Этап целеполагания | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. | -Прочитайте тему урока. - Подумайте, какое математическое понятие вам знакомо? - На «листке успеха» (Приложение №2) отметьте его значком «знаю» - Где ты поставил знак и почему? -Хорошо. Тогда сформулируйте первую цель нашего урока, пользуясь словом –помощником. - Какие понятия вам не знакомы? - Какие ты поставил знаки? - Сформулируйте новые цели урока, пользуясь словами-помощниками. На доске вывешиваются поэтапные цели урока (на листах А4) | -Задача. Нахождение и запись решения. Отмечают в «листках успеха» понятие «задача» - Я поставил знак под словом «задача», потому что я знаю, что такое задача. - Повторить, что такое задача. - Мы не знаем, что такое решение и запись решения. - Я поставил знак «не знаю». - Наша цель - узнать, что такое решение задачи -Научиться записывать решение задачи. | Правильная постановка цели урока |
Актуализация знаний и метапредметных умений | Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий
| - Вернёмся к первой цели: - Из каких частей состоит текст арифметической задачи? -Что такое условие задачи? -А требование? -Вспомните, с чего я начала урок? -А кто вспомнит общие черты задачи и загадки? – -А чем отличается задача от загадки? | - В задаче есть условие и требование. - Это та часть текста задачи, в которой содержатся числовые данные. - Это та часть текста задачи, в которой требуется что-то узнать. - С загадки - И у задачи и у загадки есть условие и требование. -Загадки отгадывают, задачи решают. | Повторение системы опорных понятий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала |
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | | -Маша и Миша решили также найти отличия задачи от загадки. -Послушайте их диалог. Это задание №1 на странице 36. -Какое же отличие между задачей и загадкой? - Вспомните задачу про поленья. Как её решила Маша? - Посмотрите, вот так выглядит решение данной задачи. Запись на доске: 5+3 - Тогда Миша тоже захотел решить задачу и попросил бабушку задать ему новую задачу. Бабушка сказала: - Я испекла 5 пирожков и попросила три отнести маме. Сколько пирожков осталось? Миша записал два числа и засомневался какой знак поставить «плюс» или «минус». - Помогите Мише выбрать правильный знак. - Почему именно этот знак? Запись на доске: 5-3 - Предположите, что значит решить задачу? - Что вы делали, когда помогали Мише? - Подтвердите свое предположение правилом из учебника. - Вспомните, как учебник помогает вам найти важную информацию по теме? - Итак, что значит решить задачу? - Цель достигнута? - Вы узнали, что такое решение задачи? -Этого достаточно? | Работают по учебнику с №1, стр.36 - Задачу нужно решить. - Маша сложила числа 5 и3. - Нужно поставить знак «минус». - Отнести – это значит отнять. -Выбирали нужное действие и ставили знак «минус» -Важная информация выделяется жирным шрифтом. Чтение правила: Решить задачу – это выбрать действие над числами и записать его в виде суммы или разности (правило вывешивается на доске) Проговаривают правило с опорой на плакат и текст учебника - Да, мы узнали, что такое «решение задачи». - Нет, нужно научиться решать задачи. | Познакомить с понятием «решение задачи»; освоить правило – что значит решить задачу; научить находить решение предложенных задач. |
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | Формирование умения применять полученные знания на практике | - Давайте научимся применять новые знания, выполняя задание №2 из учебника. - Посмотрите на условное обозначение. - О чём говорит этот знак? - Приготовьтесь работать в тетрадях -Прочитайте задание. Кто прочитает вслух? - Приступим к выполнению. -Прочитайте первый текст. - Является ли он задачей? | - Мы будем работать в рабочих тетрадях. Открывают рабочие тетради и кладут учебник на уголок стола. Читают задание самостоятельно. Один ученик прочитывает вслух. - Нет, это не задача, так как сказано какое действие нужно выполнить. Аналогично разбираются все тексты. Дети приходят к выводу, что задачами являются тексты №3 и№4. Решения записываются в тетрадь. (6+6; 7-3) | Научить самостоятельному выполнению заданий на нахождение решения задачи |
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | Формирование умения самостоятельно применять полученные знания на практике и сравнивать свою работу с образцом. | -Продолжим работу в ТПО - Откройте ТПО на стр.60. Найдите четвёртое задание. -Прочитайте задание и выполняйте. Кто затрудняется, поднимите руку, и я помогу вам. - Проверьте свою работу по образцу. - Какое действие выбрали для решения этих задач? - Закройте ТПО и отложите на край стола. | Дети решают задачи самостоятельно. Записи на доске: 10+4 12+4 4+8+3 -Выбрали сложение. | |
Самостоятельное, творческое использование, сформированных умений | Познакомить со способами решения задач повышенного уровня с опорой на рисунок | - Найдите в учебнике задание №3 и внимательно его прочитайте. -Ответьте только на последний вопрос. - Кто прочитает вопрос вслух? - Хорошо, тогда сформулируйте задачу с опорой на рисунок. -А теперь попробуйте придумать задачи к другим записям. - Вспомните, на что указывают скобки? В учебнике записи: 6+(2+1) и (7+3)+4 -Рассмотрите условные обозначения к заданию №4. -Приготовьтесь выполнять это задание -Прочитайте задание и выполняйте его самостоятельно. Учитель наблюдает за процессом решения задач учащимися класса и находит учеников, выполнивших решение по-разному. - Давайте проверим вашу работу. Кто запишет свои решения на доске. - Ребята, кто решил задачу так же как….? - А кто из вас соглашается с ….? -Почему у ребят разные решения? - Молодцы! -Рассмотрите условные обозначения к заданию №5 - О чём говорит этот знак? -Внимательно прочитайте задание. Договоритесь, кто из вас будет читать вслух(пауза) .Начинайте. - А теперь договоритесь, какую задачу будет придумывать, и иллюстрировать каждый из вас. -Рассмотрите листок с рисунками на парте. (Приложение№1) - Выберите тот рисунок, который иллюстрирует вашу задачу, и перерисуйте его в тетрадь. - Обсудите с соседом почему именно этот рисунок вы выбрали. И если вы пришли к единому мнению покажите мне это. | - Какая запись является решением задачи, изображённой на рисунке? - Решением этой задачи является сумма чисел 5 и 2. - На листке сидели 5 божьих коровок. Прилетели ещё 2. Сколько божьих коровок стало на листочке? -Скобки указывают на то, какое действие выполняется первым. Дети составляют разные задачи. - Мама купила 2 красных и 1 зелёное яблоко, а также 6 груш. Сколько фруктов купила мама? - В офисе сначала обнаружили 7 источников интернета, затем ещё 3 источника, а потом ещё 4 источника беспроводного интернета. Сколько всего источников интернета в офисе? Дети готовятся работать в рабочих тетрадях. - Дети делают записи на доске: 7+1 и 1+ (4+3) - Часть детей соглашается с названным учителем учеником. - Часть детей соглашается с названным учеником. - Они сформулировали разные задачи по одному рисунку. - Мы будем работать в парах. Один читает вслух, другой слушает. Выбирают задачу. - Рассматривают рисунок и совместно решают, какой подходит к каждой из задач. -Выбрав, перерисовывают в тетрадь. - Обсуждают и придя к единому мнению поднимают руки. Тем парам, которые не пришли к единому мнению, помогает учитель и дети убеждают друг друга в правильности своего выбора или соглашаются с тем, что ошиблись. | Научить решать задачи повышенного уровня, применяя различные способы решения задач |
Рефлексия деятельности | Подведение итогов деятельности по достижению целей урока. | - Ребята, это было последнее задание. Можем ли мы закончить урок? -Какую первую цель мы ставили? - Расскажите ещё раз соседу по парте, что такое задача. - Какая следующая цель? - Посмотрите на доску и прочтите, что такое решение задачи. - Кто соглашается с …? - Покажите это в своих листках успеха. - Какая последняя цель нашего урока? - Если вы считаете, что научились решать и записывать решение задачи в тетрадь, поставьте знак «знаю» в последней колонке листка успеха. - Если вы испытываете трудности, то можете дома потренироваться в решении задач. В этом вам поможет ТПО по данной теме. - Желаю успехов. Урок окончен. | - Нет, так как мы не проверили достигнуты ли цели, которые мы ставили в начале урока. - Повторить, что такое задача. -Цель достигнута. Дети обсуждают достижение целей с опорой на плакаты, висящие на доске. - Узнать, что такое решение задачи. - Я достигла цели. - Я поставлю знак «знаю» под понятием «решение задачи» -Научиться решать задачи и записывать решение. | Оценка предметных знаний по теме с использованием «листка успеха» |