Учитель начальных классов Перфилова Галина Борисовна
  Урок математики в 3 классе
  Тема: «Решение уравнений» ( урок закрепления и обобщения изученного материала)
  Цели:
  - закрепление умения решать уравнения на умножение и деление;
  - совершенствование вычислительных навыков, умения решать задачи;
  - закрепление знания названий компонентов уравнений и правил их нахождения;
  - развитие умения сравнивать, обобщать, систематизировать знания при установлении взаимосвязи между математическими понятиями;
  - развитие логического мышления, памяти, внимания учащихся, математической речи;
  - воспитание любви и интереса к предмету;
  - воспитание уважения к другим людям через взаимопомощь при выполнении совместных видов деятельности.
  Ход урока:
  I.Сообщение темы и целей.
  - Запишите число, «Классная работа».
  - Найдите шестую часть чисел. 
  
 
            | 12 | 24 | 6 | 54 | 60 | 18 | 30 | 42 | 48 | 
  | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
  
 
  ( Ответы записаны на карточках - 
            | 8 | 1 | 9 | 3 | 5 | 7 | 2 | 4 | 10 | 
  | Н | У | И | А | Н | Е | Р | В | Я | 
 
  дети прикрепляют ответы магнитами).
  
 
  - Расположите ответы в порядке возрастания ( 1 ученик работает у доски, все остальные – в тетрадях). Что получилось? ( Уравнения)
  (Слайд 1.)
  -Сегодня мы будем закреплять умение решать уравнения, находить компоненты уравнений , применяя изученные правила.
  
 
  II.Устный счёт. ( Слайд 2)
  - Давайте ребята учиться считать,
  Делить, прибавлять, умножать, вычитать,
  Запомните все, что без устного счёта,
  Не сдвинется с места любая работа.
  -  Заполни пропуски. 
 ( На доску прикрепляется плакат с прорезями-«окошечками», дети заполняют пропуски)
   
     
  
 
  
 
   
     ( После выполнения каждого задания идёт проверка сигнальными карточками)
  Вопросы учителя после выполнения карточек:
  -Как называется неизвестное число? (множитель, делитель)
  - Как найти неизвестный множитель, делитель?
  
 
  -  Индивидуальные задания на карточках ( большие, дети пишут маркером, чтобы потом проверить на доске - 2 ученика): 
 а) По данной схеме составь уравнение и реши:
  
 
  Х Х Х Х Х
  





 
  
 
  
 
  
 
  35
  б) Составь и реши уравнение с неизвестным делителем:
  
  4, 3, 12, Х.  
  
 
  -  Остальные учащиеся решают (устно) задачи, а решения ( 1 ученик) записывают на доске и в тетрадях. 
 
 
  А) 48 яблонь посадили в 6 одинаковых рядов. Сколько яблонь в каждом ряду?
  Б) На одной полке 28 книг, а на второй – в 4 раза меньше. Сколько книг на второй полке?
  В) Сколько стоит один конверт, если 5 конвертов стоят 50 рублей?
  Г) Хозяйка купила 6 чашек по 5 рублей за каждую. Сколько денег она уплатила за все чашки?
  Д) Росли 2 вербы. На каждой вербе по 3 ветки, на каждой ветке по 3 груши. Сколько всего груш?
  Е) Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если встанет на обе ноги?
  Проверка детей, работавших на индивидуальных карточках, сигнальными карточками.
  ( Дополнительные вопросы, оценки)
  
 
  III. Физкультминутка.
  - Сколько точек будет в круге,
  Столько раз поднимем руки. (3) Слайд 3.
  - Сколько ёлочек зелёных, 
  Столько сделаем наклонов. (4) Слайд 4.
  - Приседаем столько раз, 
  Сколько бабочек у нас. (3) Слайд 5.
  - Сколько чёрточек до точки, 
  Столько встанем на носочки. (5) Слайд 6.
  
 
  IV. Повторение и обобщение по слайдам. 
  Слайд 7.
  - Прочитаем слова(читаем хором – множитель, произведение, делимое, делитель, частное, сумма, уравнение, равенство).
  - Какие слова связаны между собой?
  - Что же такое уравнение? (Уравнение – это равенство, в котором есть неизвестное число, которое надо найти)
  Слайд 8.
  - Как называются числа при умножении?(На слайде нужно выбрать правильный ответ. Если дети отвечают правильно, то весёлый зайка дарит ребятам цветочек). 
  Слайд 9.
  - Как найти 1 множитель?
  Слайд 10.
  - Как найти 2 множитель?
  Слайд 11.
  - Как называются числа при делении?
  Слайд 12.
  - Чтобы найти делимое……
  Слайд 13.
  - Чтобы найти делитель……
  - Молодцы! Я думаю, мы готовы к выполнению следующих заданий. 
  V. Работа по учебнику. Слайд 14.
  
 
  1. № 1, стр. 20 – 3 ученика (устно) объясняют решение уравнений.
  2. № 2, стр.20 – самостоятельное решение уравнений (1 ученик выполняет уравнение за доской, проверка сигнальными карточками)
  
  VI. Физкультминутка для глаз. Слайд 15.
  
 
  VII. Решение задачи. № 5, стр. 20.
  Самостоятельное чтение текста задачи.
  - О чём задача?
  - Сколько человек пошли в поход?
  - Что они купили? Какие? Сколько?
  - Как вы понимаете «по 2 банки», «по 3 банки»?
  - Что нужно узнать в задаче?
  - Запишем условие в таблицу. 
  - На сколько человек покупали 2 и 3 банки? ( на одного)
  - Как будет называться 1 столбик? ( Количество банок на одного человека)
  Учитель пишет на доске названия столбиков.
  - Что такое 19 человек? (Количество туристов)
  - Что надо узнать в задаче? ( Количество всех банок)
  На доске:
  Количество Количество Количество
  банок на человека туристов всех банок
  
 
  М.к. 2 б. ?
  19 чел ?
  Ов.к. 3 б. ?
  
 
  
 
  Анализ решения задачи:
  I способ.
  - Сколько банок куплено на человека?
  - Мог ли каждый турист купить себе консервы?
  - Сколько банок он тогда должен купить?
  - Как в таком случае узнать, сколько всего банок купили на 19 человек?
  II способ.
  - По сколько мясных консервов купили? 
  - Как узнать, сколько нужно банок на 19 человек?
  - По сколько овощных консервов купили? 
  - Как узнать, сколько нужно банок на 19 человек?
  - Как узнать, сколько купили всего банок?
  Запишите решение. 
  Проверка решения (2 ученика записывают разными способами на доске 
  1 сп. (2+3) × 19 = 90 (б)
  .2 сп. 2 × 19 + 3 × 19 = 90 (б)
  - Прочитайте выражения.
  ( Для выставления оценки этим ученикам задать дополнительные вопросы по теме урока)
  
 
  VIII.Игра «Я задумала число…» (Самостоятельная работа)
  - Я задумала число. Если это число разделить на 7, то в результате получиться 6. Составьте уравнение и узнайте, какое число я задумала.
  (Дополнительно. Я задумала число. Если 8 умножить на это число, то в результате получиться 96. Какое число я задумала?)
  
 
  IX. Итог урока. Слайд 16.
  - Итак, 
  -  Как найти неизвестный множитель? 
-  Как найти неизвестное делимое? 
-  Как найти неизвестный делитель? 
 
 
  X. Домашнее задание. Слайд 17. № 8,9, стр.20.
  
  Слайд 18. Спасибо за работу на уроке! Молодцы!