Целью данного урока является формирование умения решать задачи на нахождение части, целого, разностное сравнение, увеличение и уменьшение в прямой форме, составлять и решать обратные задачи, закрепить знание терминов, связанных с понятием «задача», записывать решение задачи в тетради в соответствии с принятыми нормами, создать условия для формирования вычислительных умений и навыков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике"Решение задач" »
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»
Утверждаю:
Преподаватель методики преподавания начального курса математики: ____________/ С.В. Мельникова/
Согласовано:
Учитель ________/М.Н.Антюфеева/
Конспект
урока по математике
«Решение задач»
Провела студентка группы ПНК-41: Стрыжкова Т. И.
Место проведения: 1 класс, филиал МБОУ «Новолядинская сош» в
с. Тулиновка
Дата проведения: 11.02.15
Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ С.В.Мельникова /
Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ М.Н.Антюфеева /
Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ С.В.Мельникова /
Тамбов
2015
Тип урока:
Урок рефлексии.
Цель:
- формировать умения решат задачи на нахождение части, целого, разностное сравнение, увеличение и уменьшение в прямой форме, составлять и решать обратные задачи
-закрепить знание терминов, связанных с понятием «задача»
-записывать решение задачи в тетради в соответствии с принятыми нормами
- создать условия для формирования вычислительных умений и навыков.
УУД:
Личностные:
1. Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
2. Быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
3. Не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.
Регулятивные:
Развиваем умения
1. Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
2 . Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания;
Познавательные:
1. Самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;
2. Cоставлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;
3. Cтроить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем;
4. Анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему.
Коммуникативные:
1. Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
2. Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
3. Ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;
4. Ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
5. Ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;
6. Не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;
7. Работать консультантом и помощником для других ребят;
Оборудование:
Презентация, раздаточный материал.
Литература:
Учебник "Математики"1 класса Т.Е.Демидова, С. А. Козлова , А. П. Тонких.
Деятельность учителя
Деятельность обучаемого
1.Мотивация к коррекционной деятельности.
Здравствуйте, сегодня урок математики буду проводить у вас я. Меня зовут Татьяна Игоревна.
«Здравствуйте», - ты скажешь человеку.
«Здравствуй»,- улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет целый век.
Вот и мы пожелали друг другу здоровья.
- Как вы понимаете пословицу?
«Кто в работе впереди, у тех орден на груди!»
- Давайте, сегодня будем работать хорошо, активно, чтобы обрести много нового интересного и полезного для себя.
- Тем, кто активно работает и старается, я буду давать ордена.
Эмоциональный настрой на познавательную деятельность.
-кто хорошо работает, старается и получает от этого удовольствие, не только обретает для себя счастье, но и получает награду.
2.Актуализация и пробное учебное действие.
- Итак, начнем.
- Давайте вспомним, что такое задача?
- Я задумала число, увеличила его на 1, получила 6. Какое число задумала.
- Вставьте пропущенный знак, объясните ответ:
6…2 = 8 9…1 = 8
7 + … =8 10 - …=9
- Решим задачи:
У Коли было 4 марки, Петя подарил ему ещё 1. Сколько марок стало у Коли?
О ком говорится в задаче?
Что известно о Коле?
Что известно о Пете?
Что нужно узнать в задаче?
Это задача на нахождение части или целого?
Как найти целое?
Как решим задачу?
- Правильно, ребята. Мы решили задачу на нахождение целого. Использовали знак +.
- А теперь посмотрите следующую задачу.
На дереве сидело 5 синиц, улетела 1 синица. Сколько синиц осталось на дереве?
О ком говорится в задаче?
Сколько всего синиц сидело на ветке?
Сколько синиц улетело?
Что нужно узнать в задаче?
Это задача на нахождение части или целого?
Как найти часть?
Как решим задачу?
- Правильно, ребята. Мы решили задачу на нахождение части. Использовали знак -.
-Посмотрите на слайд.
-Скажите это задача?
- Почему?
- задача – это рассказ о реальной ситуации, содержащий вопрос. Чтобы дать на него ответ, нужно выполнить вычисления или охарактеризовать геометрические формы.
- о Коле и о Пете
- у него было 4 марки
- что он подарил Коле 1 марку
- сколько марок стало у Коли
- целого
- сложить части
- 4+1=5
- о синицах
- 5
1
- сколько синиц осталось на дереве?
- на нахождение части
- мы из целого вычитаем известную часть.
- 5- 1= 4
Да
Чтобы ответить на вопрос, нужно выполнить вычисление.
3.Локализация индивидуальных затруднений.
- Из чего состоит задача?
Что является условием этой задачи?
Каков вопрос?
Откроем тетради, от предыдущей работы отступите 4 клетки вниз, нарисуйте красный треугольник.
Запишем задачу кратко с помощью схемы.
Обозначим количество подруг - сорок отрезком.
Слева напишем букву «С» – значит, это сороки.
Сколько было сорок? Над этим отрезком поставим дугу и подпишем количество сорок – их было 7.
Обозначим количество подруг - ворон отрезком.
Это будет отрезок меньшей, большей, такой же длины, как и отрезок, обозначающий количество сорок? Почему? Что нужно узнать?
Поставим вопрос в схеме.
Меньшей длины, так как подруг – ворон было меньше
На сколько сорок больше, чем ворон.
4.Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений.
-Ребята, как узнать, насколько одно число больше или меньше другого?
-Какое мы составим выражение для решения задачи?
- Найдите его значение.
- Какой ответ этой задачи?
Нужно из большего числа вычесть меньшее.
7-3
4
Ответ: на 4 подруги больше.
5.Реализация построенного проекта.
-Запишем решение и ответ задачи.
Это задача на разностное сравнение.
- А теперь составим обратные задачи к данной.
Сколько обратных задач можно составить для данной?
Почему?
. Для удобства я приготовила схемы обратных задач. Нужно лишь в клеточки записать данные и вопрос.
Что может быть неизвестно в обратной задаче? Кто знает, где нужно поставить вопросительный знак?
Какие числа поставим в оставшиеся клеточки?
Что они обозначают?
Какая задача получилась?
Как мы ее решим?
Молодцы! Это задача на увеличение числа
Какой ответ получим?
Составим другую обратную задачу.
-Что может быть неизвестно в обратной задаче?
-Кто знает, где нужно поставить вопросительный знак?
-Какие числа поставим в оставшиеся клеточки?
Что они обозначают?
Какая задача получилась?
-Как мы ее решим?
Молодцы! Это задача на уменьшение числа.
-Сколько у нас подруг - ворон?
-Посмотрите на стр58 №2.
-Что нам нужно сделать?
-Составим задачу, например:
У пугала 7 подруг-сорок и 3 подруги - вороны.
Сколько всего подруг у пугала?
Как решить задачу?
Почему?
Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнём.
И домой пешком пойдём.
7 – 3 = 4 (п.)
Ответ: на 4 подруги больше.
2
В задаче 2 данных – 2 числа. Каждое из них может быть заменено вопросом
Количество подруг-сорок.
3,4
У пугала 3 подруги- вороны, а подруг-сорок на 4 больше. Сколько подруг-сорок у пугала?
3+4
7
Количество подруг- ворон.
7,4
У пугала 7 подруг- сорок, а подруг- ворон на 4 меньше. Сколько подруг-ворон у пугала?
7-4
3
7+3=10
Нужно найти целое.
6.Обобщение затруднений во внешней речи.
- Давайте выполним задания «черного ящика».
- Посмотрите на слайд.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
К 7 прибавляем 2 получаем 9 прибавляем 1 получаем 10
Из 8 вычтем 2 получаем 6 из 6 вычтем 3 получим 3
К 4 прибавляем 2 получаем 6 из 6 вычтем 5 получаем 1
К 3 прибавляем 4 получаем 7 из 7 вычтем 7 получаем 0
К 2 прибавляем 2 получаем 4 к 4 прибавим 6 получаем 10
Из 10 вычтем 9 получим 1 и к 1 прибавим 4 получим 5
8.Включение в систему знаний и повторение.
-О чем говорится в задаче?
-Какие грибы росли под деревом?
-Сколько было опят?
-Сколько было свинушек?
-Что сделала Лена?
-Сколько вопросов в задаче?
-Что нужно найти?
Запишем задачу кратко в виде схемы.
? г
5 с
? с
5с
4 оп
6 с
-Сможем ли мы сразу узнать, сколько осталось свинушек? Почему?
При это мы будем находить часть или целое?
Какой знак действия выберем?
Сколько осталось свинушек?
Сколько осталось опят? Почему?
-Сможем узнать, сколько осталось грибов? Почему?
Мы будем находить целое или часть?
Какой знак действия выберем?
Запишем решение и ответ.
-Ребята, а сейчас откройте стр.59 № 6.
- Каков вопрос задания?
-Ребята нам нужно набрать определенное заданное число.
-Как мы наберем число 6?
-Как мы наберем число 9?
Молодцы!
-Прочитайте числа.
-Какими цифрами они записаны?
-А теперь самое сложное задание, стр.59 № 7.
Прочитайте первое равенство.
Кто попробует его решить?
Как нам нужно переложить палочки, чтобы получилось верное равенство?
О грибах
Опята, свинушки.
4
6
Лена собрала 5 свинушек.
2
Сколько свинушек осталось под деревом? Сколько всего грибов осталось?
Да. Мы знаем, что росло 6 свинушек, Лена собрала 5.
Часть
минус
Да, нам известно, что осталась 1 свинушка и 4 опенка
Целое
Плюс
Как пройти по клеткам пирамиды и набрать заданную сумму?
3 2 1
5 0 1 3
Римскими
А)I+V=VI, I+IV=V
Б) Х-IХ=I
9. Рефлексия
-Наш урок подошёл к концу. Сегодня мы работали с задачами.
Что же такое задача?
Из каких частей состоит задача?
Как найти часть?
Как найти целое?
Как найти, на сколько одно число больше или меньше другого?
Как увеличить число на?
Как уменьшить число на?
Какие задачи называются обратными?
-Что вам больше всего понравилось?
Кто работал хорошо?
А теперь подсчитайте свои ордена, у кого их много?
Молодцы, оставьте их на память.
Спасибо за урок!
- До свидания и до новых встреч.
- Задача – это рассказ о реальной ситуации, содержащий вопрос. Чтобы дать на него ответ, нужно выполнить вычисления или охарактеризовать геометрические формы.