формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации, самооценки и самовосприятия; умение анализировать свои возможности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; личная ответственность; знание основных моральных норм; навыки конструктивного взаимодействия; усвоение нормы взаимопомощи; умение аргументировать; применение метапредметных знаний.
постановка учебной задачи; прогнозирование результата; умение планировать работу; умение выполнять учебную задачу; сопоставление своих действия с заданным образцом; выполнение учебного действия разными способами; коррекция способов действия в случае расхождения с эталоном; умение делать выводы; управление своим поведением — контроль, коррекция, оценка действий; управление временем; взаимоконтроль; рефлексия учебной деятельности.
умение актуализировать свои знания; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов; подведение под понятие, выведение следствий; использование моделей и схем для решения учебных задач; самостоятельное создание способов решения задач; умение делать проверку; умение делать выводы.
умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать, выражать свои мысли; участие в коллективном обсуждении проблем; умение устанавливать рабочие отношения; принятие решения и его реализация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Орг. Момент Цель: подготовить учащихся к работе на уроке; формирование и повышение учебной мотивации. | + Доброе утро гостям и вам, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи на весь день. Садитесь. Начинаем урок математики. + Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука. Интересная наука – Это математика! + Начать урок я хочу с высказывания великого русского полководца А. В. Суворова: «Математика – гимнастика ума». (1 слайд) Давайте тренировать свой ум и начнём с разминки. | Настраиваются на урок, проверяют наличие принадлежностей. | Личн: самоопределение к деятельности |
Устный счёт. Цель: подготовить учащихся к деятельности на основном этапе урока; развивать логическое мышление, умения обобщать, классифицировать, строить умозаключения. | + Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задания устного счёта. 2 слайд (На доске листами с примерами закрыты слова темы урока) + Какой вид задания будете выполнять? + Найдите значение данных выражений. Назовите ответ. Объясните, называя порядок действий и промежуточные результаты. 3 слайд 70 • 4 + 320 – 40 • 5 = 400 1800 – (350 : 7 + 50 • 30) = 250 1400 : 2 + 900 : 5 • 0 = 700 34 • 20 – 65 • 2 = 550 + Запишите ответы примеров в порядке возрастания. Определите закономерность расположения чисел в ряду. Продолжите ряд ещё тремя числами. Какими числами продолжили? |
- Будем решать примеры на порядок действий
Ученики объясняют порядок действий и называют промежуточные и окончательные ответы.
- 250, 400, 550, 700, 850, 1000, 1150. | Коммун: уметь выражать свои мысли, слушать ответы одноклассников, сравнивать со своими ответами. Регул: оценивать ход и результат выполнения задания. |
3. Определение темы и постановка цели урока. Цель: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся. | + Прочитайте тему нашего урока (На доске написана тема «Решение задач с помощью уравнений»). Запишите тему в тетрадь. Определите цель урока. + Какие знания нам будут необходимы на уроке? + Возьмите оценочный лист и отметьте, что вы уже знаете и умеете в первом пустом столбце. (4слайд) | Умения | Начало урока | Конец урока | 1. | Я умею узнавать уравнение | | | 2. | Я знаю правила нахождения неизвестного компонента | | | 3. | Я умею решать задачи с помощью уравнения | | | | - Научиться решать задачи с помощью уравнений. + Мы должны уметь различать уравнения и решать их, знать правила нахождения неизвестных компонентов уравнения, уметь без ошибок вычислять. - Дети отмечают умения в оценочном листе. | Личн: анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока Коммун: высказывать свои мнения, слушать ответы других. |
4. Актуализация знаний. Цель: | + Итак, приступим. Посмотрите на доску. (5 слайд) Выберите из предложенных записей уравнения. Объясните. 78 – в = 42 308 : х х + 12 = 9 • 7 48 : 4 = 12 с * в = к + Что такое уравнение? + Проверим, как вы умеете решать уравнения. А что значит решить уравнение? + Поставьте в тетради на линеечке прогностическую оценку – крестик - своего умения решать уравнения. Выберите одно уравнение и решите его. (2 человека – у доски, 5 человек – на индивидуальных листах) + Проверим. У кого есть замечания, исправления? Каким правилом пользовался?
+ Отметьте, насколько хорошо вы умеете решать уравнения горизонтальной чертой. У кого получилось решить без ошибок? + Ну что ж, вы хорошо готовы усвоить новый материал. | - 78 – в = 42 х + 12 = 9 • 7 - Уравнение – это равенство, в котором есть неизвестное число. - Решить уравнение – значит найти его корень. + Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность. Чтобы найти первое слагаемое, нужно из суммы вычесть второе слагаемое. | Регул: оценивать ход и результат выполнения задания. Коммун: высказывать свои мнения, слушать ответы других. |
5. Изучение нового материала. Цель: | + Предлагаю вам решить задачу. Прочитайте её. 6 слайд. При покупке футбольных и волейбольных мячей заплатили 250 рублей. Футбольный мяч на 30 рублей дороже волейбольного. Сколько стоит волейбольный мяч? + Кто знает, как решить эту задачу? В ? осстановите схему. + Сегодня на уроке узнаете новый способ решения задачи с помощью уравнения. + Где мы можем узнать, как это делать? Откройте учебники на стр. 94. + Прочитайте в задании 305 задачу, с которой будем работать.
+ Подпишите в тетради задачу. Ответим на вопросы.
+ Напишем: «Пусть x – цена волейбольного мяча»
+ Кто может записать в виде буквенного выражения цену футбольного мяча? + Тогда х + 30 – цена футбольного мяча
х + (х + 30) – стоимость футбольного и волейбольного мячей.
х + (х + 30) = 250 + Кто может решить такое уравнение? Алгоритм решения уравнения 1. Читаю уравнение. 2. Вспоминаю правило нахождения неизвестного. 3. Нахожу корень уравнения. 4. Проверяю. 5. Пишу ответ. + Ребята, каким образом поступают при решении задач с помощью уравнений? | - Решение задач с помощью уравнений.
- В учебнике. - «При покупке футбольного и волейбольного мячей заплатили 250 рублей. Футбольный мяч на 30 рублей дороже волейбольного. Сколько стоит волейбольный мяч?» - Что является искомым в этой задаче? Обозначь искомое через x и сделай соответствующую запись. - Цена волейбольного мяча. - Что известно о стоимости футбольного мяча? Как можно записать стоимость футбольного мяча в виде буквенного выражения? Сделай соответствующую запись и пояснения к ней. - Известно, что футбольный мяч на 30 рублей дороже волейбольного. х + 30 – цена футбольного мяча - Как можно записать стоимость футбольного и волейбольного мячей в виде одного буквенного выражения? Сделай соответствующую запись и пояснения к ней. - Что известно о стоимости футбольного и волейбольного мячей? Составь уравнение.
Коллективное решение составленного по задаче уравнения, запись ответа.
Обозначают некоторое неизвестное число буквой, и, используя условие задачи, составляют уравнение. Решают уравнение. Истолковывают полученный результат в соответствии с условием задачи. | Коммун: уметь выслушать чужое мнение. Регул: оценивать ход и результат выполнения задания. |
6. Первичное закрепление. Работа в парах. - формирование навыка составления уравнения по условию задачи. | + Применим новое умение на практике. Возьмите листы с задачами и предложенными уравнениями. Прочитайте задание. Обсудите в парах его решение. Обоснуйте свой ответ. 7 слайд. Выбери уравнение для решения задач. В бидоне было несколько литров молока. Когда в бидон налили ещё 23 литра, то в бидоне стало 42 литра молока. Сколько литров молока было в бидоне первоначально? х – 23 = 42 х + 23 = 42 42 – х = 23 Сергей поймал 51 рыбку. Несколько рыбок он отдал кошке. После этого у него осталось 37 рыбок. Сколько рыбок Сергей отдал кошке? х + 37 = 51 х – 37 = 51 51 – х = 37 | Учащиеся в парах составляют уравнение. с помощью которого можно решить задачу. - Мы выбрали к этой задаче уравнение …, потому что … | Метапред: сформированный способ деятельности. Личност: самоопределение к деятельности, способность к самооценке. Коммун: умение работать в группе и парами. |
7. Подведение итога урока. Рефлексия учебной деятельности Сформировать личную ответственность за результат своего труда. | + Наш урок подходит концу. Пожалуйста, поделитесь своими мыслями об уроке. + Чему учились на уроке? + Какую цель мы ставили? + Удалось ли нам достичь её? + Что помогает усваивать новый материал? + Какое задание вызвало у вас наибольший интерес? + Какое задание вызвало у вас затруднение + С какого задания вы бы хотели начать завтрашний урок? + Возьмите оценочный лист. Отметьте, чему вы научились на уроке. + Оцените свою работу за урок с помощью знаков-сигналов. + – я всё понял. Могу двигаться дальше. ? – затрудняюсь, ещё есть вопросы. - – прошу помощи. | Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют самооценку своей деятельности на уроке.
| Регул: сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать результат своей работы Личн: осознать способ составления уравнения по условию задачи, понимать значимость решения задач с помощью уравнений. |
8. Домашнее задание. | + Домашнее задание тетрадь на печатной основе стр. 94 з. 306 + Урок окончен. | Дети записывают в дневники домашнее задание. | |