Открытый урок - игра по математике З класс.
Тема: Устные приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление.
Цель:- закрепить устные приемы умножения и деления в пределах 100;
Задачи: - совершенствовать умение решать простые и составные задачи;
- развивать умение определять периметр и площадь геометри-
ческих фигур;
- воспитывать интерес к предмету, расширять кругозор учащихся.
Оборудование: кораблик, штурвал, якорь, айсберг, карточки с ответами для айсберга, кит, разновидности аквариумов, задание с аквариумом, Картинка острова, задания от Робинзона Крузо,
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаю вам удачи -
За работу, в добрый час!
II. Постановка темы и целей урока.
- Ребята сегодня мы отправимся с вами в морское путешествие. Но море не простое, а математическое. За время путешествия мы закрепим на морской узел знания таблиц умножения и деления в пределах 100, которые нам помогут выполнить все задания на уроке, а также узнаем интересные сведения о морских обитателях.
- А на чем ребята мы отправимся с вами в путешествие?
(на доске появляется рисунок корабля)
- Правильно на корабле.
- Какой же корабль без капитана?
- Сегодня я буду вашим капитаном, а вы матросами.
- Ваша тетрадь на время всего урока превращается в бортовой журнал, записи в котором должны вестись очень аккуратно.
Итак, сделаем первую запись:
25 января.
Классная работа.
III. Минутка чистописания.
- Отгадайте число, которое мы будем сегодня прописывать:
- В этом числе есть 5дес. 9ед.
- Кто догадался, какое это число? 59
IV. Устный счёт.
Ну-ка, в стороны карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счёт!
Мы творим это дело
Только силой ума и души .
- Пора отправляться в путь, но чтобы поднять якорь, необходимо выполнить следующие задания: (на доске появляется рисунок якоря).
Карточки. Показываю, дети должны ответить на них….
1. Делимое 30, делитель 6. Найди частное. (5)
2. Найди произведение чисел 4 и 9. (36)
3.Сколько минут в 3 часах? (180 мин.)
4. Чему равна 1/3 часть числа 15? (5)
5. Уменьшаемое 95, вычитаемое 5. Чему равна разность? (90)
- Верно, якорь подняли, пора в путь:
-Наш корабль в открытом море. А здесь подстерегают нас опасности.
- Чтобы узнать, что это, нам необходимо выполнить таблицу умножения и деления.
72:8=9 9Х3=27 6Х8=48
63: 9=7 7Х8=56
54:9=6 5Х6=30
7 Й 48 Г 30 Р 56 Е 27 Б 6 С 9 А
- Кто прочитает, что за слово получилось у нас? Айсберг
(на доске появляется айсберг с заданием)
-Что такое айсберг? Наташа расскажи нам.
-Это отколовшиеся от ледника массивы.
-Могут быть на плаву или “сидеть” на мели. Высота над поверхностью воды доходит до 70 метров.
-Чтобы избежать столкновения, необходимо:
- В расставить порядок действий в выражениях и решить его:(для каждого ряда своё выражение)
63 : (3 х 3) + ( 8 х 7 – 2) : 6 =16
36:4х(17-9)=72
63:7х(12-4) =72
(Дети объясняют расстановку порядка действий, решают числовое выражение
- Благодаря вашей смекалке мы избежали столкновения с айсбергом.
- Айсберг позади и что же ждёт нас впереди?
За бортом бутылка, а в ней послание:
- А от кого именно вы должны отгадать загадку.
Что за чудо – вот так чудо:
Сверху - блюдо, снизу - блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит и ноги? (Черепаха)
-А знаете ли вы, чем морские черепахи отличаются от сухопутных? (Настя давай мы послушаем тебя.)
-У морских зелёных черепах вместо лап – ласты. Выбравшись из воды, задними лапами они вырывают в песке ямку и откладывают в неё яйца. Очень жаль, что из десятка черепашек выживают лишь несколько, а остальные малыши становятся добычей птиц или других хищников
Решение задач.
-Черепаха предлагает нам решить задачу:
На корабле было10 бочек пресной воды по 6 литров в каждой. Израсходовали 25 литров воды. Сколько литров пресной воды осталось?
- О чем задача?
- Что известно?
- Что неизвестно?
- Что нужно найти?
- Во сколько действий задача?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Что нужно найти, чтобы ответить на вопрос задачи?
Запишем краткую запись
На доске запись:
Было – 10 б. по 6 л.
Израсходовали – 25 л.
Осталось - ? л
1)6х10=60 (л.) – воды всего.
2)60 – 25 = 35 ( л.) – воды осталось.
Ответ: 35 литров воды осталось.
-Черепаха довольна вашими математическими способностями. Но прежде чем отправится в путешествие дальше нам необходимо отдохнуть
физкультминутка
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- А мы замечаем на гребне волны ребус.
и
К О Т
- Какое слово здесь зашифровано? (КИТ)
(на доске появляется рисунок кита)
- КИТ- это морское млекопитающее. Длина до 20 метров, а весит до 70 тонн.
- Ребята, а можем ли мы держать кита дома?
- Почему?
- В неволи их содержат больших резервуарах. Они называются дельфинарии, океанариумы. Один из таких океанариумов находится в нашей стране в столице городе Астане.
- Каких же морских обитателей мы можем завести дома? (маленьких рыбок)
- А где мы их сможем держать? (В аквариуме)
- Аквариумы бывают разных размеров и форм. (показываю разные формы аквариумов)
- Давайте найдет периметр и площадь одной стороны нашего аквариума?
- Какой формы одна сторона аквариума? (Прямоугольная)
- Итак, перед вами аквариум его одна сторона равна 9 см, а ширина 4 см.
- Давайте найдем периметр и площадь прямоугольной стороны аквариума!
- Что известно?
- Что не известно?
- Запишем краткую запись.
А=9 см
В = 4 см
Р = ? см
S = ? см2
- Давайте вспомним как найти периметр и площадь прямоугольника?
-Решим задачу.
- Что мы найдем сначала?
- А что потом?
Решение:
Р = 9х2+4х2=26 (см)
S = 9Х4=36 (кв.см)
Ответ: Р = 26 см, S =36 см2 .
- Попрощаемся с китёнком и продолжим плавание.
- Плещет тёплая вода
В берега, в берега.
Кораблик очень смелый,
Бури не боится,
В море океане не хочет заблудиться!
- Перед нами остров. Возможно, что на нём когда-то жил Робинзон Крузо.
- Ребята, а вы знаете, кто такой Робинзон Крузо?
- Робинзон Крузо- это моряк английского города Йорка, который одиноко проживал на безлюдном острове, куда был выброшен вовремя кораблекрушения, весь экипаж корабля погиб, кроме него.
- Для того чтобы плыть дальше нужно выполнить его задание.
Самостоятельная работа. (р.тетр. стр. сначала списывают затем решают, тот кто первый решил выходит к доске и записывает ответ)
V. Закрепление пройденного материала.
- Погружаемся в воду и осторожно из тёмной пещеры достаём обитателей морского дна. Кто оказался в ваших руках?
(Из парт дети достают карточки-картинки с изображениями морской звезды, ,медузы.)
- Чтобы подружиться с ними, надо выполнить задания на карточках.
- Какие задания нам предлагают медуза и звезда? (уравнения)
- Давайте решим эти уравнения у доски:
Решите уровнения:
6*х = 54 х -35 =20
Морская звезда!
Решите уравнения:
27:х= 3 78 –х =64
Медуза!
VI. Итог урока.
- Было ли наше путешествие полезным? Что помогло вам преодолеть трудности?
- Давайте подведём итог сегодняшнего урока .
- Если вам понравилось было интересно прикрепите спасательный круг капитану на руку, а если вам было сложно, то давайте спасательный круг положим в сундук.
(дети встают, и свои круги либо вешают на руку капитану, либо кладут в сундук)
- Я желаю вам сноровки, силы,
- Отваг, терпения в труде!
- МАТЕМАТИКА всем нам поможет
- Оставаться на высоте!
VII. Домашнее задание.
- На память о морском путешествии я дарю вам эти парусники. Вы сможете раскрасить их, используя знания таблицы умножения. Это и будет домашним заданием.