Тема урока.
Сложение и вычитание многозначных чисел
Деловая игра «Строим дом»
Цели: Совершенствование вычислительных навыков сложения и вычитания многозначных чисел.
Задачи:
Образ.
* Совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания;
* совершенствовать умение решать задачи в косвенной форме;
* совершенствовать умение выполнять действия с величинами;
* закреплять умения составлять уравнения
Воспит.
* Познакомить детей со строительной специальностью - каменщика;
* способствовать воспитанию взаимопомощи, товарищества, трудолюбия, любви к предмету.
Развив.
* Развивать математическую речь, память, мышление учащихся;
* формировать устойчивое внимание;
* совершенствовать вычислительные навыки.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки с заданиями, презентация со слайдами.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Примечание
I Организация
класса на
работу.
- Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть! Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи. Садитесь. Ещё раз напоминаю правило «правой руки». Если я поднимаю правую руку, то все сразу замолкают и внимательно слушают меня. Хорошо! - Отгадайте загадку: Не учитель, не таксист, Он другой специалист. Чтобы город стал наш краше, Он дома возводит наши. - Правильно, строитель. Сегодня мы с вами будем строить дом.
III Повторение изученного материала 1) Решение выражений Чтобы построить дом, необходимо много мастеров разных строительных специальностей. Я вас познакомлю с одной из них. На стройке жаркая пора, Сигнал уже пробил. Сегодня каменщик с утра К работе приступил. Ему идёт двадцатый год, А он уже герой: Быстрее всех кирпич кладёт Строитель молодой. И с каждым часом, с каждым днём Всё выше новый дом. Каменщик – это рабочий, который возводит здания из строительных материалов. Ремесло каменщика - одно из древнейших. Каменные строения существуют с первобытных времён. Древний мир оставил нам немало уникальных, величественных зданий, тайны, строительства которых до сих пор не изведаны. Тонкости профессионального мастерства часто передавались из поколения в поколение. Самые красивые города мира: Венеция, Париж, Санкт-Петербург, — все это дело рук каменщиков… Каменщик кладёт стены домов из кирпичей. Он кладёт кирпичи друг на друга. А скрепляет кирпичи цементом. В своей работе каменщик использует такие инструменты, как мастерок, для раскладывания цемента, молоток, отбивать кирпич, тёрка, для затирания раствора. Работа у каменщика трудная и почетная. Как настоящим специалистам строительного дела нам необходимо выполнить сложнейшие задания по строительству нашего дома. «Подготовка площадки» Рассказ учителя сопровождает- ся слайдами с картинками
2) Решение арифметического ребуса 3) Выполнения действий с - Построить дом поможет знание математики. Прежде чем приступить к строительству дома, нужно подготовить площадку – убрать камни. Это мы сможем сделать, если устно найдём значения выражений: 200-80:2+6 (300-90)63+7 600-1206(4+2) - Остался ещё один огромный камень. Чтобы его убрать, нужно найти сумму значений выражений, используя переместительное свойство сложения, и записать в тетрадях правильно и красиво: 46+54+86+14 63+100+37 (100+580)-480 «Закладка фундамента» - Мы убрали площадку для дома, теперь потрудимся над решением арифметического ребуса: 3*8* 6*3* + 2*6 - 26*1 4192 4043 - Ошибок нет?! Молодцы! Фундамент заложили. «Подготовка раствора для кирпичей» Дети проводят взаимопроверку. Двое учеников. В конвертах
величинами 4) Решение выражений на сложение и вычитание 5) Решение уравнений - Надо выразить размеры кирпича в более крупных единицах, а массу блоков – в килограммах: Длина 250 мм = Ширина 120 мм = Высота 60 мм = 1т 5ц = - Раствор готов. Можно начинать выпуск кирпичей. «Подготовка кирпичей для строительства дома» - За две минуты нужно постараться решить как можно больше примеров, тогда дом будет большой и красивый. - Задание было трудным. Вы хорошо поработали, теперь можно и отдохнуть. Физминутка Чтоб построить прочный дом Надобно умение, Заживём мы вместе в нём Дружно, без сомнения. «Строительство крыши» - А теперь нужна крыша. Чтобы крыша не протекала, необходимо решить задачи, составив по ним уравнения. 1) если 76 уменьшить на неизвестное число, получится 23.Найдите неизвестное число; 2) если неизвестное число уменьшить на 76, получится 23. Найдите неизвестное число; 3) сумма неизвестного числа и 32 равна 47. Найдите неизвестное число. - Ответы проверяем с помощью сигнальных треугольников: > синий треугольник – 99 > красный треугольник – 53 > оранжевый треугольник – 15 Дети проводят взаимопроверку. Некоторые ученики успевают решить по 5-6 примеров. Дети поднимают лежат листочки коричневого цвета прямоугольной формы – «кирпичи». На них записаны выражения на сложение и вычитание столбиком. В конверте лежат и ответы, их нужно соотнести с примером. Движения физминутки разучены заранее.
6) Решение задач IV Подведение > зелёный треугольник – 79 - Молодцы, ребята, вы все правильно показали треугольники. На столах остались только зелёные треугольники. Никто не ошибся. Крыша готова. «Постановка оконных рам» - Вам хочется закончить строительство. А для этого нужно преодолеть ещё одно препятствие. Нужно определить тип задачи, правильно выбрать схему: 1. Ширина оконной рамы 1м 50 см, это на 70 см меньше, чем высота. 2. Высота оконной рамы 2 м 20 см, это на 70 см больше, ширина. Чему равна ширина оконной рамы? 3. Ширина оконной рамы 1м 50 см, высота 2 м 20 см. На сколько сантиметров высота оконной рамы больше, чем ширина? ? на ? больше ? ? ? на ? меньше ?← на ? больше ?← - Зная длину и ширину оконной рамы, можно узнать, какой длины нужна рейка, чтобы сделать раму. - Длина рейки составляет 740 дм - Наконец-то дом построили. треугольники с нужным ответом. Дети решают задачи и соотносят со схемой. Дети высчитывают длину рейки. Задания на интерактивной доске.
итогов урока -Много труда вложили мы, но не зря – дом получился красивый и прочный. Каждый труд должен быть оценен по заслугам. Подсчитываются баллы, заработанные в ходе выполнения заданий. На доске получается макет дома.