kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики "Деление суммы на исло"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен конспект урока математики для обучающихся 4 класса по УМК "Начальная школа XXI века". В конспект включен диагностический блок, план урока с хронометражем, ход урок с описанием деятельности учителя и учащихся, анализ урока с указанием формируемых на каждом этапе урока универсальных учебных действий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики "Деление суммы на исло"»

Проект урока математики

«Деление суммы на число»


Общие сведения о проекте

Учебный предмет – математика


Класс – 4


Система или УМК начального образования – «Начальная школа XXIвека»


Авторы учебника – В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева


Название раздела – Деление суммы на число


Тема урока - Деление суммы на число, первый урок в изучении раздела


Тип урока – урок ознакомления с новым материалом


Характеристика деятельности обучающихся:

Формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях, использовать правила деления суммы на число при решении примеров и задач, оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий


















Диагностический блок

Описание исходного уровня универсальных учебных действий


Обучающиеся на момент проведения урока владеют следующими универсальными учебными действиями:

- устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

-умеют ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно

-составлять план, последовательность своих действий

-умеют прогнозировать возможность достижения поставленной задачи а также время, необходимое на выполнение своих действий

-умеют сличать способ и результат действий с заданным эталоном

- умеют вносить необходимые коррективы в способ действий в случае расхождения с эталоном

- умеют выделять то, что уже усвоено и то, что еще подлежит усвоению

-умеют контролировать и оценивать свои действия

- умеют самостоятельно формулировать учебные цели

-умеют строить речевое высказывание, соответствующее задачам и условиям коммуникации

-умеют анализировать

- умеют самостоятельно делать выводы на основе проанализированной информации

-обладают навыками учебного сотрудничества (умеют слушать, вступать в диалог, обсуждать, делать совместные выводы, готовить совместные выступления, распределять роли в группе, управлять поведением партнера, вступать в продуктивное взаимодействие с участниками учебного процесса)

- владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка



Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме.

На момент проведения урока обучающиеся:

-знают переместительное свойство сложения, умножения (на уровне применения в новой ситуации)

-знают распределительное свойство сложения, умножения (на уровне применения в новой ситуации)

- знают сочетательное свойство умножения относительно сложения (на уровне применения в новой ситуации)

- знают сочетательное свойство умножения относительно вычитания (на уровне применения в новой ситуации)

- знают понятия «истинное высказывание», «ложное высказывание»

- умеют решать примеры на табличное и внетабличное деление и умножение (уровень сформированности – варьирующий)

- умеют решать примеры в несколько действий, применяя правила порядка выполняемых действий (уровень сформированности – варьирующий)

-владеют (на варьирующем уровне) вычислительными приемами типа 16+25,14+28,120+160, 180+540

-умеют решать составные задачи разными способами































Тема урока – Деление суммы на число

Задачи урока:

- Развитие познавательных логических УУД анализа, синтеза, сравнения и обобщения на основе самостоятельного открытия учащимися нового правила деления суммы на число

- Развитие коммуникативных УУД в процессе групповой и фронтальной работы по формулированию нового правила

- Развитие регулятивного УУД итогового самоконтроля на основе соотнесения решенных примеров, задач и модели способа применения нового правила

-Развитие личностных УУД смыслообразования, самопознания, регулятивного УУД самооценки во время соотнесения результата своей работы с моделью и хода работы с выбранными критериями


Оборудование урока


- учебник математика-4 (авторы – В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева), тетради

-компьютерная презентация

-индивидуальные маркерные доски

-компьютер, интерактивная доска


План урока


  1. Повторение изученных свойств арифметических действий (5мин).

  2. Формулировка цели урока (2мин).

  3. «Открытие» правила деления суммы на число (12мин).

  4. Применение правила деления суммы на число в ходе решения примеров и задач (18мин).

  5. Составление собственных выражений и задач на основе правила деления суммы на число (5мин).

  6. Оценивание учащимися собственной деятельности по формулированию и применению правила деления суммы на число

( 3мин).







Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1.Повторение изученных свойств арифметических действий.


Учитель предлагает детям определить истинность или ложность высказываний, представленных в компьютерной презентации, показав свой выбор на индивидуальных маркерных досках.


После того, как сделан выбор, учитель просит аргументировать точку зрения. Спрашивает, знание какого свойства арифметического действия помогло определить, истинное высказывание или ложное.


Высказывания:

-если 35 умножить на 89,получится 3115, то и при умножении 89 на 35 получится 3115




- если a:в=с, то и в:а=с





- при нахождении значения выражения 4*187 * 25 нельзя вначале 4*25, а потом результат умножить на 187



- если задача верно решается выражением 37*9+ 68*9, то задачу можно решить и так:

(37+68)*9

- если верное решение задачи (80-43)*3, то решение 80*3 – 43*3 будет неверным

- если задача верно решается выражением 81:9+ 36:9, то задачу можно решить и так:

(81 +36):9



Дети самостоятельно читают высказывания и

показывают учителю на своих индивидуальных маркерных досках «истинное» или «ложное» ( «и» или «л»).



















Дети отвечают:

- высказывание истинное, так как переместительное свойство умножения гласит, что от перестановки множителей произведение не меняется


-ложное высказывание, не существует переместительного свойства деления


- этот ложное высказывание, в этом случае можно поменять порядок действий, воспользовавшись сочетательным свойством умножения

-верно, задачу можно решить двумя способами, воспользовавшись

распределительным

свойством умножения относительно сложения





Последнее высказывание часть класса считают истинным, часть ложным. При обсуждении выясняется, что такого свойства они не знают.

Вхождение учащихся в пространство учебной деятельности, актуализация знаний свойств арифметических действий в ходе фронтальной работы.




Формирование логического УУД анализа, общеучебного УУД аргументировать свою точку зрения в ходе определения и доказательства истинности или ложности высказываний.














































Формирование познавательной мотивации, создание предпосылок к последующему целеполаганию

на этапе выявления затруднения из-за отсутствия определенных знаний.

2.Формулиров

ка цели урока.

Учитель просит сформулировать цель урока.














В ходе фронтального опроса дети отвечают:

- попробовать

выяснить, существует ли распределительное свойство деления относительно сложения

- открыть новое правило, которое поможет выяснить, истинно или ложно последнее высказывание

Формирование

регулятивного

УУД целеполагания во время фронтальной работы по соотнесению того, что уже известно учащимся и того, что им еще не известно.

3. «Открытие» правила деления

суммы на число

Учитель просит открыть детей учебник на с.53, сравнить в ходе групповой работы значение выражений

(14+28):7 и 14:7+28:7


(40+16):8 и

40:8+16:8 и т.п.

и сделать вывод, сформулировав правило. Просит спланировать работу.




После оглашения детьми плана работы учитель просит спрогнозировать, получится ли сформулировать новое правило и сколько по времени займет эта работа.



Увидев, что группы закончили работу, учитель предлагает выступить каждой группе. Во время выступления учитель с помощью документ-камеры демонстрирует вычисления каждой группы.

После выступления всех групп учитель просит прочесть правило на с.54 и сравнить формулировку авторов учебника и самостоятельно сделанную.

















Учитель просит оценить работу групп, предварительно определив критерии самооценки.

После обсуждения в группе дети предлагают план работы

1.Так как пар выражений 4 и нас четверо, каждый решит свою пару выражений и сравнит их значения.

2. Поделимся своими выводами в группе. Проверим друг друга.

3.Попробуем вместе «открыть» новое правило.



Дети утверждают, что новое правило им удастся открыть. Займет это 10-15 минут.








Групповая работа.



Выступление группы:

В каждой паре значения выражений получились одинаковые. Значит при делении суммы на число можно каждое слагаемое разделить на число и результаты сложить.



Дети говорят, что они в целом сформулировали новое правило так же, как и авторы учебника. Отличие в том, что не указали на необходимое условие

«что каждое слагаемое делится на это число». И по другому назвали это правило – не «правило деления суммы на число» как в учебнике, а «распределительное свойство деления относительно сложения»



После группового обсуждения предлагаются критерии оценки

-удалось или нет «открыть» правило

-получилась или нет слаженная групповая работа.


После этого каждая группа оценивает свою работу.

Далее в ходе фронтального опроса выясняется, что прогноз относительно «открытия» нового правила был не совсем правильным – правило сформулировать удалось, но за меньший временной промежуток.

Формирование регулятивных УУД планирования и прогнозирования в ходе группового составления плана работы по «открытию» нового правила.

















Формирование логических УУД сравнения, анализа, синтеза, обобщения, общеучебных УУД - произвольное и осознанное построение речевого высказывания, коммуникативных УУД в ходе групповой работы по формулированию нового правила, выступления перед классом.



















Формирование регулятивных

УУД оценки в ходе сравнения результата групповой работы с моделью, с предварительным прогнозом.

4. Применение правила деления суммы на число в ходе решения примеров и задач.

Учитель предлагает вернуться к проблеме, возникшей на первом этапе урока и ответить на вопрос, на который тогда не смогли ответить.



Где вы можете применить новое правило?










А в жизни может ли вам это правило пригодиться?








Учитель предлагает применить новое правило, самостоятельно

выполнив следующие упражнения :

с. 54 №4 (запиши выражения, равные данным, используя правило деления суммы на число

(16+24):8

(180+540):90 …).

с.54 №5

(используя правило деления суммы на число, найти значение выражений

(56+12):2

(170+560):10 …)

с. 55№9 – решить задачу двумя способами.


Причем для тех, кто не уверен в правильности выполнения, сверяться с карточкой-помощником с этой же страницы:(12+18):2=

12:2+18:2

По завершении учитель предлагает осуществить взаимопроверку в парах.


В ходе фронтальной работы учащиеся решают, что последнее высказывание было истинным и в доказательство приводят правило деления суммы на число.


Дети предлагают варианты применения нового правила

-при решении задач разными способами

-для решения примеров




- например, чтобы определить, сколько купить апельсинов (пирожных), чтобы хватило на всех гостей и на все столики, как рассадить гостей за столики



Учащиеся самостоятельно выполняют задание, при необходимости пользуются карточкой-помощником.




























Дети осуществляют взаимопроверку в парах, при необходимости исправляют ошибки

Формирование личностных УУД

смыслообразования в ходе установлении учащимися значения результатов своей деятельности.





Формирование коммуникативных УУД - умение точно выражать свои мысли в ходе фронтальной работы.











Реализация компетентностного подхода.






Использование нового способа действия в ходе дифференцирован

ной работы (дифференциация по степени самостоятельности), формирование регулятивных УУД контроля и коррекции в ходе осуществление самопроверки по эталону.




















Формирование регулятивных УУД итогового самоконтроля в ходе работы в парах.

5. Составление собственных выражений и задач на основе правила деления суммы на число.

Учитель предлагает детям выполнить задание, предварительно выбрав для себя уровень сложности:

1 уровень сложности – придумать и записать пары выражений, илллюстрирующие правило деления суммы на число

2 уровень - придумать и записать задачу, которую можно решить двумя способами, воспользовавшись правилом деления суммы на число.

Предупреждает, что придуманные детьми примеры и задачи будут использованы учителем на следующем уроке.

Дети самостоятельно выполняют задание.

Формирование логических УУД синтеза, обобщения во время выполнения задания, направленного на применение нового знания - задания творческого характера, дифференцированного по степени сложности.

6. Оценивание учащимися собственной деятельности по формулированию и применению правила деления суммы на число.

Учитель спрашивает, была ли достигнута цель урока, какие собственные качества, навыки удалось улучшить, что получилось, что не получилось.

В ходе фронтального опроса дети отвечают:

- цель была достигнута, новое правило было ими самостоятельно сформулировано, хотя не в полном объеме

- цель была достигнута, так как удалось разрешить спорную ситуацию - вопрос об истинности высказывания в начале урока

-удалось правильно распределить обязанности в группе, благодаря чему задание было выполнено успешно

-не у всех групп получилось четко и правильно формулировать свои мысли при ответе у доски

- не у всех вначале работы с новым правилом получалось его применять, но потом, сверившись с картой-помощником, удалось исправить ошибки

Формирование регулятивного УУД оценки во время соотнесения поставленной цели урока с результатом, общеучебных УУД рефлексии собственной деятельности, ее результативности, адекватности выбранных методов. Формирование личностных УУД смыслообразования и самопознания, познавательной мотивации в ходе осознания значения результатов своей деятельности.


Литература

  1. Математика.4класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х частях./В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. – 5 изд.переработанное.-М.:Вентана-Граф, 2012 (Начальная школа XXI века)

  2. Рабочие программы. Начальная школа. 4класс. УМК «Начальная школа XXIвека».-3изд. переработанное. – М.:Планета, 2016

  3. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/Под.ред. Н.Н.Деменевой. – М.:АРКТИ,2013


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока математики "Деление суммы на исло"

Автор: Барахтанова Екатерина Львовна

Дата: 26.06.2017

Номер свидетельства: 423180


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства