Организационная информация |
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие) | Анна Ивановна Голубчикова |
Предмет | Математика |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 5 класс, общеобразовательный, 19 человек |
Продолжительность урока (занятия) | 45 минут |
Методическая информация |
Тема урока /занятия | Проценты |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | Н.Я. Виленкин |
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок проводится после изучения учащимися понятия «процент», и основных видов задач на проценты. Перед контрольной работой. |
Цели урока/ занятия | Совершенствовать практические навыки решения основных задач на проценты и учиться применять их при решении реальных жизненных задач |
Задачи урока/ занятия | Образовательные: обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; создать условия для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты». Воспитательные: продолжать формировать умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, умение работать в группе, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. Развивающие: способствовать развитию творческой активности учащихся; повышать познавательный интерес к предмету; развивать навыки и способности критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развивать образное мышление, фантазию детей и их способности рассуждать. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия | Предметные: знать определение «процента»; знать алгоритмы решения основных задач на проценты; уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и решать основные типы задач на проценты. Личностные: уметь работать в парах, группах; уметь слушать собеседника и вести диалог; уметь аргументировать свою точку зрения. Метапредметные: уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию; учиться выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; учиться контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности. |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Понятие «процент»; правило перевода процента в десятичную дробь и обратно; алгоритм нахождения процента от числа, и нахождение числа по его проценту. |
Подробный конспект урока/занятия |
Фаза урока (занятия) | Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная | Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Приветствие/знакомство | Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад | 3 мин | Шары пожеланий | Авторский | Цель: создание позитивного настроя, непринужденной обстановки Необходимые материалы: воздушные шарики, лист бумаги для записок, иголочки, ручка или фломастер Предварительная подготовка: заранее нарезать полоски бумаги и написать на них пожелания, положить записки в шарики и надуть их Технология проведения: в начале урока предложить каждому учащемуся взять по одному заранее приготовленному шарику и подарить его соседу по парте, далее лопнуть шарики и прочитать вслух, чего пожелал тебе сосед | Учитель предлагает выбрать каждому учащемуся по шарику и передать его соседу по парте | Регулятивные УУД: умение мобилизоваться, настраиваться на рабочий процесс Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать с соседом по парте | Социальная компетентность: умение сотрудничать, способность уважать других | При проведении данного АМ создается позитивная и комфортная атмосфера. Это благоприятно сказывается на дальнейшем проведении урока, ведь работать в такой обстановке и учащимся, и учителю намного приятней, чем в обычной, безразличной |
Вхождение в тему урока (определение целей урока) | Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения | 3 мин | Салат | Авторский | Цель: обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения Необходимые материалы: цветная бумага, ножницы, ручки (фломастеры) Предварительная подготовка: не требуется Технология проведения: предложить учащимся составить рецепт своего салата. Необходимо выбрать главный и второстепенные ингредиенты, заправку, способ оформления и подачи. Салат необходимо оформить: вырезать из бумаги каждый ингредиент и тарелку, и составить композицию. На главном компоненте нужно написать, что ученик хочет получить от урока и расположить его в центре блюда, на второстепенных – задачи на урок. Обязательно аргументировать свой выбор | На данном этапе учитель говорит о том, что каждому ученику необходимо поставить цель и задачи на данный урок и оформить это в виде композиции | Личностные УУД: смыслообразование, умение участвовать в творческом процессе Регулятивные УУД: целеполагание Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Учебно-познавательная компетентность: умение ставить цель, познавательные задачи и пояснять их Информационная компетентность: умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности | Т.к. учащиеся на данном этапе ставят себе цели самостоятельно, то у них появляется определенный стимул для дальнейшей работы |
Определение ожиданий и опасений учащихся | Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки | 4 мин | Эликсир | Авторский | Цель: определение ожиданий и опасений учащихся Необходимые материалы: цветная бумага, ручки (фломастеры) Предварительная подготовка: приготовить шаблоны сосудов (кувшин, банка) и нарезать белые полоски по ширине сосудов Технология проведения: учитель раздает каждому учащемуся по 2 сосуда и предлагает на полосках написать свои ожидания и опасения (по одному на каждом листочке). Все эти записки необходимо «залить» в сосуды (отдельно ожидания и отдельно опасения) | Учитель раздает каждому учащемуся «сосуды», предлагает написать на листочках свои ожидания и опасения и «залить» в соответствующие шаблоны | Личностные УУД: мотивация к учению Регулятивные УУД: прогнозирование Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Учебно-познавательная компетентность: прогнозирование деятельности | При проведении этого АМ учащиеся проводят для себя определенную грань: что хочу? и чего боюсь? Тем самым прогнозируют результат своей работы, и у них повышается мотивация на урок: необходимо проверить свои мысли, так ли это будет на самом деле. |
Фаза 2 «Работа над темой» | Закрепление изученного (обсуждение д/з) | Контроль и коррекция ЗУН | 7 мин | Вопросительные знаки | Авторский | Цель: учиться обсуждать и анализировать изученную тему в группах Необходимые материалы: белая бумага, ножницы, ручки Предварительная подготовка: не требуется (в целях экономии времени можно заранее приготовить вопросительные знаки) Технология проведения: делим класс на группы по 5-6 человек. Каждой группе раздаем по 3 чистых листа А4. Учащимся необходимо сделать по 3 вопросительных знака на группу (получается 6 элементов – 3 точки и 3 вопроса). На вопросах группа составляет свой вопрос (задачу) другой команде по изученной теме, на точке они пишут ответ к своему вопросу (задаче). У каждой команды должно получиться по 3 вопроса и 3 ответа. Далее группа отдает свои вопросы другой команде (или эту функцию может взять на себя учитель), ответы оставляет у себя. После выполнения задания, вопросы возвращаются авторам, проверяются и выставляется оценка. Результаты передаются учителю. Не забывать подписывать команды, чьи вопросы и кто отвечает (для дальнейшей обработки результатов) | Учитель объясняет, каким образом будут работать команды и что необходимо писать на вопросительных знаках. На данном этапе учитель контролирует время: по его команде группы совещаются, составляют вопросы, записывают ответы и передают вопросы другой группе; по его же команде отвечающая группа совещается и передает письменные ответы обратно на оценивание | Личностные УУД: положительное отношение к учению, желание совершенствовать имеющиеся знания и умения Познавательные, включая общеучебные и логические УУД: умение формулировать проблему, задачу, умение выбрать наиболее эффективный способ решения задачи, умение осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения Регулятивные УУД: умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, умение оценивать результаты работы товарищей Коммуникативные УУД: умение сотрудничать в группе, умение управлять поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Учебно-познавательная компетентность: умение обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме, умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты, формулировать выводы, умение письменно выступить о результатах своей работы Коммуникативная компетентность: умение конструировать прямую и обратную связи с другими людьми, умение организовать совместную деятельность для достижения целей, умение аргументировать свою позицию Социальная компетентность: умение продуктивно взаимодействовать с членами группы | Дух соревнования всегда стимулирует. Работа в небольших группах дает возможность каждому проявить себя, получить оценку и самооценку. А самостоятельно составленные задания по изученной теме для соперников, как мне кажется, очень хорошо способствуют актуализации знаний |
Проработка содержания темы | Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК | 20 мин | Морской бой | Адаптированный | Цель: совершенствовать практические навыки решения основных задач на проценты и учиться применять их при решении реальных жизненных задач Необходимые материалы: ПК, проектор, бумага, ручки Предварительная подготовка: необходимо приготовить электронную версию поля боя 10*10, задания для игры, поля для команд Технология проведения: класс делим на 2 группы. Обговариваем условия: на поле находится 3 одиночных корабля – вопросы, на которые следует ответить «Да» или «Нет»; 2 двойных корабля – чтобы спасти один такой корабль нужно 2 раза правильно закончить предложения; и один тройной – спасение в правильном решении 3 задач, примеров. Заранее необходимо приготовить на доске поле боя 10*10 (можно использовать ИКТ) и расположить там корабли, и 2 поля для команд. Жеребьевкой определяем начинающую команду. Выполняется выстрел: если происходит промах – переход хода. Если попадание, то командам предлагается задание (в зависимости от корабля). После совещания, если команда отвечает правильно, их корабль (или часть корабля) остается на плаву; если нет – тонет или оказывается подбитым. Ходы осуществляются по очереди. Побеждает та команда, у которой осталось на плаву большее количество кораблей. Вопросы и задания в приложении 1 | Учитель проводит инструктаж по правилам игры, осуществляет контроль по их выполнению. А так же задает вопросы по изученной теме, получает ответы, проверяет их правильность и оглашает результаты | Личностные УУД: положительное отношение к учению, желание совершенствовать имеющиеся знания и умения Познавательные, включая общеучебные и логические УУД: умение выбрать наиболее эффективный способ решения задачи, умение осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения Регулятивные УУД: умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы Коммуникативные УУД: умение сотрудничать в группе, умение управлять поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Учебно-познавательная компетентность: умение обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме, умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты, формулировать выводы, умение устно выступить о результатах своей работы Коммуникативная компетентность: умение конструировать прямую и обратную связи с другими людьми, умение организовать совместную деятельность для достижения целей, умение аргументировать свою позицию Социальная компетентность: умение продуктивно взаимодействовать с членами группы | Аналогично предыдущему методу, данный демонстрирует дух соревнования, каждый член команды имеет в ней свой вес |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Эмоциональная разрядка | Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии | 4 мин | Зарядка | Адаптированный | Цель: снятие напряжения и усталости, расслабление, восстановление энергии Необходимые материалы: любое устройство для воспроизведения аудиозаписи Предварительная подготовка: заранее выбрать мелодию Технология проведения: учитель включает какую-нибудь веселую музыку и предлагает ученикам включать в танец отдельные части тела по его команде. Например: танцуют только ручки, только глазки, только ушки и т.д. | Перед включением музыки учитель обращает внимание на то, что в танце должны участвовать только названные части тела. После включения учитель через определенные промежутки времени должен называть части тела | Регулятивные УУД: умение расслабляться, мобилизовать свои силы | Социальная компетентность: умение управлять своими эмоциями | Небольшая эмоциональная разрядка позволит снять усталость в классе, а, значит, поможет восстановить силы для дальнейшей работы |
Рефлексия | Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения | 4 мин | Полный-неполный | Авторский | Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работой на уроке учащимися Необходимые материалы: шаблоны сосудов с начала урока Предварительная подготовка: не требуется Технология проведения: в конце занятия учащиеся берут свои сосуды, заполненные в начале урока, и делают следующее: в банке ожиданий раскрашивают листочки со сбывшимися ожиданиями, а остальные оставляют белыми и начинают заполнять сосуд снизу вверх: сначала закрашенные, затем белые записки. В сосуде с опасениями раскрашивают несбывшиеся и проделывают аналогичные действия. Т.о. по заполненным сосудам можно судить о достижении целей Д/з: придумать и решить 2 задачи: на нахождение процентов от числа и числа по заданному проценту. | Учитель предлагает учащимся взять свои заполненные в начале урока сосуды, раскрасить листочки со сбывшимися ожиданиями и заполнить ими сосуд, начиная снизу, а сверху сложить не закрашенные, и раскрасить несбывшиеся опасения и сделать аналогичные действия в другом сосуде | Личностные УУД: умение осознавать свои трудности и стремиться их преодолеть Регулятивные УУД: умение оценивать результат своей деятельности | Информационная компетентность: умение делать выводы из полученной информации Учебно-познавательная компетентность: умение организовать анализ и самооценку своей учебно-познавательной деятельности | У учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки, что положительно влияет на развитие мотивации на дальнейшую учебную работу |
Аналитическая информация |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия); b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология | А) выполнения целей и задач урока /занятия: Использование технологии АМО позволяет достичь поставленных на урок целей и задач: содействует раскрытию темы, помогает обобщить и систематизировать изученный материал, позволяет ученику самостоятельно добиваться поставленной перед собой цели, повышает мотивацию, создает благоприятный климат на уроке, содействует быстрой активизации ЗУН, работа в группах способствует более тесному общению учащихся В) выполнение ФГОС: Технология АМО отвечает требования ФГОС: практически на всем протяжении урока учащиеся работают самостоятельно, проявляют активную деятельность, тем самым дети учатся учиться, самостоятельно добывать знания; на каждом этапе формируются определенные УУД. |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). | Данный урок предполагал получить следующие результаты: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и решать основные типы задач на проценты; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию; учиться выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; учиться контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности. Данные результаты были получены. Этап приветствие/знакомство настроил ребят на позитивные эмоции, на рабочий лад; этап эмоциональная разрядка позволил снять усталость, расслабиться. На этапе вхождение в тему урока учащиеся самостоятельно поставили для себя цели, а рефлексия позволила оценить результат своей деятельности. На этапах закрепление изученного и проработка содержания темы выполнялась цель урока, учащиеся самостоятельно составляли задания, решали задачи на проценты (выбирали способы решения). Развивали свою коммуникативную компетенцию. |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | При использовании технологии АМО принципы современного образования реализуются в полной мере, так как данная технология способствует формированию всех основных принципов обучения математике: духовно-нравственному развитию, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения. |
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО | Если применять технологию АМО систематически то учащиеся будут более творчески подходить к выполнению каких-либо заданий, даже в реальной жизни. АМ толкают учащихся на более тесное сотрудничество для достижения цели. |
Методическая ценность урока/занятия | Данный урок является уроком обобщения и систематизации, его можно использовать и при изучении других тем, для этого достаточно просто изменить задания на соответствующие. |
Дополнительная информация |
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | Презентация, созданная в программе Microsoft PowerPoint |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | Виленкин Н.Я. Математика 5. - М.: Мнемозина, 2013. Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах – М.: Вербум-М, 2012. |
Примечания автора/ов | |