Данные об авторе Автор(ы): Сорочкина Елена Владимировна Место работы, должность: Саратовская область, р.п. Лысые Горы, МДОУ - детский сад "Радуга", воспитатель Регион: Саратовская область Характеристики урока (занятия) Уровень образования: дошкольное образование высшее профессиональное образование Целевая аудитория: Воспитатель Класс(ы): Все классы Предмет(ы): Музыка Родной язык Другое Цель урока: 1.Связная речь: испособствовать развитию речи детей в речевой двигательной деятельности дете. Развивать умение слушать речь, учить выделять (интонировать) звуки, понимать содержание и соотносить с действиями пальцев. 2.Изобразительная деятельность: учить использоватьнетрадиционные формы рисования на крупе пальчиком для изображения солнца. 3.Воспитывать активность, инициативность; способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций. 4. Оздоровительная работа: стимулировать работу внутренних органов, используя массаж пальцев и кистей рук. Тип урока: Комбинированный урок Учеников в классе: 12 Используемая методическая литература: И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина "Развитие речи и ознакомление с окружающим миром" Валентина Буйко "Чудо - Обучайка" Используемое оборудование: 1. Компакт - диск с русско- народными сказками. Аудиоприложение к Книжке =- малышке. "Русские сказки". СПб.: ИГ "Весь",2009.с.48 2.Музыка с момой. Компакт - диск серии развивающих игр для детей. Авторы методики Сергей Железнов, Екатерина Железнова 3. Праздник каждый день. Аудиоприложение музыкальных игр в младшей группе. Компакт - диск Ирины Каплуновой, Ирины Новоскольцевой. Изд. - во "Композитор - Санкт - Петербург", 2009 Краткое описание: Развивать речь детей в младших группах дошкольного учреждения в речевой двигательной деятельности детей с использованием элементов: 1.здоровьесберегающих технологий; 2. нетрадиционных форм рисования. Ход занятия: Воспитатель: -Ребята, поглядите, кто залетел к нам в группу? (Дети здороваются с вороной – Каркушей.) Она очень обеспокоена и что – то хочет нам рассказать. Воспитатель передаёт просьбу Каркуши: -Каждый день всходит солнце, чтобы обогреть всю Землю. Все рады солнышку! Ночь подошла к концу, а солнышко пока нет. Каркуша летала и по пути постучала к солнышку, чтобы оно просыпалось, а оно сладко спит.Ворона просит нам помочь разбудить солнышко.Ребята, а где живёт солнышко? Дети: -На небе. Воспитатель: -Ребята, но как же нам добраться до солнышка, ведь оно находиться далеко? (на автобусе, самолёте, поезде, корабле… ) Каркуша предлагает полететь на самолётиках. Воспитатель: -Тогда мы отправляемся в путешествие, а помогут нам найти и разбудить солнышко ваши пальчики, если по пути правильно выполнят все задания. Подготовимся к путешествию. Самомассаж тела. Воспитатель и дети выполняют самомассаж тела под речитатив. Вы готовы, глазки? Поглаживают веки глаз. Да! Смотрят в «бинокль». Вы готовы ушки? Поглаживают уши. Да! Прикладывают ладони к ушам. Вы готовы, ручки? Поглаживают кисти рук. Да! Хлопают в ладошки. Вы готовы, ножки? Поглаживают ноги. Да! Притопывают. Вы готовы? Разводят руки в стороны. Да! Обнимают себя руками. Игра «Самолёты» Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука У. Воспитатель: -Полетели в небе самолёты, завели моторы «Р-р-р», загудели: «У-у-у!» Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в самолётик: -Послушайте стихотворение про самолёт: По земле разбежался, В небо поднялся! Летит самолёт Прямо вперёд! Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У. Необходимо следить за тем, чтобы дети бегали аккуратно, не сталкивались друг с другом. Прилетели самолётики. Дети садятся на стульчики. 1. Станция «Лесная». Воспитатель, обращается к детям: -Может здесь мы найдём наше солнышко? Ребята, давайте походим по лесу как мишка. Игра «Мишка Косолапый» Задачи: Упражнять малыша в самостоятельной ходьбе; вызывать удовольствие от общения со взрослым; вселять уверенность в свои возможности. Ход игры: Воспитатель и дети выполняют движения, согласно тексту: Мишка косолапый(порыкиваем) По лесу идет, наклоняемся из стороны в сторону) (для тех, кто ходит или стоит на ножках можно либо переминаться с ножки на ножку, либо делать шаги на месте) Шишки собирает, В сумочку кладет. (делаем движения, как будто складываем шишку в импровизированную сумочку на поясе) Шишка отскочила (рукой от себя) Прямо мишке в лоб, (легонько ударяем себя в лоб) Мишка рассердился (машем указательным пальчиком ай-ай-ай), И ногою «топ»! (топаем ножкой) Воспитатель предлагает упражнение на дыхание «Дует ветер»: Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. -Дует легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у-у». (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильный ветер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.) Упражнения жевательно-артикуляционных мышц. Воспитатель: -Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот. Медведь: -Что за шум в лесу? Кто меня разбудил? Дети здороваются с медведем и отвечают: -Мишка, мы ищем солнышко, чтобы его разбудить. Медведь: -Мне тоже грустно без солнышка, хочется спать. Воспитатель: -Мы тебя развеселим, хочешь, поиграем с тобой? Медведь: -Очень хочу. Игра «У медведя во бору». Цель: развивать быстроту бега, идти навстречу опасности, но не убегать до определённого сигнала (последнего слова текста).Уметь управлять своим поведением, не пасовать перед трудностями. Ход игры: В берлоге (под кустом, в углу за дверью и т. п.) помещается медведь. Все дети с корзиночками в руках собирают грибы и ягоды и произносят: «У медведя во бору грибы, ягоды беру», повторяя это несколько раз. Воспитательница, стоящая в стороне, через 2—3 минуты внятно и выразительно говорит: «А в берлоге медведь сидит и на детей рычит, рычит»... Медведь начинает рычать и вылезает из берлоги. При виде его дети разбегаются. Медведь гонится за ними и старается кого-нибудь поймать. Дети прощаются с медведем. Воспитатель: -Самолёт летит, летит Лётчик смелый в нём сидит. Заводим моторы, полетели самолётики. 2.Станция «Театральная» Воспитатель: -Ребята давайте послушаем сказку «Курочка Ряба», а наши пальчики помогут показать сказку. Жили-были дед (обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду) и баба (изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка). И была у них курочка Ряба (для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»), Спеша курочка яичко (округлите пальцы и соедините их кончики). Да не простое а золотое, Дед бил, бил (постучите кулаком по «яичку») — не разбил. Баба била, била (стучите кулаком по «яичку») — не разбила. Мышка бежала (для детей младшего возраста — пробегите всеми пальцами правой руки по от бедра до коленки), Хвостиком махнула (помашите указательным пальцем) — яичко упало и разбилось (уроните расслабленные руки на колени). Дед плачет (закройте лицо руками). Баба плачет (закройте лицо руками). А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко (округлите пальцы и соедините их кончики) другое, не золотое, а простое. -Воспитатель: Ребята, давайте поиграем на колокольчиках, может солнышко нас услышит? Игра « Позвеним колокольчиком» Цель: Развивать подражания движениями руки, а также речи взрослого – повторением слов-звукоподражаний ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ. Оборудование: колокольчик. Ход игры: Воспитатель предлагает детям позвенеть колокольчиком с помощью колебательных движений руки и речи: – Давайте позвеним колокольчиком: «ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!» Повторяйте за мной! Воспитатель: - Отправляемся дальше в путешествие. Заводим моторы, полетели самолётики. Руки в стороны, в полёт Отправляем самолёт. 3. Станция «Массажная» Воспитатель: -Ребята, посмотрите, какой красивый паучок спрятался под кустиком? Паучок, ты не знаешь, где найти нам солнышко? Паучок: -Солнышко спит в своём домике, а мне так хочется погреть свои лапки на солнышке. Воспитатель: -Что – то наш паучок совсем загрустил, давайте с ним поиграем. Слушая стихотворение, дети выполняют пальчиковую игру. «ПАУЧОК» Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. | Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям. Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит) Действия аналогичны первоначальным "Паучки" ползают на голове. | Воспитатель обращает внимание на волшебный сундучок на столе. -Давайте посмотрим, что в нем лежит? Дети рассматривают шишки, камешки, каштаны. Сортирование мелких предметов Цель: Развивать хватательные движения – хватание щепотью или двумя пальцами (большим и указательным). Воспитатель: -Наши пальчики очень умные. Они могут разобрать перемешанные в одной коробке шишки, камешки, плоды каштана, а малыши раскладывает их по тарелочкам. Ну-ка, пальчики, принимайтесь за работу! Массаж рук. Воспитатель предлагает положить один каштан на одну ладонь, а другую положить сверху и покатать каштан на ладошке. Можно покатать орешек по наружной стороне кисти, положив одну руку на стол, а другой сверху покатать орешком. Дети прощаются с паучком и продолжают своё путешествие. Воспитатель предлагает ребятам полететь на конечную станцию, где живёт солнышко. 4. Станция «Солнечная» Воспитатель обращает внимание детей на игрушечный домик, окошко которого закрыла тучка. Поднимает на палочке тучку. Воспитатель: -На домик солнышка наплыла тучка. Ребята покажем с помощью пальчиков тучку.Дети по очереди сгибают каждый пальчик на правой руке. Вот и получился кулачок — тучка. В окошечке игрового домика видно, что солнышко спит. Воспитатель: -Дети, давайте солнышко разбудим. Дети повторяют за воспитателем движения по ходу стихотворения «Солнышко». Солнышко, ведрышко, Призывно машут руками. Выгляни в окошечко! Одна рука над головой, другая под подбородком — изображают солнышко. Твои детки плачут, Делают вид, что плачут. По камушкам скачут. Подпрыгивают. Солнышко просыпается: -Кто под окошком кричит? Кто мне спать мешает? Дети: -Это мы, дети. Солнышко: -Спасибо, что меня разбудили. Детям я всегда рада. Воспитатель: -Ребята, опишите наше солнышко. Какое оно? Дети: -Большое, круглое, яркое, тёплое, горячее, ласковое и т.д. Солнышко: - Ребята, а вы умеете рисовать солнышки? Дети: - Да. Воспитатель приглашает детей подойти к столам с подносами с крупой, чтобы нарисовать солнышки: -Давайте каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у нас будет ещё светлее. Рисуя солнышки, воспитатель уточняет: - Чтобы нужно сначала нарисовать? Дети: -Круг. Воспитатель: После того, как нарисовали круг, что следует нарисовать? Дети: - Лучики. Воспитатель: -Сколько лучиков у солнышка? Дети: -Много. Солнышко: -Какие замечательные солнышки у нас получились! Каркуша: - Вы все ребята, молодцы, ловко справлялись со всеми заданиями и разбудили Солнышко. Воспитатель: -Ребята, вам понравилась наше путешествие? Дети: -Да! Воспитатель: -Давайте поблагодарим наши пальчики. Релаксация «Руки любви». Воспитатель: -Погладьте себя по рукам, лицу, груди, ногам. Запомните, что вы чувствуете во время поглаживания. Подойдите друг к другу и «Руками любви», дотроньтесь до них и пожелайте им здоровья. Ну а теперь пора возвращаться в детский сад. Попрощаемся с Солнышком и Каркушей и полетим на самолёте. Итак, заводим моторчики: Р-р-р. Полетели: У-у-у. |