Формы организации: ИКТ, технология проблемно-диалогического обучения, групповая форма работы, технология оценивания учебных успехов.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться
Слушаем внимательно, работаем старательно.
2. Сообщение темы.
Сегодня на уроке мы потренируем наше внимание и память, повторим состав изученных чисел, узнаем название чисел при сложении, доказывая своё мнение. Не забывайте про слова – помощники:
Я думаю… Я считаю… Я уверена, что у вас всё получится.
Интересно провести урок нам помогут сказочные герои. А вот из какой они сказки, вы сейчас прочитаете сами. Название сказки вы узнаете, расставив числа по порядку.
3. Устный счет.
На наборное полотно дети выставляют карточки с числами, в которых снизу написаны буквы. На доске:
– Прочитаем все вместе, герои какой сказки помогут нам учиться.
Дети. Теремок.
У. Прочитайте эти числа:
в порядке возрастания;
в порядке убывания;
через одно начиная с 1-го;
через одно начиная со 2-го;
– Какое число идет при счете за числом 5; перед 9?
Д. Шесть, восемь.
У. Назовите соседей чисел 3 и 8.
Д. Два и четыре. – Семь и девять.
– Ой! Что такое?! А теремок-то у нас заселён не полностью! Надо его вновь заселить. Для этого нужно в пустые окошечки вписать нужную цифру, чтобы на каждом этаже было по 8 жильцов. Мы увидим какой теремок у нас получится. Итак, проверим 8-это сколько + сколько? А ваши домики вложите в тетрадь и я проверю правильно ли вы сделали.(на доске появляется теремок)
У. Вспомните, кто жил в теремке?
Дети перечисляют.
– В нашем теремочке будут жить: медведь, волк, лиса, заяц, лягушка, мышка и петушок.
Кто пришёл к теремку первым? Решим задачки от мышки.
Ответ показываем веером.
У. Семь зеленых лягушат В воду броситься спешат. Два испугались, На берегу остались. Сколько было храбрых лягушат?
Д. Пять.
У. Как вы это узнали?
Д. Из семи вычли два. 7-2
У. Пять маленьких зайчат На лужайке в ряд сидят. Прискакали к ним два брата, Им зайчата очень рады. Сколько же всего зайчат На лужайке сидят?
Д. Семь.
У. Как узнали?
Д. К пяти прибавили два. 5+2
На забор влетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
Как узнали? 1+2
Что хромаешь ты жучок?
- Ранил лапку о сучок.
Прежде на своих шести
Очень быстро мог ползти.
На скольких ножках ползает теперь жучок?
Как узнали? 6-1
В это время 3 ребят у доски решают примеры +-1. Ребята получают задание от лягушки.
4. Давайте отдохнем вместе с мышками (физкультминутка)
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре
Мышки дернули за гири.
Тут раздался страшный звон,
Убежали мышки вон!
На какие две группы можно поделить все эти примеры?
Д: Примеры на сложение и вычитание.
Мы сегодня будем работать с примерами на сложение
5. Новый материал.
Зайчик принес задание составить числовое выражение и просит вас прочитать его по-разному.
(Три плюс один ровно четыре. К трем прибавить один получится четыре. Три увеличить на один получится четыре. Три да один - это четыре.)
-А знает ли кто-нибудь, как называются числа в равенствах, содержащих знак «плюс»? (Нет.) А хотели бы узнать? (Да) Тогда слушайте внимательно. Что делает зайчик с овощами?
(складывает в корзину) Какое действие он выполнял? (сложение)
-Числа, которые мы складываем, называются слагаемые. Три - это первое слагаемое, два - второе слагаемое. Число, которое получается в результате сложения, называется сумма. Это равенство можно прочитать еще и так: первое слагаемое-3, второе слагаемое-2, сумма равна пяти.
Слева от знака «равно» тоже записана сумма. Это сумма - выражение, а справа сумма - результат. Запись можно прочитать еще так: сумма чисел 3 и 2 равна 5.
-Еще раз назовите первое слагаемое.(3) Назовите второе слагаемое.(2)
Назовите сумму.(5)
-Прочитайте равенство по-новому.
(Первое слагаемое -3, второе слагаемое -2, сумма равна 5. Сумма чисел 3 и 2 равна 5.)
-Запомнили хорошо.
7. Работа по учебнику.
А сейчас мы вместе с лисичкой будем работать по учебнику на с.86.
-Рассмотрите рисунок вверху. Дети складывают кубики. Сколько красных квадратиков? (3) Сколько синих? (2)
Сколько всего? (5) Как получили пять? (3+2=5) Прочитайте, как называются числа при сложении.
Лисичке интересно как вы всёзапомнили
(Выполнение задания под номером 1)
Рассмотрите примеры под номером 2. На какие две группы их можно разделить? (Примеры на сложение и вычитание) Какие примеры мы учимся сегодня читать по-новому? (На сложение) Решим только их, читать будем по-новому.
-Что общего в этих примерах? (Второе слагаемое равно двум) Как мы прибавляем 2 (по одному)
7. Подготовка к решению задач с. 87.
-С кем встретимся сейчас? (с волком)
Он не может справиться с заданием. Поможем ему?
-Откройте тетрадь на с.19. Прочитайте в учебнике задание 3.
-О чем прочитали? (О книгах) Что обозначают зеленые квадратики?
Что обозначают желтые? Что нужно узнать? (сколько книг стало.) Как узнаем?
(6+2=8)
Прочитаем задание 4. Как узнаем, сколько осталось?(3-1=2)Почему записали действие вычитание?
-В каком из примеров вычислили сумму? Подчеркните первое слагаемое одной чертой, второе - двумя, сумму волнистой линией. Почитайте по-новому.
8. Физкультминутка
А с медведем отдохнём.
У. Топай, Мишка, Хлопай, Мишка, Приседай со мной, братишка. Руки вверх, вперед и вниз, Улыбайся и садись.
8.Самостоятельная работа. ( в рабочей тетради)
С.32 Подчеркни только те примеры, в которых пропущены слагаемые. И реши их.
(Работа по карточкам.
Примеры с ответом 6 раскрасят синим карандашом, с ответом 7 – красным карандашом.)
9. Итог урока.
-Все задания выполнены. Сказка прощается с вами, но вы, ребята, должны помнить слова: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Чему научили вас сказочные герои? Как называются числа при сложении?
Встаньте те, кто считает, что работал хорошо.
Приложение
Примеры с ответом 6 раскрасят синим карандашом, с ответом 7 – красным карандашом.
6+0
8-1
5+1
5+2
4+2
9-2
6+0
8-1
5+1
5+2
4+2
9-2
6+0
8-1
5+1
5+2
4+2
9-2
6+0
8-1
5+1
5+2
4+2
9-2
6+0
8-1
5+1
5+2
4+2
9-2
Самоанализ урока математики в 1 «а» классе на тему: «Знакомство с термином слагаемое».
Данный урок относится к разделу «Изучение действий»(5 урок по теме «Сложение») На знакомство со слагаемыми отводится 2 урока, это 1-ый.
Цели урока:1. Образовательные. Познакомить учащихся с термином «слагаемые», учить находить слагаемые в сумме, дать понятие о том, что в сумме может быть несколько слагаемых.2.Развивающие.Развивать умение читать суммы разными способами, находить значение суммы, умение находить закономерность, делить примеры на группы по общему признаку, развивать внимание, мышление.3. Воспитательные. Воспитывать аккуратность при работе с тетрадью, учебником; чувство взаимопомощи при работе в парах.
Тип урока: изучение нового материала.
Исходя из целей урока было спланировано 7этапов урока. Орг.момент настраивает на работу на уроке, подготавливает к активной умственной деятельности. На этапе актуализации знаний повторяется уже изученный материал о действии сложения.
На этапе определения темы урока перед детьми ставится затруднение, вопрос, ответ на который они должны найти на уроке. Дети ставят перед собой задачу - узнать, как называется каждое число при сложении. Далее идет работа по теме урока, которая прерывается физ.минуткой. Записывают суммы, читают их разными способами, находят значение суммы. Работая с суммами узнают, как называется каждое число при сложении.
На заключительном этапе дети говорят о том, какое новое знание они получили на данном уроке, называют математические понятия, связанные со сложением.
Характер вопросов и заданий(напр., «что заметили?» «Предложите варианты», «что можете сказать?») требуют от учащихся размышления, пробуждают самостоятельную мысль учеников. Дети наблюдают, выделяют закономерности, группируют, учатся высказывать свое мнение.
Создание на уроке нестандартной ситуации способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. Урок в форме сказки, которая детям хорошо известна.
Сказочный сюжет вводит детей в мир сказки, они вместе с героями преодолевают препятствия, помогают колобку и вместе с этим получают математические знания.
Осуществляется межпредметная связь (с уроками обучения грамоте), реализуются воспитательные цели урока, расширяется кругозор учащихся. Урок носит творческий и развивающий характер, воспитывает трудолюбие, чувство сострадания, взаимопомощи, развивает мышление.
Сказочный сюжет позволяет осуществлять плавный переход от одного вида деятельности к другому и обеспечивает формирование знаний.
На уроке применялись методы: практические, наглядные, проблемный, работа с книгой, беседа.: ведущая роль теоретических знаний, работа над развитием всех учащихся(и слабых и сильных),осознание процесса учения. -возврат к пройденному материалу.
Формы работы: фронтальная, работа в парах. Обратная связь осуществляется с помощью сигналов (при проверке ответов)