| Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся, объявляет план урока.   
 Повторение и закрепление пройденного материала 1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач). 2. Контроль усвоения материала (письменный опрос). Вариант 1 1. Какая функция называется обратной пропорциональностью? 2. Постройте график функции у = 2/x. Найдите: а) значение функции при x = 3.5; б) значение аргумента, при котором у = 5. 3. График функции у = k/x проходит через точку А (2; -1). Найдите величину k.   Вариант 2 1. Какая кривая называется гиперболой? 2. Постройте график функции у = -3/x. Найдите: а) значение функции при х = 0,9; б) значение аргумента, при котором у = 0,4. 3. График функции проходит через точку А (-2; 4). Найдите величину k. Рассмотрим функции, заданные формулами у =  ; у =  ; у =  . Что представляют собой выражения, записанные в правых частях этих формул? Д: Правые части этих формул имеют вид рациональной дроби, у которой числитель-двучлен первой степени или число, отличное от нуля, а знаменатель-двучлен первой степени. У: Такие функции принято задавать формулой вида у =  (1). Рассмотрите случаи когда а) с = 0 или в)  =  . (Если во втором случае учащиеся будут испытывать затруднения, то нужно попросить их выра зить с из заданной пропорции и затем подставить полученное выражение в формулу (1)). Д1: Если с = 0, то у =  х + в – линейная функция. Д2: Если  =  , то с =  . Подставив значение с в формулу (1) получим:  =  =  =  , то есть у =  - линейная функция.
 У: Функция, которую можно задать формулой вида у = , где буквой х обозначена незави- симая переменная, а буквами а, в, с и d – произвольные числа, причём с 0 и аd – вс  0, называется дробно-линейной функцией. Покажем, что графиком дробно-линейной функции является гипербола. Пример 1. Построим график функции у =  . Выделим из дроби  целую часть. Имеем:  =  =  = 1 +  . График функции у =  +1 можно получить из графика функции у =  с помощью двух параллельных переносов: сдвига на 2 единицы вправо вдоль оси Х и сдвига на 1 единицу вверх в направлении оси У. При этих сдвигах переместятся асимптоты гиперболы у =  : прямая х = 0 (т. е. ось У) – на 2 единицы вправо, а прямая у = 0 (т. е. ось Х) – на одну единицу вверх. Прежде чем строить график, проведём на координатной плоскости пунктиром асимптоты: прямые х = 2 и у = 1 (рис. 1а). Учитывая, что гипербола состоит из двух ветвей, для построения каждой из них составим, используя программу Agrapher, две таблицы: одну для х2, а другую для х          | х | 1 | 0 | -1 | -2 | -4 | -10 |   | у | -5 | -2 | -1 | -0,5 | 0 | 0,5 |   | х | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 12 |   | у | 7 | 4 | 3 | 2,5 | 2 | 1,6 |   Отметим (с помощью программы Geogebra) в координатной плоскости точки, координаты которых записаны в первой таблице, и соединим их плавной непрерывной линией. Получим одну ветвь гиперболы. Аналогично, воспользовавшись второй таблицей, получим вторую ветвь гиперболы.    Пример 2. Построим график функции у = - .Выделим из дроби  целую часть, разделив двучлен 2х + 10 на двучлен х + 3. Получим  = 2 +  . Следовательно, у = -  -2.  График функции у = - -2 можно получить из графика функции у = -  с помощью двух параллельных переносов: сдвига на 3 единицы влево и сдвига на 2 единицы вниз. Асимптоты гиперболы – прямые х = -3 и у = -2. Составим (с помощью программы Agrapher) таблицы для х-3.         | х | -2 | -1 | 1 | 2 | 7 |   | у | -6 | -4 | -3 | -2,8 | -2,4 |   | х | -4 | -5 | -7 | -8 | -11 |   | у | 2 | 0 | -1 | -1,2 | -1,5 |   Построив (с помощью программы Geogebra точки в координатной плоскости и проведя через них ветви гиперболы, получим график функции у = - График дробно-линейной функции получается из графика функции у =  с помощью параллельных переносов вдоль осей координат, ветви гиперболы дробно-линейной функции симметричны относительно точки (-  . Прямая х = -  называется вертикальной асимптотой гиперболы. Прямая у =  называется горизонтальной асимптотой.  Какова область определения дробно-линейной функции?  Д: D(y) =   У: Какова область значений дробно-линейной функции?  Д: Е(у) =   .  У: Есть ли у функции нули?  Д: Если х = 0, то f(0) =  , d  . То есть у функции есть нули – точка А  .  У: Есть ли у графика дробно-линейной функции точки пересечения с осью Х?  Д: Если у = 0, то х = - . Значит, если а  , то точка пересечения с осью Х имеет координаты  . Если же а = 0, в  , то точек пересечения с осью абсцисс график дробно-линейной функции не имеет.  У: Функция убывает на промежутках всей области определения, если bc-ad  0 и возрастает на промежутках всей области определения, если bc-ad   У: Можно ли указать наибольшее и наименьшее значения функции?  Д: Наибольшего и наименьшего значений функция не имеет.  У: Какие прямые являются асимптотами графика дробно-линейной функции?  Д: Вертикальной асимптотой является прямая х = - ; а горизонтальной асимптотой – прямая y =  .  (Все обобщающие выводы-определения и свойства дробно-линейной функции учащиеся записывают в тетрадь)  II. Закрепление.  При построении и “чтении” графиков дробно-линейных функций применяются свойства программы Geogebra. Постройте график функции:    а) у =  ; б) у =    Найдите область определения и область значений функции f, если: a) f(x) =  , б) f(x) =   Укажите асимптоты гиперболы – графика функции: а) у =  (;  б) у = -  в) у =  .  
 |