kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики, разработанный по технологии активных методов обучения в условиях внедрения ФГОС. 5 класс. Тема "Проценты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации знаний. Реализуются компетентностный, индивидуальный и деятельностный подходы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики, разработанный по технологии активных методов обучения в условиях внедрения ФГОС. 5 класс. Тема "Проценты"»

Конспект АМО-урока (занятия).


Организационная информация

Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)

Анна Ивановна Голубчикова

Предмет

Математика

Класс, профиль класса/группа, количество человек

5 класс, общеобразовательный, 19 человек

Продолжительность урока (занятия)

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия


Проценты

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Н.Я. Виленкин

Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок проводится после изучения учащимися понятия «процент», и основных видов задач на проценты. Перед контрольной работой.

Цели урока/ занятия


Совершенствовать практические навыки решения основных задач на проценты и учиться применять их при решении реальных жизненных задач

Задачи урока/ занятия


Образовательные:

  • обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач;

  • закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты;

  • создать условия для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты».

Воспитательные:

  • продолжать формировать умение слушать и вступать в диалог;

  • формировать внимательность и аккуратность в вычислениях;

  • воспитывать чувство взаимопомощи, умение работать в группе, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

Развивающие:

  • способствовать развитию творческой активности учащихся;

  • повышать познавательный интерес к предмету;

  • развивать навыки и способности критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач);

  • развивать образное мышление, фантазию детей и их способности рассуждать.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия


Предметные:

  • знать определение «процента»;

  • знать алгоритмы решения основных задач на проценты;

  • уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и решать основные типы задач на проценты.

Личностные:

  • уметь работать в парах, группах;

  • уметь слушать собеседника и вести диалог;

  • уметь аргументировать свою точку зрения.

Метапредметные:

  • уметь обрабатывать информацию;

  • формировать коммуникативную компетенцию;

  • учиться выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • учиться контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Понятие «процент»; правило перевода процента в десятичную дробь и обратно; алгоритм нахождения процента от числа, и нахождение числа по его проценту.

Подробный конспект урока/занятия

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:


- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

- Варианты проведения метода


Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)


- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная



Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Приветствие/знакомство

Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад

3 мин

Шары пожеланий

Авторский

Цель: создание позитивного настроя, непринужденной обстановки


Необходимые материалы: воздушные шарики, лист бумаги для записок, иголочки, ручка или фломастер


Предварительная подготовка: заранее нарезать полоски бумаги и написать на них пожелания, положить записки в шарики и надуть их


Технология проведения: в начале урока предложить каждому учащемуся взять по одному заранее приготовленному шарику и подарить его соседу по парте, далее лопнуть шарики и прочитать вслух, чего пожелал тебе сосед

Учитель предлагает выбрать каждому учащемуся по шарику и передать его соседу по парте

Регулятивные УУД:

умение мобилизоваться, настраиваться на рабочий процесс


Коммуникативные УУД:

умение взаимодействовать с соседом по парте

Социальная компетентность:

умение сотрудничать, способность уважать других

При проведении данного АМ создается позитивная и комфортная атмосфера. Это благоприятно сказывается на дальнейшем проведении урока, ведь работать в такой обстановке и учащимся, и учителю намного приятней, чем в обычной, безразличной

Вхождение в тему урока (определение целей урока)

Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения


3 мин

Салат

Авторский

Цель: обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения


Необходимые материалы: цветная бумага, ножницы, ручки (фломастеры)


Предварительная подготовка: не требуется


Технология проведения: предложить учащимся составить рецепт своего салата. Необходимо выбрать главный и второстепенные ингредиенты, заправку, способ оформления и подачи. Салат необходимо оформить: вырезать из бумаги каждый ингредиент и тарелку, и составить композицию. На главном компоненте нужно написать, что ученик хочет получить от урока и расположить его в центре блюда, на второстепенных – задачи на урок. Обязательно аргументировать свой выбор

На данном этапе учитель говорит о том, что каждому ученику необходимо поставить цель и задачи на данный урок и оформить это в виде композиции

Личностные УУД: смыслообразование, умение участвовать в творческом процессе


Регулятивные УУД:

целеполагание


Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Учебно-познавательная компетентность:

умение ставить цель, познавательные задачи и пояснять их


Информационная компетентность:

умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности

Т.к. учащиеся на данном этапе ставят себе цели самостоятельно, то у них появляется определенный стимул для дальнейшей работы

Определение ожиданий и опасений учащихся

Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки

4 мин

Эликсир

Авторский

Цель: определение ожиданий и опасений учащихся


Необходимые материалы: цветная бумага, ручки (фломастеры)


Предварительная подготовка: приготовить шаблоны сосудов (кувшин, банка) и нарезать белые полоски по ширине сосудов


Технология проведения: учитель раздает каждому учащемуся по 2 сосуда и предлагает на полосках написать свои ожидания и опасения (по одному на каждом листочке). Все эти записки необходимо «залить» в сосуды (отдельно ожидания и отдельно опасения)

Учитель раздает каждому учащемуся «сосуды», предлагает написать на листочках свои ожидания и опасения и «залить» в соответствующие шаблоны

Личностные УУД:

мотивация к учению


Регулятивные УУД: прогнозирование


Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Учебно-познавательная компетентность: прогнозирование деятельности


При проведении этого АМ учащиеся проводят для себя определенную грань: что хочу? и чего боюсь? Тем самым прогнозируют результат своей работы, и у них повышается мотивация на урок: необходимо проверить свои мысли, так ли это будет на самом деле.

Фаза 2 «Работа над темой»

Закрепление изученного (обсуждение д/з)

Контроль и коррекция ЗУН


7 мин

Вопросительные знаки

Авторский

Цель: учиться обсуждать и анализировать изученную тему в группах


Необходимые материалы: белая бумага, ножницы, ручки


Предварительная подготовка: не требуется (в целях экономии времени можно заранее приготовить вопросительные знаки)


Технология проведения: делим класс на группы по 5-6 человек. Каждой группе раздаем по 3 чистых листа А4. Учащимся необходимо сделать по 3 вопросительных знака на группу (получается 6 элементов – 3 точки и 3 вопроса). На вопросах группа составляет свой вопрос (задачу) другой команде по изученной теме, на точке они пишут ответ к своему вопросу (задаче). У каждой команды должно получиться по 3 вопроса и 3 ответа. Далее группа отдает свои вопросы другой команде (или эту функцию может взять на себя учитель), ответы оставляет у себя. После выполнения задания, вопросы возвращаются авторам, проверяются и выставляется оценка. Результаты передаются учителю. Не забывать подписывать команды, чьи вопросы и кто отвечает (для дальнейшей обработки результатов)

Учитель объясняет, каким образом будут работать команды и что необходимо писать на вопросительных знаках. На данном этапе учитель контролирует время: по его команде группы совещаются, составляют вопросы, записывают ответы и передают вопросы другой группе; по его же команде отвечающая группа совещается и передает письменные ответы обратно на оценивание

Личностные УУД:

положительное отношение к учению, желание совершенствовать имеющиеся знания и умения


Познавательные, включая общеучебные и логические УУД:

умение формулировать проблему, задачу, умение выбрать наиболее эффективный способ решения задачи,

умение осуществлять для решения учебных задач операции

анализа, синтеза, сравнения


Регулятивные УУД:

умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, умение оценивать результаты работы товарищей


Коммуникативные УУД:

умение сотрудничать в группе, умение управлять поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Учебно-познавательная компетентность:

умение обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме, умение

ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты, формулировать выводы, умение письменно выступить о результатах своей работы


Коммуникативная компетентность:

умение конструировать прямую и обратную связи с другими людьми, умение организовать совместную деятельность для достижения целей, умение аргументировать свою позицию


Социальная компетентность:

умение продуктивно взаимодействовать с членами группы

Дух соревнования всегда стимулирует. Работа в небольших группах дает возможность каждому проявить себя, получить оценку и самооценку. А самостоятельно составленные задания по изученной теме для соперников, как мне кажется, очень хорошо способствуют актуализации знаний

Проработка содержания темы

Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК

20 мин

Морской бой

Адаптированный

Цель: совершенствовать практические навыки решения основных задач на проценты и учиться применять их при решении реальных жизненных задач


Необходимые материалы: ПК, проектор, бумага, ручки


Предварительная подготовка: необходимо приготовить электронную версию поля боя 10*10, задания для игры, поля для команд


Технология проведения: класс делим на 2 группы. Обговариваем условия: на поле находится 3 одиночных корабля – вопросы, на которые следует ответить «Да» или «Нет»; 2 двойных корабля – чтобы спасти один такой корабль нужно 2 раза правильно закончить предложения; и один тройной – спасение в правильном решении 3 задач, примеров. Заранее необходимо приготовить на доске поле боя 10*10 (можно использовать ИКТ) и расположить там корабли, и 2 поля для команд. Жеребьевкой определяем начинающую команду. Выполняется выстрел: если происходит промах – переход хода. Если попадание, то командам предлагается задание (в зависимости от корабля). После совещания, если команда отвечает правильно, их корабль (или часть корабля) остается на плаву; если нет – тонет или оказывается подбитым. Ходы осуществляются по очереди. Побеждает та команда, у которой осталось на плаву большее количество кораблей.

Вопросы и задания в приложении 1

Учитель проводит инструктаж по правилам игры, осуществляет контроль по их выполнению. А так же задает вопросы по изученной теме, получает ответы, проверяет их правильность и оглашает результаты

Личностные УУД:

положительное отношение к учению, желание совершенствовать имеющиеся знания и умения


Познавательные, включая общеучебные и логические УУД:

умение выбрать наиболее эффективный способ решения задачи,

умение осуществлять для решения учебных задач операции

анализа, синтеза, сравнения


Регулятивные УУД:

умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы


Коммуникативные УУД:

умение сотрудничать в группе, умение управлять поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Учебно-познавательная компетентность:

умение обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме, умение

ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты, формулировать выводы, умение устно выступить о результатах своей работы


Коммуникативная компетентность:

умение конструировать прямую и обратную связи с другими людьми, умение организовать совместную деятельность для достижения целей, умение аргументировать свою позицию


Социальная компетентность:

умение продуктивно взаимодействовать с членами группы

Аналогично предыдущему методу, данный демонстрирует дух соревнования, каждый член команды имеет в ней свой вес

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Эмоциональная разрядка

Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии

4 мин

Зарядка

Адаптированный

Цель: снятие напряжения и усталости, расслабление, восстановление энергии


Необходимые материалы: любое устройство для воспроизведения аудиозаписи


Предварительная подготовка: заранее выбрать мелодию


Технология проведения: учитель включает какую-нибудь веселую музыку и предлагает ученикам включать в танец отдельные части тела по его команде. Например: танцуют только ручки, только глазки, только ушки и т.д.

Перед включением музыки учитель обращает внимание на то, что в танце должны участвовать только названные части тела. После включения учитель через определенные промежутки времени должен называть части тела

Регулятивные УУД:

умение расслабляться, мобилизовать свои силы

Социальная компетентность:

умение управлять своими эмоциями

Небольшая эмоциональная разрядка позволит снять усталость в классе, а, значит, поможет восстановить силы для дальнейшей работы

Рефлексия

Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения

4 мин

Полный-неполный

Авторский

Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работой на уроке учащимися


Необходимые материалы: шаблоны сосудов с начала урока


Предварительная подготовка: не требуется


Технология проведения: в конце занятия учащиеся берут свои сосуды, заполненные в начале урока, и делают следующее: в банке ожиданий раскрашивают листочки со сбывшимися ожиданиями, а остальные оставляют белыми и начинают заполнять сосуд снизу вверх: сначала закрашенные, затем белые записки. В сосуде с опасениями раскрашивают несбывшиеся и проделывают аналогичные действия. Т.о. по заполненным сосудам можно судить о достижении целей


Д/з: придумать и решить 2 задачи: на нахождение процентов от числа и числа по заданному проценту.

Учитель предлагает учащимся взять свои заполненные в начале урока сосуды, раскрасить листочки со сбывшимися ожиданиями и заполнить ими сосуд, начиная снизу, а сверху сложить не закрашенные, и раскрасить несбывшиеся опасения и сделать аналогичные действия в другом сосуде

Личностные УУД:

умение осознавать свои трудности и стремиться их преодолеть


Регулятивные УУД:

умение оценивать результат своей деятельности

Информационная компетентность:

умение делать выводы из полученной информации


Учебно-познавательная компетентность:

умение организовать анализ и самооценку своей учебно-познавательной деятельности

У учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки, что положительно влияет на развитие мотивации на дальнейшую учебную работу

Аналитическая информация

Обоснование целесообразности использования технологии АМО для:

а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

- т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология

А) выполнения целей и задач урока /занятия:

Использование технологии АМО позволяет достичь поставленных на урок целей и задач: содействует раскрытию темы, помогает обобщить и систематизировать изученный материал, позволяет ученику самостоятельно добиваться поставленной перед собой цели, повышает мотивацию, создает благоприятный климат на уроке, содействует быстрой активизации ЗУН, работа в группах способствует более тесному общению учащихся


В) выполнение ФГОС:

Технология АМО отвечает требования ФГОС: практически на всем протяжении урока учащиеся работают самостоятельно, проявляют активную деятельность, тем самым дети учатся учиться, самостоятельно добывать знания; на каждом этапе формируются определенные УУД.

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося


анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества

актуализированы/приобретены/закреплены).

Данный урок предполагал получить следующие результаты:

  • уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и решать основные типы задач на проценты;

  • уметь обрабатывать информацию;

  • формировать коммуникативную компетенцию;

  • учиться выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • учиться контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

Данные результаты были получены.

Этап приветствие/знакомство настроил ребят на позитивные эмоции, на рабочий лад; этап эмоциональная разрядка позволил снять усталость, расслабиться. На этапе вхождение в тему урока учащиеся самостоятельно поставили для себя цели, а рефлексия позволила оценить результат своей деятельности. На этапах закрепление изученного и проработка содержания темы выполнялась цель урока, учащиеся самостоятельно составляли задания, решали задачи на проценты (выбирали способы решения). Развивали свою коммуникативную компетенцию.

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

При использовании технологии АМО принципы современного образования реализуются в полной мере, так как данная технология способствует формированию всех основных принципов обучения математике: духовно-нравственному развитию, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО

Если применять технологию АМО систематически то учащиеся будут более творчески подходить к выполнению каких-либо заданий, даже в реальной жизни. АМ толкают учащихся на более тесное сотрудничество для достижения цели.

Методическая ценность урока/занятия

Данный урок является уроком обобщения и систематизации, его можно использовать и при изучении других тем, для этого достаточно просто изменить задания на соответствующие.

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

Презентация, созданная в программе Microsoft PowerPoint


Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

Виленкин Н.Я. Математика 5. - М.: Мнемозина, 2013.

Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах – М.: Вербум-М, 2012.

Примечания автора/ов










Приложение 1

Задания для трех одиночных кораблей:

  1. Процент – это  часть числа? (да)

  2. 1% от 1 кг – это 1 г? (нет)

  3.  часть числа – это 50%? (нет)

Задания для двух двойных кораблей:

    1. 15% от 200 – это …(30)

70% от числа равны 42, тогда само число равно … (60)

    1. Если перевести  в проценты, то получится … (25%)

Если перевести 20% в десятичную дробь, то получится … (0,2)

Задания для одного тройного корабля:

    1. Киносеанс длится 1 ч 40 мин, причем 5% этого времени занимает реклама. Сколько минут длится реклама? (5 мин)

    2. После уценки на 25% рубашка стала стоить 900 р. Сколько стоила рубашка до уценки? (1200 р)

    3. Сплав состоит из 5 кг меди, 7 кг свинца и 8 кг железа. Сколько процентов от массы сплава составляет свинец? (35%)


2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Голубчикова Анна Ивановна

Дата: 30.08.2017

Номер свидетельства: 426759


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства