Учитель начальных классов Перфилова Галина Борисовна
Урок математики в 3 классе
Тема: «Решение уравнений» ( урок закрепления и обобщения изученного материала)
Цели:
- закрепление умения решать уравнения на умножение и деление;
- совершенствование вычислительных навыков, умения решать задачи;
- закрепление знания названий компонентов уравнений и правил их нахождения;
- развитие умения сравнивать, обобщать, систематизировать знания при установлении взаимосвязи между математическими понятиями;
- развитие логического мышления, памяти, внимания учащихся, математической речи;
- воспитание любви и интереса к предмету;
- воспитание уважения к другим людям через взаимопомощь при выполнении совместных видов деятельности.
Ход урока:
I.Сообщение темы и целей.
- Запишите число, «Классная работа».
- Найдите шестую часть чисел.
12 | 24 | 6 | 54 | 60 | 18 | 30 | 42 | 48 |
| | | | | | | | |
( Ответы записаны на карточках -
8 | 1 | 9 | 3 | 5 | 7 | 2 | 4 | 10 |
Н | У | И | А | Н | Е | Р | В | Я |
дети прикрепляют ответы магнитами).
- Расположите ответы в порядке возрастания ( 1 ученик работает у доски, все остальные – в тетрадях). Что получилось? ( Уравнения)
(Слайд 1.)
-Сегодня мы будем закреплять умение решать уравнения, находить компоненты уравнений , применяя изученные правила.
II.Устный счёт. ( Слайд 2)
- Давайте ребята учиться считать,
Делить, прибавлять, умножать, вычитать,
Запомните все, что без устного счёта,
Не сдвинется с места любая работа.
Заполни пропуски.
( На доску прикрепляется плакат с прорезями-«окошечками», дети заполняют пропуски)
( После выполнения каждого задания идёт проверка сигнальными карточками)
Вопросы учителя после выполнения карточек:
-Как называется неизвестное число? (множитель, делитель)
- Как найти неизвестный множитель, делитель?
Индивидуальные задания на карточках ( большие, дети пишут маркером, чтобы потом проверить на доске - 2 ученика):
а) По данной схеме составь уравнение и реши:
Х Х Х Х Х
35
б) Составь и реши уравнение с неизвестным делителем:
4, 3, 12, Х.
Остальные учащиеся решают (устно) задачи, а решения ( 1 ученик) записывают на доске и в тетрадях.
А) 48 яблонь посадили в 6 одинаковых рядов. Сколько яблонь в каждом ряду?
Б) На одной полке 28 книг, а на второй – в 4 раза меньше. Сколько книг на второй полке?
В) Сколько стоит один конверт, если 5 конвертов стоят 50 рублей?
Г) Хозяйка купила 6 чашек по 5 рублей за каждую. Сколько денег она уплатила за все чашки?
Д) Росли 2 вербы. На каждой вербе по 3 ветки, на каждой ветке по 3 груши. Сколько всего груш?
Е) Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если встанет на обе ноги?
Проверка детей, работавших на индивидуальных карточках, сигнальными карточками.
( Дополнительные вопросы, оценки)
III. Физкультминутка.
- Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. (3) Слайд 3.
- Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов. (4) Слайд 4.
- Приседаем столько раз,
Сколько бабочек у нас. (3) Слайд 5.
- Сколько чёрточек до точки,
Столько встанем на носочки. (5) Слайд 6.
IV. Повторение и обобщение по слайдам.
Слайд 7.
- Прочитаем слова(читаем хором – множитель, произведение, делимое, делитель, частное, сумма, уравнение, равенство).
- Какие слова связаны между собой?
- Что же такое уравнение? (Уравнение – это равенство, в котором есть неизвестное число, которое надо найти)
Слайд 8.
- Как называются числа при умножении?(На слайде нужно выбрать правильный ответ. Если дети отвечают правильно, то весёлый зайка дарит ребятам цветочек).
Слайд 9.
- Как найти 1 множитель?
Слайд 10.
- Как найти 2 множитель?
Слайд 11.
- Как называются числа при делении?
Слайд 12.
- Чтобы найти делимое……
Слайд 13.
- Чтобы найти делитель……
- Молодцы! Я думаю, мы готовы к выполнению следующих заданий.
V. Работа по учебнику. Слайд 14.
1. № 1, стр. 20 – 3 ученика (устно) объясняют решение уравнений.
2. № 2, стр.20 – самостоятельное решение уравнений (1 ученик выполняет уравнение за доской, проверка сигнальными карточками)
VI. Физкультминутка для глаз. Слайд 15.
VII. Решение задачи. № 5, стр. 20.
Самостоятельное чтение текста задачи.
- О чём задача?
- Сколько человек пошли в поход?
- Что они купили? Какие? Сколько?
- Как вы понимаете «по 2 банки», «по 3 банки»?
- Что нужно узнать в задаче?
- Запишем условие в таблицу.
- На сколько человек покупали 2 и 3 банки? ( на одного)
- Как будет называться 1 столбик? ( Количество банок на одного человека)
Учитель пишет на доске названия столбиков.
- Что такое 19 человек? (Количество туристов)
- Что надо узнать в задаче? ( Количество всех банок)
На доске:
Количество Количество Количество
банок на человека туристов всех банок
М.к. 2 б. ?
19 чел ?
Ов.к. 3 б. ?
Анализ решения задачи:
I способ.
- Сколько банок куплено на человека?
- Мог ли каждый турист купить себе консервы?
- Сколько банок он тогда должен купить?
- Как в таком случае узнать, сколько всего банок купили на 19 человек?
II способ.
- По сколько мясных консервов купили?
- Как узнать, сколько нужно банок на 19 человек?
- По сколько овощных консервов купили?
- Как узнать, сколько нужно банок на 19 человек?
- Как узнать, сколько купили всего банок?
Запишите решение.
Проверка решения (2 ученика записывают разными способами на доске
1 сп. (2+3) × 19 = 90 (б)
.2 сп. 2 × 19 + 3 × 19 = 90 (б)
- Прочитайте выражения.
( Для выставления оценки этим ученикам задать дополнительные вопросы по теме урока)
VIII.Игра «Я задумала число…» (Самостоятельная работа)
- Я задумала число. Если это число разделить на 7, то в результате получиться 6. Составьте уравнение и узнайте, какое число я задумала.
(Дополнительно. Я задумала число. Если 8 умножить на это число, то в результате получиться 96. Какое число я задумала?)
IX. Итог урока. Слайд 16.
- Итак,
Как найти неизвестный множитель?
Как найти неизвестное делимое?
Как найти неизвестный делитель?
X. Домашнее задание. Слайд 17. № 8,9, стр.20.
Слайд 18. Спасибо за работу на уроке! Молодцы!