Паспорт элективного занятия
Класс: 8 класс.
Тема: «Математика важна - всем профессиям нужна.»
Цель: доказать необходимость владения математическими знаниями, обеспечивающими успешность, благополучие в профессиональной деятельности.
Задачи:
обучающие:
-создать условия для повторения задач практического содержания и профессиональной направленности;
-показать, что знания по математике нужны людям разных профессий;
развивающие:
-способствовать развитию умственной деятельности и вычислительных навыков;
-формировать коммуникативность, умение выступать перед аудиторией, самостоятельно находить и применять нужную информацию;
воспитательные:
-воспитание познавательного интереса к предмету, самостоятельности при решении учебных задач;
-активизация профессионального самоопределения.
Тип занятия: интеллектуально - поисковое занятие.
Методы:
-по источникам знаний: проблемно - поисковый, исследовательский, наглядный, практический;
- по степени взаимодействия учителя и обучающихся: диалогический, ситуативный.
Форма занятия: круглый стол.
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point, раздаточный материал.
Структура элективного занятия:
1.Организационный момент.
2. Мотивационный момент.
3. Теоретическая часть.
4. Практическая часть.
5.«Золотые мысли» о роли математики в жизни человека.
6.Итоговая часть. Рефлексивный этап.
Круглый стол «Математика важна - всем профессиям нужна. 1.Организационный момент.
2. Мотивационный момент. Постановка проблемы.
Заседание круглого стола начнем с высказывания Михаила Ивановича Калинина – государственного деятеля нашей страны .
«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою голову математикой, пока есть к тому возможность.
Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе»
Как вы его понимаете? (ответы учеников).
Сегодня мы с вами постараемся подтвердить или опровергнуть его слова. Тема круглого стола «Математика важна - всем профессиям нужна.»(записываем в тетрадь).
3. Теоретическая часть.
Н.Н. Не каждый человек с начала своего образовательного пути знает, с какой профессией свяжет свою жизнь, какие знания ему пригодятся. Поэтому выйти из стен школы нужно с таким багажом знаний, который обеспечит вам возможность выбора будущей профессии. Входит ли математика в этот «багаж» - наша задача выяснить это.
Рассмотрим этот вопрос с теоретической точки зрения.
Вспомним, что означает слово математика?
(Слово "математика" в переводе с греческого слова "матейн" (mathein) – означает учиться, познавать.)
Древние греки считали, что понятия "математика" (mathematike) и "наука", "познание" (mathema) - синонимы.
Как вы думаете :
Нужна ли математика человеку?
Чему она учит, какие качества развивает у человека?
В каких областях жизни нужна математика?
Ваши мысли. (примерные ответы детей: развивает логическое и пространственное мышление, мышление, приучает человека к точности, аккуратности, к умению видеть главное, развивает быстроту мысли, внимательность, наблюдательность, смекалку, сообразительность).
( Математика является той наукой, которая учит думать, рассуждать, строить умозаключения, делать выводы, уметь обобщать и систематизировать).
Вывод: ёще в древности одним из важнейших достоинств человека считали владение математическими знаниями. Какую бы профессию Вы не выбрали в дальнейшем, эти умения будут востребованы.
Математика важна , и она, ох, как нужна!
Слово социологам. Предлагаем, познакомится с результатами социологического опроса. Опрос вёлся по следующим направлениям:
Зачем мне надо изучать математику?
Нужна ли математика в жизни людей?
Где применяется математика?
I направление. Зачем мне надо изучать математику? Учащиеся ответили так:
Необходима для продолжения обучения и приобретения профессии | 47 человек |
Для общего развития | 21 человек |
Заставляют родители | 15 человек |
Не нужна вообще | 7 человека |
Этот предмет мне интересен | 9 человек |
затрудняюсь ответить | 1 человек |
Результаты данного направления:
83 человека из числа всех опрошенных считают, что математику нужно изучать, для 9 человек математика - это просто наука, 1 человек затрудняется ответить, что для него математика, 7 человек считают что математика не нужна вообще.
II направление. Нужна ли математика в жизни людей? Данная диаграмма показывает: 70% опрошенных учащихся ответили - математика нужна, 21%- не нужна, 9%- затрудняюсь ответить.
III направление. Где применяется математика? Ответы на этот вопрос приведены в следующей таблице.
в быту | 20 |
на ней держится мир | 5 |
в любой профессии | 25 |
нужна везде | 12 |
чтобы получить хорошее образование | 30 |
стать учёным | 2 |
во всех науках | 6 |
Среди своих родителей мы тоже провели анкетирование с целью изучения их представления о роли математики в их профессии и повседневной жизни. Родители (25 человек) отвечали на 3 вопроса:
1.Была ли математика любимым предметом в школе?
а) да-16, б) нет-2 в) затрудняюсь ответить-7
2.Используете ли знания математики в своей профессии ?
а) да-18, б) нет-2 в ) затрудняюсь ответить-5
3.Нужна ли математика человеку любой профессии?
а) да-17, б) нет-3 в) затрудняюсь ответить-5
Считаю, несмотря на то, что нам нравятся разные школьные предметы, но в век информационных технологий каждому человеку необходима математика.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света.
Без счета не может подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Теперь рассмотрим этот вопрос с практической точки зрения, с точки зрения реальной жизни. Со школьного порога вы должны помнить ,что самое дорогое и ценное для человека это его жизнь и здоровье .Вот какую задачу предлагают медики.
Задача 1. Чтобы узнать среднюю продолжительность жизни россиянина нужно найти число, 40% которого равны 24.
Здоровый образ жизни увеличивает среднюю продолжительность на 15%.
Употребление наркотиков, спиртных напитков, курение уменьшают продолжительность жизни на 40 %.
Определите среднюю продолжительность жизни человека ведущего здоровый образ жизни и ведущего аморальный образ жизни.
На сколько лет человек ведущий здоровый образ жизни живет дольше, чем человек ведущий аморальный образ жизни.
Рецепт витаминного коктейля от Елены Малышевой ведущей передачу « Жить здорово».
Для приготовления витаминного коктейля , надо смешать300г молока, 120г малины, 60г клубники, 150г черной смородины и 30г меда.
Какую часть составляют ягоды в коктейле ?
Решение задач в группах (10-15минут), проверка.
1 группа представляет профессию типа «человек- человек».
2 группа представляет профессию типа «человек- знаковая система, техника».
3 группа представляет профессию типа «человек-природа»
4 группа представляет профессию типа «человек- художественный образ». Математические фокусы.
Вопрос: Назовите профессию, в которой математика не нужна?
Вывод: Мы рассмотрели лишь часть задач, которые доказывают огромное значение математики в любой профессии.
Хотите или нет, и вы тесно связаны с математикой, она встречается в нашей жизни практически на каждом шагу. Самый простой пример - ваш распорядок дня - режим, режим работы нашей школы не что иное как распределение времени в течение дня при помощи несложных математических вычислений.
5. «Золотые мысли» о роли математики в жизни человека.
6.Итоговая часть. Вернемся к словам М.И.Калинина.
«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою голову математикой, пока есть к тому возможность.
Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе»
Как вы считаете, мы подтвердили ЭТИ слова?
Входит ли математика в багаж знаний, который необходим для выбора будущей профессии?
Как вы думаете действительно ли математика важна - всем профессиям нужна?
Вывод: Для того чтобы овладеть той или иной профессией необходимо изучать математику в школе.
Математика нужна каждому и везде. Без математики не движется прогресс. Математика — наука, как прошлого, так и будущего. Математика действительно профессионально значимый предмет.
Пусть математика сложна,
Её до края не познать.
Откроет двери всем она,
В них только надо постучать.
Д.З. Подобрать две задачи, которые приходится решать в реальной жизни.
6. Рефлексивный этап.
А сейчас ребята выберите и прикрепите к дереву яблоко с вашим ответом на вопрос: есть ли необходимость изучать математику, или можно обойтись без неё?
нет необходимости (зеленоё) очень важно( красное) важно, но не хочется (желтоё)
Вы знаете, что яблоко означает успех, у нас с вами получилось дерево успеха. Закончить занятие хочу словами:
Математика как воздух нужна ,
Без неё не прожить нам и дня ,
Кто математику учил не серьезно
Начинайте учить пока не поздно ,
И вы станните успешными людьми в жизни.
Выбор за вами.
Приложение1.
1 тип. Секретарь – «Человек – человек»
Задача1. В пачке 500 листов формата А4. За неделю в офисе расходуется 1800 листов. Какое наименьшее количество пачек бумаги нужно купить в офис на 6 недель?
1 тип. Химик– «Человек – человек»
Задача2. В каком соотношении нужно взять сплавы золота 30% и 55%, чтобы получить новый сплав 40% золота.
1 тип. Врач – «Человек – человек»
Задача3. Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, еще 40 лет он бодрствует. Какова средняя продолжительность жизни человека?
Ответ: 60лет.Помните! Полноценный сон играет наиболее важную роль в восстановлении жизненных сил. Если человек крепко и глубоко спит, то он может днем решать сложные задачи, напряженно работать.
Тип 2. Шофёр - «Человек – знаковая система, техника»
Задача1. В двух канистрах 85 л бензина. После того, как из первой канистры вылили 3\4 её содержимого, а из второй — 5\9 её содержимого, выяснилось, что всего вылили 55 литров. Сколько литров бензина было в каждой канистре первоначально?
Тип 2.Пекарь- «Человек – знаковая система, техника»
Задача2. Определить, сколько пакетов муки потребуется для приготовления 37 буханок чёрного хлеба, если на одну такую буханку потребуется 300 граммов муки. В 1 пакете – 1 килограмм муки.
Тип 2.Статист-«Человек – знаковая система, техника»
Задача3. В шестом классе двенадцатилетних учеников на 4 больше, чем одиннадцатилетних. Число двенадцатилетних учеников составляет четыре седьмых числа всех шестиклассников. Сколько учеников в таком классе?
Тип 3.Менеджер по рекламе – «Человек – художественный образ»
Задача1. В первой кампании на рекламу было израсходовано 10 000 рублей, а получен доход в размере 500 000 рублей. Во второй израсходовано 20 000 рублей, а доход составил 840 000 рублей. В третьей кампании израсходовано 17000 рублей, а доход – 980 000 рублей. Какая кампания обеспечивает наибольшую отдачу от рекламных вложений?
Задача2. Фокусник. Отгадывание ответа. Вы выполняете действия с задуманным числом ,а я скажу вам конечный результат.
Один из подготовленных учеников проводит эту игру, могут участвовать все желающие (или 2-3 ученика решают на доске).
Задумайте число, (х.)
Умножьте его на 2. (2х.)
К произведению прибавьте число З.(2х + 3.)
Полученную сумму умножьте на 4. (4(2х + 3).)
От полученного произведения надо вычесть 12. (8х + 12-12.)
Полученную разность разделите на задуманное число. (8х: х = 8.)
У вас получится число 8. Как я это угадал? Благодаря математике.
Задача3.Следующий ученик предлагает средствами математики отгадать число и месяц рождения любого человека.
Участники игры проделывают в уме такие операции (или на доске, чтобы не видел ведущий, но зрители видят).
Напишите число своего рождения.
Записанное число удвойте.
Новый результат умножьте на 10,
К полученному произведению прибавьте 73.
Всю эту сумму умножьте на 5,
- К произведению прибавьте номер месяца своего рождения.
Назовите результат.
Ведущий (про себя) вычитает из этой суммы 365, и две цифры справа дают номер месяца рождения, а оставшиеся цифры слева -дату дня рождении
Тип 4.Эколог-«Человек – природа»
Вот задача, которую решает эколог: В школе 880 человек. Каждый второй пришел без “сменки” и принес на подошвах 20 граммов пыли. Предположим, что 4 килограмма пыли остались на полу, и ее удалось смыть уборщицам. Сколько пыли осталось висеть в воздухе, которым дышим?
Задача2. Один десятилетний тополь выделяет в среднем столько кислорода, сколько 25 молодых тополей. Сколько надо посадить молодых тополей на место 15 вырубленных взрослых?
Задача3. Сотни тысяч птиц прилетают в нашу область. Все знают, какую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. Насколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?
Задача4.Уровень загрязнения атмосферы в РФ остается высоким. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживают 55,1 млн человек, что составляет 53% городского населения России. Сколько человек проживает в городах со сравнительно чистым воздухом? (Статистические данные – интернет)
Вопросы первой группе:
Сотая часть числа.(процент)
Угол, на который поворачивается солдат по команде «Кругом».(180о)
Какие числа называются простыми?(Которые имеют только два делителя: единицу и само число)
Наименьшее значение функции у=х2. (0)
Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром. (радиус)
Сколько вершин у ромба ? (4)
Вопросы второй группе:
1.Равенство двух отношений.(пропорция)
2.Тысячная доля килограмма. (грамм)
3.Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.(медиана)
4.Наибольшее двухзначное число.(99)
5.Числа, представляющие собой бесконечные непериодические дроби. (иррациональные)
6.Двузначное нечетное число, кратное трем и пяти.(15 (45, 75))
Вопросы третьей группе:
1.Наименьшее трехзначное число.(100)
2.Прямоугольник с равными сторонами. (квадрат)
3.Сын с отцом, да дедушка с внуком. Много ли их? (трое)
4.Какой угол опишет часовая стрелка за 2 часа? (60о)
5.Чему равна сумма углов выпуклого четырехугольника? .(360о)
6.Какие числа называются взаимно простыми? (которые не имеют общих делителей кроме единицы)
Вопросы четвертой группе:
1.Фигура, образующаяся при пересечении двух прямых. (угол)
2.Отрезок, соединяющий две не соседние вершины многоугольника. ( диагональ)
3.Число со знаком «минус». (отрицательное)
4.Часть окружности. (дуга)
5.Третья степень числа. (куб)
6..Десятая часть метра. (сантиметр
Сердце нормально тренированного человека бьется с частотой 70 ударов в минуту; сердце курящего вынуждено делать на 5-10 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать сердцу курильщика за сутки?
Задача 1. Для приготовления рисовой каши надо взять 2 части риса, 3
части молока и 5 частей воды. Сколько молока и сколько воды понадобится,
если взять 220 г риса?
Задача 2. Ореховый торт. Рецепт.
Для приготовления орехового торта необходимо взять: :
сахар – 10 частей, грецких орехов – 6 частей; мука – 7 частей; сливочного масла – 4 части; сливки – 2 части. Сколько граммов нужно взять каждого продукта, чтобы получить торт массой 580 г
Задача 1 Семья Петровых решила взять кредит в банке на покупку холодильника 24000 рублей на год под 14% годовых. Они должны погасить кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег с тем, чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит вместе с процентами. Сколько рублей семья должна вносить в банк ежемесячно?
Анкета
Выберите вариант ответа.
1.Была ли математика любимым предметом в школе?
а)да, б)нет, в)затрудняюсь ответить.
2.Используете ли знания математики в своей профессии ?
а) да, б)нет, в)затрудняюсь ответить.
3.Нужна ли математика человеку любой профессии?
а) да, б)нет, в)затрудняюсь ответить.