kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики "Построение графика дробно-линейной функции". Математика.10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме Построение графика дробно- линейной функции Математика. 10 класс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики "Построение графика дробно-линейной функции". Математика.10 класс»

Раздел 10.3А. Обратные функции

Тема: Построение графика дробно-линейной функции

Школа: НИШ ХБН г. Атырау


Дата:

Date:

Имя учителя: Адилгалиева Ж.С

Класс: 10 g

Урок №

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Ожидаемые результаты данного урока

Learning objectives that this lesson is contributing to

МН 10.19.знать дробно-линейную функцию , c ≠ 0;



МН 10.20.устанавливать свойства дробно-линейной функции ; c ≠ 0


МН.10.21. строить график дробно-линейной функции , в том числе с использованием программного обеспечения;


Цели урока

Learning objectives

рассмотреть свойства дробно-линейной функции и построение ее графика.

Критерии успеха

Учащиеся достиг цели, если


Языковые цели

language objectives

Спросят об уточнении терминов, концепций и операций, которые они не понимают.

Предметная лексика и терминология

Обратная/простая/квадратичная/тригонометрическая положительная/отрицательная функция

Таблица значений, кривая, график функции, графическое положение осей х/у, скобки

Полуплоскости/четверти, симметрия/симметричный

Вертикальные/горизонтальные асимптоты

секанс, косеканс, котангенс

гипербола, область определения

Серия полезных фраз для диалога/письма

Вы не могли бы снова это объяснить, пожалуйста?

Вы не покажете мне снова?

Почему ты делаешь/сделал это?

Как ты это делаешь/сделал?

Как ты получил тот ответ?

Я не услышал/понял объяснение.

Что значит х?

Какой первый/следующий/последний шаг?

Каков может быть результат?

Какая разница между х и у?

Привитие ценностей

Уважение, сотрудничество, открытость

Привитие ценностей осуществляется посредством/через парную и групповую виды работ.

Межпредметные связи


Навыки использования ИКТ

Использование Интернет- платформы BilimLand.kz

Первоначальные знания

Знает о графиках линейной функции, квадратичной функции, графика вида

Ход урока

Этапы урока

Planned timings

Запланированная деятельность на уроке

Planned activities

Ресурсы

Resources

Первый урок

First lesson

1 мин






























Изучение нового материала

15 мин













































Решение задач


15 мин




















Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся, объявляет план урока.


Повторение и закрепление пройденного материала

1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).

2. Контроль усвоения материала (письменный опрос).

Вариант 1

1. Какая функция называется обратной пропорциональностью?

2. Постройте график функции у = 2/x. Найдите:

а) значение функции при x = 3.5;

б) значение аргумента, при котором у = 5.

3. График функции у = k/x проходит через точку А (2; -1). Найдите величину k.

 

Вариант 2

1. Какая кривая называется гиперболой?

2. Постройте график функции у = -3/x. Найдите:

а) значение функции при х = 0,9;

б) значение аргумента, при котором у = 0,4.

3. График функции проходит через точку А (-2; 4). Найдите величину k.

Рассмотрим функции, заданные формулами у = ; у = ; у = .

Что представляют собой выражения, записанные в правых частях этих формул?

Д: Правые части этих формул имеют вид рациональной дроби, у которой числитель-двучлен первой степени или число, отличное от нуля, а знаменатель-двучлен первой степени.

У: Такие функции принято задавать формулой вида

у =  (1).

Рассмотрите случаи когда а) с = 0 или в)  = .

(Если во втором случае учащиеся будут испытывать затруднения, то нужно попросить их выра зить с из заданной пропорции и затем подставить полученное выражение в формулу (1)).

Д1: Если с = 0, то у = х + в – линейная функция.

Д2: Если  = , то с = . Подставив значение с в формулу (1) получим:

 =  =  = , то есть у =  - линейная функция.

У: Функция, которую можно задать формулой вида у =, где буквой х обозначена незави-

симая переменная, а буквами а, в, с и d – произвольные числа, причём с0 и аd – вс 0, называется дробно-линейной функцией.

Покажем, что графиком дробно-линейной функции является гипербола.

Пример 1. Построим график функции у = . Выделим из дроби  целую часть.

Имеем:  =  =  = 1 + .

График функции у = +1 можно получить из графика функции у =  с помощью двух параллельных переносов: сдвига на 2 единицы вправо вдоль оси Х и сдвига на 1 единицу вверх в направлении оси У. При этих сдвигах переместятся асимптоты гиперболы у = : прямая х = 0 (т. е. ось У) – на 2 единицы вправо, а прямая у = 0 (т. е. ось Х) – на одну единицу вверх. Прежде чем строить график, проведём на координатной плоскости пунктиром асимптоты: прямые х = 2 и у = 1 (рис. 1а). Учитывая, что гипербола состоит из двух ветвей, для построения каждой из них составим, используя программу Agrapher, две таблицы: одну для х2, а другую для х

х

1

0

-1

-2

-4

-10

у

-5

-2

-1

-0,5

0

0,5

х

3

4

5

6

8

12

у

7

4

3

2,5

2

1,6

Отметим (с помощью программы Geogebra) в координатной плоскости точки, координаты которых записаны в первой таблице, и соединим их плавной непрерывной линией. Получим одну ветвь гиперболы. Аналогично, воспользовавшись второй таблицей, получим вторую ветвь гиперболы.

Пример 2. Построим график функции у = -.Выделим из дроби  целую часть, разделив двучлен 2х + 10 на двучлен х + 3. Получим  = 2 + . Следовательно, у = --2.

График функции у = --2 можно получить из графика функции у = - с помощью двух параллельных переносов: сдвига на 3 единицы влево и сдвига на 2 единицы вниз. Асимптоты гиперболы – прямые х = -3 и у = -2. Составим (с помощью программы Agrapher) таблицы для х-3.

х

-2

-1

1

2

7

у

-6

-4

-3

-2,8

-2,4

х

-4

-5

-7

-8

-11

у

2

0

-1

-1,2

-1,5

Построив (с помощью программы Geogebra точки в координатной плоскости и проведя через них ветви гиперболы, получим график функции у = - График дробно-линейной функции получается из графика функции у =  с помощью параллельных переносов вдоль осей координат, ветви гиперболы дробно-линейной функции симметричны относительно точки (-. Прямая х = - называется вертикальной асимптотой гиперболы. Прямая у =  называется горизонтальной асимптотой.

Какова область определения дробно-линейной функции?

Д: D(y) =

У: Какова область значений дробно-линейной функции?

Д: Е(у) = .

У: Есть ли у функции нули?

Д: Если х = 0, то f(0) = , d. То есть у функции есть нули – точка А.

У: Есть ли у графика дробно-линейной функции точки пересечения с осью Х?

Д: Если у = 0, то х = -. Значит, если а , то точка пересечения с осью Х имеет координаты . Если же а = 0, в , то точек пересечения с осью абсцисс график дробно-линейной функции не имеет.

У: Функция убывает на промежутках всей области определения, если bc-ad 0 и возрастает на промежутках всей области определения, если bc-ad

У: Можно ли указать наибольшее и наименьшее значения функции?

Д: Наибольшего и наименьшего значений функция не имеет.

У: Какие прямые являются асимптотами графика дробно-линейной функции?

Д: Вертикальной асимптотой является прямая х = -; а горизонтальной асимптотой – прямая y = .

(Все обобщающие выводы-определения и свойства дробно-линейной функции учащиеся записывают в тетрадь)

II. Закрепление.

При построении и “чтении” графиков дробно-линейных функций применяются свойства программы Geogebra. Постройте график функции:

а) у = ; б) у =  

Найдите область определения и область значений функции f, если: a) f(x) = , б) f(x) = 

Укажите асимптоты гиперболы – графика функции: а) у =  (; б) у = -  в) у = .






Презентация

Второй урок

Second lesson

Групповая работа

10 мин


Решение задач № 837, № 838

Обучающая самостоятельная работа.

Найдите центр гиперболы, асимптоты и постройте график функции:

а) у =  б) у =  в) у = ; г) у = ; д) у = ; е) у = ;

ж) у =  з) у = -

Каждый учащийся работает в своём темпе. При необходимости учитель оказывает помощь, задавая вопросы, ответы на которые помогут ученику правильно выполнить задание.


Рефлексия этапа урока:

Какие задания вызвали затруднения?

Почему?

Что вы не учитывали при выполнении заданий?

Как улучшить полученный результат?



А.Н.Макарычев

Алгебра 9 класс




Лабораторно- практическая работа

25 мин

Лабораторно-практическая работа.

Каждому ученику выдаются 2 карточки: карточка №1 “Инструкция” с планом, по которому выполняется работа, и текстом с заданием и карточка №2 “Результаты исследования функции”.

Примерное содержание карточки “Инструкции”:

Постройте график указанной функции.

Найдите область определения функции.

Найдите область значения функции.

Укажите асимптоты гиперболы.

Найдите нули функции (f(x) = 0).

Найдите точку пересечения гиперболы с осью Х (у = 0).

7. Найдите промежутки в которых : а) уy0.

8. Укажите промежутки возрастания (убывания) функции.

I вариант.

Постройте, используя программу Geogebra, график функции и исследуйте ей свойства:

а) у =  б) у = - в) у =  г) у =  д) у =  е) у = . -5-

Дополнительное задание.

Найдите точки пересечения графиков, выполнив построение с помощью программы Geogebra.

Координаты, полученных точек, запишите в тетрадь:

а) у = - и у = х-7; б) у =  и у = х+2х+3.

I I вариант.

Постройте, используя программу Geogebra, график функции и исследуйте ей свойства:

а) у =  б) у = - в) у =  г) у =  д) у =  е) у = .


5 мин

Домашнее задание. Home Task.

Подведение итогов урока. Рефлексия.Reflection

Рефлексия. Учащиеся дополняют следующие предложение:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Теперь я могу…

Урок дал мне для жизни…




Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Совместная работа это главная тщательно запланированная работа, так что Учащиеся менее уверенные работают с такими же как своего уровня, но очень уверенными. Диалог между партнерами таков, что оба учатся одновременно, а не так чтобы кто-то зависел от другого.


Наблюдение

Опрос

Вопросы на понимание

Взаимооценивание

Самооценивание

Рефлексия


Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Цели были реализованы, ожидаемый результат подтвержден. Учащийся знают и умеют строить графики дробно-линейных функции. Атмосфера доброжелательная, рабочая. Во времени уложились. Изменения в план не вносились

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Адилгалиева Жанлыш Салыковна

Дата: 21.01.2017

Номер свидетельства: 381896


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1720 руб.
2640 руб.
1560 руб.
2400 руб.
1470 руб.
2260 руб.
1630 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства