?
- Что является главным помощником при нахождении значений выражений?
- С каким свойством сложения мы познакомились?
- Какое задание было самым интересным?
IX. Оценка учащихся
- Я очень довольна вами и вашей работой на уроке. Мне было с вами интересно. Спасибо всем! А теперь дружно скажем: ( Слайд № 18)
Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята.
Поиграть, попрыгать надо!
Литература:
1. Истомина Н.Б. Математика.1 класс. Учебник.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
2. Методические рекомендации к учебнику «Математика» для 1 класса / Н.Б.Истомина.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.- 240 с.
3. Учим играя. 1-2 классы: занимательные и игровые задания по математике / авт.- сост.Л.В.Лазуренко. – Волгоград: Учитель, 2007.- 112 с.