- Ребята, мы начинаем урок математики. Сегодня на уроке у нас гости. Они пришли посмотреть, чему вы научились.
3. Сообщение темы урока.
- Посмотрите на экран. Найдите лишнюю картинку. (слайд 2).
(Сосульки, ручей, почки, снег).
- Какая картинка лишняя? (Снег).
- Почему? (Он бывает зимой).
- Давайте проверим – щелчок
- К какому времени года относятся остальные картинки? (К весне).
- У нас в гостях Весна (слайд 3)
- Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)
Давайте проверим – щелчок
- Весна пришла к нам не с пустыми руками, она вам приготовила задания и хочет проверить вас, все ли вы сумеете выполнить. Чтобы быстро решить все задания вы должны вспомнить счет в пр.19 и уметь решать примеры. Готовы?
II. Основная часть.
1.Устный счет.
Весна – это переход от зимы к лету. В начале весны еще холодно. Лежит снег. (слайд 4)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике на тему "Решение примеров в пределах 19 без перехода через разряд путем присчитывания и отсчитывания" »
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 4»
Конспект урока по математике в 5б классе
для детей тяжелой умственной отсталостью
по теме «Решение примеров в пределах 19
без перехода через разряд путем присчитывания и отсчитывания»
Автор-составитель:
учитель начальных классов
Артюхова Ольга Петровна
2015
Урок математики (слайд 1).
Цель урока: закрепление вычислительных навыков в пределах 19
Задачи:
Закреплять навыки действий с числами (сложение и вычитание в пределах 19 без перехода через разряд).
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.
Воспитывать мотивацию к учению, интерес к урокам математики.
- Ребята, мы начинаем урок математики. Сегодня на уроке у нас гости. Они пришли посмотреть, чему вы научились.
3. Сообщение темы урока.
- Посмотрите на экран. Найдите лишнюю картинку. (слайд 2).
(Сосульки, ручей, почки, снег).
- Какая картинка лишняя? (Снег).
- Почему? (Он бывает зимой).
- Давайте проверим – щелчок
- К какому времени года относятся остальные картинки? (К весне).
- У нас в гостях Весна (слайд 3)
- Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)
Давайте проверим – щелчок
- Весна пришла к нам не с пустыми руками, она вам приготовила задания и хочет проверить вас, все ли вы сумеете выполнить. Чтобы быстро решить все задания вы должны вспомнить счет в пр.19 и уметь решать примеры. Готовы?
II. Основная часть.
1.Устный счет.
Весна – это переход от зимы к лету. В начале весны еще холодно. Лежит снег. (слайд 4)
- Ребята, посмотрите и скажите, какое весной небо? (высокое, голубое, по небу плывут белые, пушистые облака)
- Перед вами первое задание Весны. (слайд 5)
а) - Что это?(Тучки).
- Это математические тучки. На тучках написаны числа.
- Вы должны посчитать от заданного числа до заданного(счет в пр. 19)
- Молодцы, очень хорошо считаете. Весна вами довольна.
(слайд 6)
- Ребята, как светит солнце весной? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; дни становятся длиннее; становится теплее).
(слайд 7)
- Ребята, посмотрите, наше весеннее солнышко почему- то грустное. Чтобы солнышко развеселить, Весна предлагает выполнить второе задание.
- Молодцы, ребята, с этим заданием Весны вы тоже справились. Засияло наше весеннее солнышко – щелчок.
(слайд 8)
- Теперь солнце светит ярко. От теплых солнечных лучей повсюду начинает таять снег. Днем тают сосульки – звенит капель.
- Ребята, откуда взялись капельки? (Снег растаял, и с крыши закапали сосульки)
- Правильно, ребята. На этих капельках воды Весна приготовила вам следующее задание. (слайд 9)
в) - Назовите числа на капельках воды. (Учитель показывает, дети называют).
- Найдите лишнее число. Почему? (Однозначное).
- А какие числа называются однозначными?
- Давайте проверим – щелчок
- Как называются остальные числа? (Двузначные).
- Какие числа называются двузначными?
- Из каких разрядов состоят двузначные числа. (Десятки и единицы).
- Сколько десятков и единиц в этих числах. (Ответы детей)
- Молодцы, ребята, с заданием справились хорошо!
(слайд 10)
- Но солнышко греет все жарче. Снег тает и превращается в воду. Вода собирается в лужи, стекает в ручейки. И только весной можно услышать их звонкую песенку.
- Ребята, давайте послушаем, как поет весенний ручеек (аудиозапись). - Что можно сказать про ручеек? Какой он? (Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, звонкий, прозрачный, холодный). - А теперь весна хочет проверить, умеете ли вы решать примеры. Переходим к четвертому заданию (слайд 11)
г) Решение примеров (устно)
- На ручейках Весна написала примеры. Прочитайте и решите примеры. (Учитель показывает, ребенок зачитывает и называет ответ- щелчок)
- Итак, с четвертым заданием вы справились,
(слайд 12)
- Весной все оживает. На деревьях набухают почки и распускаются первые листочки.
(слайд 13)
Появляются проталины, а на проталинах свежая травка и первые цветы (подснежники, мать и мачеха). Их так и называют – первоцветы. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести. Подснежники, мать и мачеха зацветают самыми первыми)
- А вот и следующее задание. Весна предлагает вам сложить цветы из геометрических фигур.
д) Геометрический материал.
- Из каких геометрических фигур состоит цветок? (из кругов, треугольников и прямоугольника)
- Сколько кругов понадобится для составления цветка?
- Сколько треугольников? Какого цвета? Прямоугольников?
Задание (работа в паре):
- Положите перед собой листы зеленой бумаги. Это у нас будет лужайка (травка). Затем возьмите свои геометрические фигуры и сложите цветы на нашей лужайке (обращая внимание на то, что лепестки должны быть одинакового цвета).Дети выполняют задание.
- Ребята, посмотрите, какая красивая весенняя лужайка у нас получилась (вывешивается картинка). Весна предлагает отдохнуть на ней.
Давайте поиграем в игру «Веснянка», становитесь в круг.
Солнышко, солнышко, золотое донышко,
Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!
Дети стоят в кругу, руки подняты вверх
Побежал в саду ручей,
Дети бегут по кругу
Прилетело сто грачей,
Дети машут руками, стоя на месте
А сугробы тают, тают,
Дети приседают на месте
И цветочки подрастают.
Дети медленно встают
-Посчитайте, сколько цветов на нашей лужайке (17).
- А сейчас, давайте пропишем число 17 в тетрадях.
Чтоб красиво написать,
Надо пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика
Солнце ласково смеется,
Отчерчиваем в воздухе круг указательным пальцем.
Светит ярче, горячей
Показываем растопыренные ладошки.
Из пригорка звонко льется
Указательный палец левой руки проводим по ладони левой.
Разговорчивый ручей
Указательный палец левой руки проводим по ладони правой.
Я журчу, журчу, журчу
Ладошки вперед, шевеля пальцами
Гладко камешки точу.
Потираем ладошки.
3. Работа по теме урока.
а) Минутка чистописания (слайд 14)
- Открываем тетради. Какое число пропишем? (17).
- Скажите, из каких цифр состоит число 17?(1– щелчоки 7 – щелчок)
- Расскажите все, что знаете об этом числе. (Число17 - двузначное число;в числе 17-1 десяток и 7 единиц - щелчок.)
- Какое число стоит перед числом 17?
- Какое число следует за числом 17?
(слайд 15)
- Напоминаю правило написания - щелчок. Сначала пишем цифру 1, затем цифру 7 .
- Приступайте к выполнению.
- Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (слайд 16 )
- С приходом весны из теплых краев возвращаются птицы, которые улетели туда осенью. А кто возвращается одним из первых, вы узнаете, выполнив следующее задание по карточкам.
- Весна вам поможет отгадать, если вы решите примеры правильно.
б) Решение примеров (работа по индивидуальным карточкам)
(слайд 17 )
Давайте проверим.
- Назовите ответы примеров в том порядке, в котором вы решили (дети называют ответ – щелчок)
Проверка 1-го столбика, затем 2-го столбика - щелчок
- Давайте прочитаем, какие птицы возвращаются одними из первых.
- Правильно, раньше всех прилетают грачи и скворцы (слайд 18).
Рассказ учителя о птицах.
Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Вслед за грачами прилетают скворцы. Они строят жилища. Грачи поправляют свои старые гнёзда, а скворцы - устраиваются в скворечниках (занимаютскворечники). Птицы откладывают яйца, выводят птенцов.
III. Заключительная часть.
Итог.
- Молодцы, ребята, со всеми заданиями Весны вы справились. Она очень довольна вами. А сейчас, давайте расскажем Весне, чему вы учились сегодня на уроке.
- Весна прощается с вами и в память о себе дарит вам солнышко за вашу работу.
2.Рефлексия:
– Ребята, вам понравился урок?
- Если вам понравился урок – поднимите весеннее солнышко вверх.
- Если вам урок не понравился – не поднимайте солнышко.
Молодцы! Вы хорошо потрудились.
(слайд 19).
3. Оценки за урок.
- Оценки за устный счёт, за активную работу на уроке. Урок окончен.
Самоанализ урока
Цель урока: закрепление вычислительных навыков в пределах 19
Задачи:
Закреплять навыки действий с числами (сложение и вычитание в пределах 19 без перехода через разряд).
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.
Воспитывать мотивацию к учению, интерес к урокам математики.
В классе обучается 7 человек. Из них 5 человек присутствовало на уроке и 2 человека отсутствует по болезни.
По типу урока – это урок закрепления знаний.
При проектировании урока были учтены индивидуальные особенности учащихся, темп работы, степень обученности и уровень обучаемости, что позволило добиться дифференцированного подхода к каждому учащемуся.
Для активизации познавательной деятельности мною выбрана нестандартная форма проведения урока. Весь урок объединен одной темой «Весна», этапы взаимосвязаны друг с другом именно этой темой: повторили приметы весны.
Для достижения цели использовала словесные, наглядные и практические методы обучения.
Во время проведения организационного момента использовала психологическую установку на успех для мотивации обучающихся.
На этапе «Введение в тему» было предложено упражнение на коррекцию мышления, повторили весенние месяцы.
Во время устного счета использовала задания на воспроизведение числового ряда в пр.19 от заданного числа до заданного, «Назови пропущенные числа», «Капельки». В устный счет включила решение примеров в пр.4. Работа с геометрическим материалом обеспечила закрепление знаний о фигурах (прослеживается умение работать в паре).
Основной этап урока начинается с решения примеров на сложение и вычитание в пр. 19 по карточкам. На данном этапе учащимся предложена самостоятельная работа, которая была выполнена весьма успешно. Во время проведения самостоятельной работы некоторым детям была оказана индивидуальная направляющая помощь. Задания были дифференцированы (разное количество примеров). Для соблюдения охранительного режима использовала динамическую паузу, проведенную в форме игры и пальчиковую гимнастику.
Для расширения словарного запаса на уроке использовала новые слова, вела контроль за речью учащихся.
На протяжении всего урока старалась поддерживать благоприятный психологический климат, который так же служит одним из показателей успешности.
Итог урока был проведен. Ученикам была дана оценка их деятельности.
Я считаю, что урок цели достиг, все задания запланированные выполнены в полно объёме. Дети работали активно, несмотря на присутствие гостей.
Я хотела бы услышать ваше мнение о моей работе и проведенном уроке.
Задания, используемые на уроке, носили индивидуальный и диффиренцированный характер.
На уроке использовались следующие методы обучения: словесные, наглядные и практические.
Самоанализ урока. Тема: « закрепление вычислительных навыков в пределах 13» связана с предыдущими уроками и опирается на ранее изученный материал. При планировании урока были учтены особенности класса, разные уровни обучения. На протяжении всего урока концентрация внимания учащихся и их интерес к материалу поддерживались при помощи различных приемов: частая смена видов деятельности, использование различных форм работы (фронтальная, групповая, индивидуально-дифференцированная). Разнообразие используемых на уроке методов (словесные – использование компьютерных слайдов, беседа; наглядные - слайд-шоу; практические и другие) способствовало включенности в работу учащихся с различными видами восприятия и позволило лучше закрепить и систематизировать изученный материал. Возрастные особенности учащихся предполагали соблюдение принципов занимательности, доступности, наглядности материала. Начинается урок с привычного организационного момента, который начинает каждый урок. Четкое начало урока дисциплинирует детей, настраивает на работу. Для решения учебно-воспитательных и коррекционных задач, сообщение темы и целей, урок начинаю в форме игры. Детям было предложено путешествие в гости к коту Леопольду. Это пробудило живой интерес учащихся к содержанию урока. Главный герой сюжета кот Леопольд прислал детям приглашение на День рождения, но не указал день недели. Была предложена таблица, в которой зашифрован день недели. Данное коррекционное упражнение способствовало закреплению знаний о последовательности дней недели. Основной этап урока – закрепление изученного материала начинается с решения задачи, в которой необходимо вычислить, сколько лет исполнилось Леопольду. Учащиеся закрепляли умение выбирать главные опорные слова, повторяли алгоритм решения задачи. Следующим моментом урока было закрепление умения сравнивать числа, повторение понятия «больше на», « меньше на». Дети подготовили подарки Леопольду – пирожные, которые раскладывали в вазы в разных комбинациях, что также способствовало развитию мышления. Далее учащиеся выбирали вид транспорта для путешествия, отгадывали загадки, развивая тем самым словестно-логическое мышление, творческое воображение. Затем учащиеся работали с составом числа 13. Необходимо было приобрести билеты на автобус до деревни Леопольдовка, цена которых составила 13 рублей. Дети набирали сумму разными монетами. Это задание носило практический характер, оно не только содействовало закреплению состава числа 13, но и развивало познавательную мотивацию на основе социальной. Во время путешествия, чтобы скоротать время в пути, учащимся было предложено написать математический диктант, чем повторяли и закрепляли свойства числового ряда. Формированию вычислительных навыков, развитию оперативной памяти, навыков быстрого счета способствовало задание «Почини мостик». По сюжету, проказники-мыши решили навредить ребятам, перегрызли бревна у мостика, по которому должен проехать автобус. Необходимо было решить цепочку примеров. Здесь был применен принцип дифференциации, так как каждому ребенку был дан пример по силам. Для того, чтобы учащиеся могли немного расслабиться, им была предложена физкультпауза, проведенная в форме игры «Едем мы на именины». Игра позволила активизировать общую моторику детей, провести релаксацию. Далее учащиеся работали в тетрадях. Им предстояло решить задачу, тем самым помочь коту Леопольду вспомнить рецепт торта «Медовый». Дети повторяли алгоритм решения задачи, учились правильно составлять краткую запись, записывать решение задачи. В процессе выполнения данного задания корректировалось логическое мышление учащихся на основе анализа и синтеза, закреплялись вы вычислительные навыки в пределах 13. Затем дети подъехали к озеру и решили наловить имениннику рыбы. А рыба оказалась непростой, каждая с примером. Решение примеров способствовало закреплению вычислительных навыков и формированию познавательной мотивации. Незаметно дети подъехали к деревне Леопольдовке, где их встречал сам именинник. Они вежливо поздоровались и поздравили Леопольда с Днем рождения. Дети получают удовлетворение от проделанной работы. Вызывается стремление работать лучше. Урок получился результативным, носит обучающий, коррекционно-развивающий и воспитательный характер.