Эпиграф урока
« Геометрия дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать»
Г. Галилей.
Тема урока: Решение задач по теме «Конус. Усеченный конус»
Цели урока:
1.Систематизировать и обобщить знания о конусе и усеченном конусе.
2.Продолжить формировать умения выявлять связь между элементами конуса и навыков нахождения неизвестных элементов.
3. Воспитывать аккуратность выполнения чертежей.
Тип урока: Урок решения задач.
Оборудование: Компьютер, мультимедийная установка, раздаточный материал.
План урока:
1.Орг. момент - 1 мин.
2. Повторение теоретического материала – 4 мин.
3.Формулировка темы урока – 1 мин.
4. Устная работа – 5 мин.
5. Решение задач по готовым чертежам – 15 мин.
6. Проверочная работа – 15 мин.
7. Итог урока – 2 мин.
8. Рефлексия -2 мин.
Ход урока:
1.Организационный момент. ( проверить готовность к уроку, настроить учащихся на рабочий лад)
2.Повторение теоретическогоматериала.
- ) какое тело называется конусом?
- ) назовите элементы конуса ( слайд -2)
В ) сечения конуса: ( слайды 3 – 8) плоскостью перпендикулярной к оси ( слайд 3); осевое сечение – равнобедренный тупоугольный треугольник ( слайд 4); осевое сечение – равнобедренный прямоугольный треугольник ( слайд 5); осевое сечение – равнобедренный остроугольный треугольник (слайд 6 ); виды сечений ( слайды 7 – 8).
- Какое тело называется усеченным конусом?
- Усеченный конус ( слайды 9 – 10): получен вращением прямоугольной трапеции вокруг одной стороны; получен вращением трапеции вокруг своей оси.
3.Сформулировать тему урока . Записать в тетрадях тему урока и дату.
4. Устнаяработа. (слайды 11,12,13)
5. Решение задач по готовым чертежам. ( слайды 14 – 15 )
6.Решение задачи из учебника №568. Решают самостоятельно с последующей проверкой ( слайд 16).
7. Проверочная работа: 1 этап – ответы на вопросы ( слайды 17 – 18 ). Отвечают на вопросы на листочках, которые лежат на столе. Проверка слайд 19.
2 этап – задачи на карточках ( у каждого на парте задание ): 3 этап – задача на соотнесение высказывания с рисунком.
8.Итог урока. Конусы в жизни .
9. Рефлексия:
На уроке я работалактивно/ пассивно
Своей работой на урокедоволен/ не доволен
За урок яустал/ не устал
Мое настроение сталолучше/хуже
Материал урока мнепонятен/ не понятен
Конусы в жизни. ( заслушать ответы учащихся)
Птицы – метеорологи.
Фламинго из песка строят гнезда в виде усеченного конуса и в верхнем основании делают углубление, вкоторое откладывают яйца.высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода. Если засушливым, тоболее низкими.
В геологии существует понятие «конус выноса». Это форма рельефа, образованная скоплением обломочных погод, вынесенными реками на предгорную равнину или в более плоскую широкую долину.
В биологии есть понятие « конус нарастания». Это верхушка побега и корня растений, состоящая их клеток образовательной ткани.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме»
Разработка урока по теме « Конус. Усеченный конус».
Эпиграф урока
« Геометрия дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать»
Г. Галилей.
Тема урока: Решение задач по теме «Конус. Усеченный конус»
Цели урока:
1.Систематизировать и обобщить знания о конусе и усеченном конусе.
2.Продолжить формировать умения выявлять связь между элементами конуса и навыков нахождения неизвестных элементов.
3. Воспитывать аккуратность выполнения чертежей.
Тип урока: Урок решения задач.
Оборудование: Компьютер, мультимедийная установка, раздаточный материал.
План урока:
1.Орг. момент - 1 мин.
2. Повторение теоретического материала – 4 мин.
3.Формулировка темы урока – 1 мин.
4. Устная работа – 5 мин.
5. Решение задач по готовым чертежам – 15 мин.
6. Проверочная работа – 15 мин.
7. Итог урока – 2 мин.
8. Рефлексия -2 мин.
Ход урока:
1.Организационный момент. ( проверить готовность к уроку, настроить учащихся на рабочий лад)
2.Повторение теоретического материала.
А) какое тело называется конусом?
Б ) назовите элементы конуса ( слайд -2)
В ) сечения конуса: ( слайды 3 – 8) плоскостью перпендикулярной к оси ( слайд 3); осевое сечение – равнобедренный тупоугольный треугольник ( слайд 4); осевое сечение – равнобедренный прямоугольный треугольник ( слайд 5); осевое сечение – равнобедренный остроугольный треугольник (слайд 6 ); виды сечений ( слайды 7 – 8).
Г)Какое тело называется усеченным конусом?
Д) усеченный конус ( слайды 9 – 10): получен вращением прямоугольной трапеции вокруг одной стороны; получен вращением трапеции вокруг своей оси.
3.Сформулировать тему урока . Записать в тетрадях тему урока и дату.
4. Устная работа. (слайды 11,12,13)
5. Решение задач по готовым чертежам. ( слайды 14 – 15 )
6.Решение задачи из учебника №568. Решают самостоятельно с последующей проверкой ( слайд 16).
7. Проверочная работа: 1 этап – ответы на вопросы ( слайды 17 – 18 ). Отвечают на вопросы на листочках, которые лежат на столе. Проверка слайд 19.
2 этап – задачи на карточках ( у каждого на парте задание ): 3 этап – задача на соотнесение высказывания с рисунком.
8.Итог урока. Конусы в жизни .
9. Рефлексия:
На уроке я работал активно/ пассивно
Своей работой на уроке доволен/ не доволен
За урок я устал/ не устал
Мое настроение стало лучше/хуже
Материал урока мне понятен/ не понятен
Приложение. Конусы в жизни. ( заслушать ответы учащихся)
Птицы – метеорологи.
Фламинго из песка строят гнезда в виде усеченного конуса и в верхнем основании делают углубление, в которое откладывают яйца.высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода. Если засушливым, то более низкими.
В геологии существует понятие «конус выноса». Это форма рельефа, образованная скоплением обломочных погод, вынесенными реками на предгорную равнину или в более плоскую широкую долину.
В биологии есть понятие « конус нарастания». Это верхушка побега и корня растений, состоящая их клеток образовательной ткани.
4
Просмотр содержимого документа
«приложение 2»
Просмотр содержимого презентации
«конус урок »
Геометрия дает нам возможность
правильно мыслить и рассуждать.
Г. Галилей .
Элементы конуса
ось конуса
P
вершина конуса (Р)
высота конуса (РО)
боковая (коническая) поверхность
образующие
r
B
основание конуса
радиус конуса (r)
Сечения конуса
А
Сечение конуса плоскостью, перпендикулярной к его оси,
круг.
О
Сечения конуса
Осевое сечение конуса
равнобедренный тупоугольный треугольник
А
О
Сечения конуса
Осевое сечение конуса
равнобедренный прямоугольный треугольник
А
О
Сечения конуса
А
Осевое сечение конуса
равнобедренный остроугольный треугольник
О
Сечения конуса
Сечения конуса
Усеченный конус может быть получен вращением…
O 1
О
9
Усеченный конус может быть получен вращением…
O 1
О
10
Дано: H = 3 см, R = 4 см Найти:
1. Образующую
конуса
2. Площадь осевого
сечения
3. Площадь основания
конуса
Устная работа
S
В
О
А
L=13, R=5
Дано:
B
Найти: Н.
13
Н
Рассмотри треугольник ВОС и сразу найдешь решение по теореме…
С
5
О
А
Устная работа
о
Радиусы оснований усеченного
конуса 9 см и 6 см, а высота 4 см.
Найдите образующую .
С
В
Н
K
А
D
Устная работа
Решение задач по готовым чертежам
В
1.
Дано: Конус,
АВС = 120 , АВ = 6
Найти: R, H.
120
С
А
О
Найти S полн .
S полн. = S бок. +S осн.+ S осн.
S бок.= π(R 1 +R 2 )L.
S бок.=(6+10)π L.
По теореме Пифагора: L=5.
S бок.=80 π.
S осн.+ S осн=
36 π+100π=136 π
S полн. =216π
12
о
В
С
3
L
Н
А
K
D
20
№ 568
Радиусы оснований усеченного конуса равны 5 см и 11 см, а образующая равна 10 см. Найдите: а) высоту усеченного конуса; б) площадь осевого сечения
1
+
=
b
a
)h
S
(
O 1
5
5
о.сеч.
2
A
10
8
О
6
11
B
16
Проверочная работа
Вариант I
Вариант II
1. Какая фигура получается в сечении конуса плоскостью, проходящей через ось конуса?
1. Какая фигура получается в сечении конуса плоскостью, проходящей перпендикулярно оси конуса?
2. Какая фигура получается в сечении цилиндра плоскостью, проходящей перпендикулярно оси цилиндра?
2. Какая фигура получается в сечении цилиндра плоскостью, проходящей через ось цилиндра?
3. Что представляет собой сечение конуса плоскостью, проходящей через вершину конуса?
3. Что представляет собой сечение конуса плоскостью, параллельной двум образующим конуса?
Вариант I
Вариант II
4. Чему равна площадь осевого сечения конуса, если осевым сечением конуса является прямоугольный треугольник, а радиус основания конуса 3 см?
4. Чему равна площадь осевого сечения конуса, если его высота в 2 раза меньше радиуса основания и равна 5 см?
5. Осевое сечение конуса представляет собой прямоугольный треугольник с катетом а. Чему равна высота конуса?
5. Осевое сечение конуса представляет собой равносторонний треугольник со стороной а. Чему равна высота конуса?
Ответы
Вариант II
Вариант I
1. Равнобедренный треугольник.
2. Круг.
3. Равнобедренный треугольник.
4. 50 см 2 .
1. Круг.
2. Прямоугольник.
3. Гипербола.
4. 9 см 2 .
- На уроке я работал активно/пассивно
- Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
- Урок для меня показался коротким/длинным
- За урок я устал/ не устал
- Мое настроение стало лучше/ хуже
- Материал урока мне понятен/не понятен
- Домашнее задание мне кажется легким/трудным
Домашнее задание .
Вот оно: п.55-57;
№ 550; 618 .