kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: Дробно-рациональные уравнения с параметрами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тему дробно-рациональные уравнения с параметрами проходят  в курсе алгебры 9 класса с углубленным изучением математики. Урок проходит с использованием мультимедийного комплекса МИМИО. Данный урок является первым по этой теме и по типу является комбинированным. В соответствии с ФГОС в конспекте на каждом этапе урока прописаны цели и задачи для учителя и обучающихся, описаны используемые методы. На этапе рефлексии даны разноуровневые задания для самостоятельной работы. На этапе подведения итогов обучающиеся сами дают оценку степени усвоения материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Дробно-рациональные уравнения с параметрами »


Схема конспекта урока

Аттестуемый учитель: Яковлева Анна Викторовна

Предмет: алгебра (учебник алгебры 9 класс . Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов)

Класс: 9В

Дата: 15.11.2013

Тема урока Дробно-рациональные уравнения с параметрами


Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

  • Цель для обучающихся на данном этапе. Должны подготовиться к продуктивной работе на уроке, настроиться на познавательную активность и деловой ритм, сконцентрировать внимание, настроиться позитивно психологически;

  • Цель для педагога на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе, создать комфортную обстановку;

Задачи: организовать рабочее пространство, создать положительный эмоциональный настрой.

Методы:словесные,наглядно-иллюстративные.




Проверка готовности к уроку. Обучающиеся занимают свои места за партами. Проверяется готовность к уроку. Включается компьютер..

Приветствие обучающихся. Вступительное слово.

По какой теме мы с вами работали на прошлом уроке? Целые уравнения с параметрами. Что было задано на дом? № 347.Вызвало ли затруднение у вас домашнее задание? Частично при записи ответа. Вызывается ученик, справившийся с домашним заданием для демонстрации решения на доске.






2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

  • Цель для обучающихся на данном этапе. Должны продемонстрировать имеющиеся знания, навыки и умения, знание ключевых понятий, владение учебной терминологией, информационно-коммуникативными технологиями.

Задачи: активно работать и отвечать на вопросы, осуществлять самоконтроль. Методы: устный индивидуальный, фронтальный опрос;

  • Цель для педагога на данном этапе.

развитие аналитических способностей учащихся; умение сравнивать, обобщать, делать выводы

Задачи: формировать умение высказывать свои мысли; умение осуществлять самоконтроль, активность, способствовать развитию речевых умений обучающихся; умений делать выводы.

Методы: беседа, социальная мотивация: похвалить за усердие при подготовке к занятию;

Индивидуальные ответы фиксируются и оцениваются учителем, возможна помощь одноклассников при неточных ответах.

Фронтальный опрос класса.

Какие уравнения называются целыми?

Какие уравнения называются дробными?

Как вы думаете, пригодится ли вам умение решать уравнения с параметрами?

Что значит решить уравнение с параметрами?

Ученик решает задание у доски, комментируя решение.

№ 347 При каких значениях параметра р уравнение

(1 – р22 +2рх – 1 = 0 имеет два корня, принадлежащие промежутку (0;1)

Решение: при 1-р2 = 0 уравнение превращается в линейное, поэтому р не равно 1 и -1.

D= р2+1-р2 = 1

х1 = х2= =

Чтобы корни принадлежали промежутку (о;1) составим систему неравенств

2

0

Решение: р

Ответ: при руравнение имеет два корня, принадлежащие промежутку (0;1)

Ученики осуществляют самоконтроль.

3.

Изучение нового учебного материала.

  • Цель для обучающихся на данном этапе. Должны сформулировать тему и цель урока, научиться решать дробно-рациональные уравнения с параметрами.

Задачи: вспомнить алгоритм решения дробно-рациональных уравнений, проанализировать и найти сходство между решением целых уравнений с параметром и дробно-рациональных уравнений с параметром. Внимательно слушать объяснение учителя, чтоб понять, важный отличительный этап решения дробно-рациональных уравнений с параметром.

  • Цель для педагога на данном этапе. Создать условия для осмысления новой учебной информации; способствовать самостоятельному формулированию темы и цели урока.

Задачи: рассмотреть основные этапы решения дробно-рациональных уравнений с параметрами, познакомить с отличительным этапом решения дробно-рациональных уравнений с параметрами, а именно, что необходимо исключать, те значения параметра, при которых значение переменной не принадлежит области допустимых значений.

Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые, мультимедийные.


На интерактивной доске, записано уравнение:



остальная часть решения скрыто эффектом «шторка».

Проведите сравнительный анализ уравнений, из домашнего задания и записанного на доске.

Что общего у уравнений? Предполагаемый ответ: И то и другое уравнения с параметром.

Чем различаются эти уравнения? Первое – это целое уравнение, а второе – дробно-рациональное.

Итак, сформулируйте тему сегодняшнего урока. Предполагаемый ответ: Дробно-рациональные уравнения с параметрами.

Верно. Запишем тему в тетрадь.

Сформулируйте цель урока. Научиться решать дробно-рациональные уравнения с параметром.

Объяснение материала проходит в форме диалога учителя с обучающимися, обсуждается каждый следующий этап решения, постепенно опускается «шторка».

1 этап решения: Выяснить область допустимых значений переменной. Ученики говорят, что у не равен 3 и – 3. На доске и в тетрадях записываем ОДЗ: у=3 и у = -3.

2 этап решения: Далее, обсуждается, что дроби надо привести к общему знаменателю. Записываются дополнительные множители. После умножения получаем:

10у – 30 – ау + 3а + 6 – 2у – 6 = 0

Приводим подобные слагаемые и группируем слагаемые с у:

8у – ау – 30 + 3а = 0;

у(8 – а) = 30 – 3а;

3 этап решения: Анализируем, при а=8 полученное целое уравнение не имеет корней.

При а = 8 уравнение имеет корень у=

4 этап решения. Учитель обращается к ученикам с вопросом: Как вы думаете, готовы ли мы записать ответ уравнения?

Очевидно, какая – то часть учеников, ответит, что они готовы записать ответ. Тогда следует напомнить, что необходимо исключить те значения параметра а, при которых выражение, полученное для у, равно 3 или -3.(слайд №2)

Для этого необходимо решить уравнения(слайд №3)

и

Решая первое уравнение, получаем, что таких значений параметра а нет. Решая второе, получаем, что а=9.

Итак, существует значение параметра а, при котором у = -3. И это надо учесть в ответе.

5 этап решения. Слайд № 4, на котором записан ответ, скрыт «шторкой». Ученики записывают ответ. Зачитывают его вслух. После этого отодвигается «шторка».

Ответ: у= при а; при а=8 и а=9 нет решений.

Подведем итог, теперь мы знаем, как решается дробно-рациональное уравнение с параметрами. Повторяем еще раз все этапы:

  1. ОДЗ

  2. Приводим к общему знаменателю, преобразовываем в целое уравнение

  3. Решаем целое уравнение с параметрами

  4. И очень важный этап, находим те значения параметра, при которых значение переменной не принадлежит области допустимых значений.

4.

Самостоятельная работа по вариантам.

  • Цель для обучающихся на данном этапе: на основе полученных знаний смогут решать самостоятельно уравнения, используя алгоритм, записанный на доске. Смогут представить решение на доске, проанализировать свой ответ с написанным на доске, осуществить самоконтроль.

  • Цель для педагога на данном этапе: продолжить работу по формированию умения решать дробно-рациональные уравнения с параметрами.

Задачи: развивать умения работать самостоятельно и с учебником. Осуществлять консультативную деятельность.

Методы: консультативные, индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Обучающие решают предложенные уравнения

вариант 1: х – 2а = вариант 2:

Также заготовлены карточки для тех, кто очень быстро справился с заданием. Потом можно собрать листы с решением и поставить оценку

На самостоятельную работу отводится 7 мин и еще 5 минут на решение на доске. Во время самостоятельной работы ученики могут воспользоваться учебником или консультацией учителя.

Рефлексия на этом этапе проводится следующим образом: если ученики перед началом самостоятельной работы уверены, что справятся с заданием сами, то они выставляют себе 3 балла, если уверены, что им обязательно понадобиться помощь учителя, то 1 балл, если еще не определились, то 2 балла. После проверки решения, ученики опять выставляют себе баллы, если решено все верно, то опять выставляется 3 балла, если небольшие недочеты, то 1 балл. Если неверно, то 0 баллов. Ученики, набравшие 4-6 баллов, считаются усвоившими тему.


5.

Закрепление изученного материала

  • Цель для обучающихся на данном этапе: Смогут решать дробно-рациональные уравнения

  • Цель для педагога на данном этапе: определить степень усвоения изученного материала

Задачи: провести экспресс-опрос по изученной теме


  1. Закрепление новых знаний на простых примерах (экспресс – опрос 4 мин):

1)Какое из уравнений является дробно – рациональным уравнением с параметром:




Ответ: второе

2) При каких значениях параметра уравнения не имеет решений


3) Решите уравнение =0


6.

Подведение итогов урока, домашнее задание:

  • Цель для обучающихся на данном этапе: Проанализировать, достигнута ли цель урока, смогут ли они выполнить домашнее задание.


  • Цель для педагога на данном этапе: развитие речевой и мыслительной деятельности обучающихся, создание условия для саморефлексии, положительной мотивации к учебе;

формировать у обучающихся умение объективной самооценки своих знаний, умений, навыков, возможностей.

Методы: словесно-логические, информационные;




Как вы считаете, достигнута ли цель урока? То есть научились ли вы решать дробно – рациональные уравнения с параметрами. Некоторые ученики (называются фамилии) разобрались с темой на отлично, Те кто, разобрался хуже, не расстраивайтесь, это не последний урок по этой теме. Но дома надо поработать над темой. Вот номера домашнего задания.№359(б,в), 360(а), 362.




















Учитель: ________________/Яковлева А. В./



Члены экспертной группы:

__________________________ О. А. Мехедова руководитель методического объединения учителей математики Красноармейского района, учитель математики высшей квалификационной категории МОУ лицея №4 Красноармейского района г. Волгограда

__________________________ С. Г. Карева, учитель математики высшей квалификационной категории МОУ гимназии №2 Красноармейского района г. Волгограда



« 15 » ноября 2013 г


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: Дробно-рациональные уравнения с параметрами

Автор: Яковлева Анна Викторовна

Дата: 31.07.2014

Номер свидетельства: 110946


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства