Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
1.Мотивирование к учебной деятельности. Мотивация на положительный настрой | Презентация «Единицы площади» Слайд 1 | Прозвенел звонок. Начинается урок. Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь друг другу. Скажите добрые слова. Пожелайте успехов себе. | Приветствуют. Организуют рабочее место. Осознанно осуществляют вхождение в пространство учебной деятельности. | Личностные: самоопределение и определение общих для всех участников правил поведения Регулятивные: определение цели деятельности учебного процесса Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний Актуализация соответствующих мыслительных операций | Презентация «Единицы площади» Слайд 2 | Выполните задание и отгадайте слово, которое зашифровано. (На интерактивной доске записаны цепочки примеров для каждого ряда обучающихся. По команде учителя обучающиеся устно решают примеры. Побеждает тот ряд, который быстрее других даст правильный ответ) - Ребята, каждый ряд будет выполнять свою цепочку числовых выражений на скорость. Побеждает тот ряд, который быстрее других даст правильный ответ и получит возможность расшифровать слово. Зашифровано слово «площадь». | Выполняют задание по очереди на интерактивной доске. Разгадывают зашифрованное слово. | Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками учителем Познавательные: выделение необходимой информации Регулятивные: пооперационное выполнение действий; готовность взаимодействия со сверстниками, учителем в деятельности |
3. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы (темы и цели урока) Мотивация обучающихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению | Презентация «Единицы площади» Слайд 3, 4 , 5,6 Работа на интерактивной доске | - Ребята, вы знаете значение слова «площадь»? (ответы детей) В Москве есть Красная площадь. Это большая и широкая улица. А в нашем городе есть площадь? Как она называется? (Ответы детей) - А что означает термин «площадь» в математике? (Ответы детей) - Площадь - внутренняя часть фигуры (прямоугольника, квадрата) Назовите тему урока. Какие цели поставите перед собой? Чему хотите научиться?
2) Работа в группах. Измерение площадей. Класс делится на 4 группы. У каждой группы на столах лежит карточка с красной фигурой и 1мерка (у каждой группы своя - большой треугольник, маленький треугольник, квадрат и прямоугольник). Результаты измерения учитель оформляет в таблицу на интерактивной доске. - Почему получились разные результаты измерения? (Разные мерки) - Какой меркой было удобнее вычислять площадь фигуры? (Квадратом.) - Какие единицы измерения мы знаем? (ответы детей) - Что мы измеряем этими мерками? (ответы детей) - А как вы думаете, а площадь какой единицей можно измерять? (Ответы детей). - Для измерения площадей существуют специальные мерки квадратной формы. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Это квадратный сантиметр, квадратный дециметр и квадратный метр. (Учитель показывает модели этих мерок.) - Почему они так называются? (предположения детей). - Проверим верно ли наше предположение. | Отвечают на вопросы и обосновывают свои ответы
Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем. Работают в группах
Выполняют практическую работу по измерению площади и отвечают на вопросы.
Выходят к доске и заполняют таблицу (каждая группа со своим вариантом ответа)
Отвечают на вопросы
Слушают учителя | Познавательные: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения с помощью учителя Регулятивные: определение цели деятельности с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач Коммуникативные: овладение навыками оформления своих мыслей в устной речи, следование психологическим принципам общения и овладение адекватным межличностным восприятием. |
4.Открытие нового знания Мотивация обучающихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению | Мультимедийное пособие «Математика. 3 класс» (Единицы площади) | Работа с мультимедийным пособием по математике « Единицы площади» (изучение нового материала) -Итак, верно ли наше утверждение? ( ответы детей) Самостоятельная работа в тетради. — Начертите в тетради квадрат, длина стороны которого равна 1 см. Площадь этого квадрата равна 1 квадратному сантиметру, сокращённо это записывают так: 1 см². Закрасьте синим цветом внутреннюю часть квадрата. Что означает закрашенная часть? (Площадь квадрата) - Что можно измерять квадратным сантиметром? (В квадратных сантиметрах измеряют площади небольших предметов, например открытки, крышки пенала, обложки книги и т. д.) — Начертим рядом с первым квадратом второй квадрат, длина стороны которого равна 1 дм. — Давайте сосчитаем, сколько квадратных сантиметров поместится в одном квадратном дециметре. Как это можно сделать? (Дети предлагают варианты: 1) разделить большой квадрат на маленькие квадраты со стороной длиной в 1 см и посчитать их количество; 2) узнать, сколько квадратов со стороной длиной в 1 см укладывается в одном горизонтальном ряду и умножить это число на количество таких рядов.) — Второй способ удобнее. Сколько маленьких квадратов уложится в одном горизонтальном ряду? (10 квадратов.) А сколько всего таких рядов? (10 рядов.) Сколько всего квадратных сантиметров в 1 дм²? (100.) Как узнали? (10 ·10.) Запишем это соотношение: 1 дм² = 100 см². Итак, чему же равна площадь этого квадрата? (Площадь этого квадрата составляет один квадратный дециметр) — Посмотрите вокруг и назовите предметы, площадь которых удобно измерять в квадратных дециметрах. (Дети перечисляют предметы) А удобно измерять квадратными дециметрами площадь комнаты? (Нет, мерка в 1 дм² маловата для измерения больших предметов.) А какая мерка нужна для ее измерения? ( Квадратный метр) — Можете ли вы начертить в тетради квадрат площадью один квадратный метр? (Нет.) Почему? (Не хватит места.) А на доске можно начертить такой квадрат? (Да.) Что можно еще измерять квадратным метром? (огород, футбольное поле) Учитель чертит квадрат площадью 1 м² так, чтобы обучающиеся легко могли сравнить единицы площади и вывести соотношение: 1 м² = 100 дм². -Какие единицы площади вы узнали? Каково их соотношение? (Ответы детей) | Дети слушают Чертят в тетради квадрат. Высказывают свои предположения. Чертят в тетради квадрат.
Высказывают свои предположения.
Делают вывод Приводят примеры и называют предметы
Отвечают на вопросы
Делают вывод | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения, умения осуществлять действия по образцу и заданному правилу, расширение понятийной базы и использование новых понятий за счет средств речевого отображения нового способа действий Регулятивные: принятие и выполнение практических задач Коммуникативные: готовность взаимодействия с учителем и сверстниками в учебной деятельности |
5. Физминутка Снятие усталости и напряжения | | Раз - руки вверх махнули. И при том вздохнули. Два - три нагнулись, пол достали. А четыре - прямо встали и сначала повторяем. Воздух сильно мы вдыхаем. При наклонах выдох дружный. Но колени гнуть не нужно. Чтобы руки не устали, Мы на пояс их поставим. Прыгаем как мячики Девочки и мальчики. | Выполняют упражнения физкультминутки | Личностные: понимание важности выполнения упражнений по снятию усталости и утомления Регулятивные: осуществляют самоконтроль движений, сверяют свои действия с показом учителя |
6. Применение нового знания Формирование умений переводить крупные единицы площади в более мелкие и наоборот | Мультимедийное пособие «Математика. 3 класс» (Единицы площади) | Работа с учебником. Выполнение упражнение 2, 3 на странице 70 устно под руководством учителя. Работа на интерактивной доске из мультимедийного пособия по математике «Составь пары из равных величин» «Вырази в квадратных дециметрах» Выполнение заданий в рабочей тетради. № 1 (самостоятельно) Взаимопроверка. | Работают с учебником, на интерактивной доске и в рабочей тетради. | Познавательные: освоены методы информационного поиска, выделения необходимой информации; способность использовать информацию межпредметных связей Регулятивные: выполнение действий в сотрудничестве с учителем, осуществление решение задачи с поиском способов разрешения по заданным правилам Коммуникативные: готовность взаимодействия с учителем и сверстниками в учебной деятельности |
7. Физминутка для глаз. Снятие усталости и напряжения | Слайд 7 | | Выполняют упражнения для профилактики утомления глаз | Личностные: понимание важности выполнения упражнений по снятию усталости и утомления глаз Регулятивные: осуществляют самоконтроль движений, выполняют команды учителя |
8.Повторение и закрепление изученного. Закрепление представлений о единицах измерения площади и их соотношениях. | Мультимедийное пособие «Математика. 3 класс» (Единицы площади) | Упр. 4, с. 71 (Значения выражений первого столбика обучающиеся вычисляют под руководством учителя на доске и в тетрадях, а значения выражений второго — самостоятельно в тетрадях) Решение задачи. Упр. 5, c. 71 Самостоятельная работа. Упр. 8 Решение задачи с последующей проверкой на интерактивной доске. | Работают в тетрадях под руководством учителя и самостоятельно | Познавательные: освоены методы выделения необходимой информации; способность использовать информацию межпредметных связей Регулятивные: осуществление решение задачи с поиском способов разрешения по заданным правилам Коммуникативные: готовность взаимодействия с учителем и сверстниками в учебной деятельности |
9. Подведение итогов. Соотнесение поставленной цели учебной деятельности и ее результаты | Мультимедийное пособие «Математика. 3 класс» (Единицы площади) | -Что нового вы узнали на уроке? (ответы детей) -Как вы оцениваете свою работу на уроке? -У вас есть возможность оценить реально свои знания. Я предлагаю выполнить задание на планшетах. Вы сможете узнать как вы усвоили новую тему. Единица площади. Проверочная работа. Блок 1 | Подводят итоги своей работе на уроке. Выполняют проверочную работу на планшетах. | Познавательные: освоены навыки рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности регулятивные: умение определять успешность выполнения задания совместно с учителем коммуникативные: заложены основы слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и жизни. |
10. Домашнее задание | | Страница 71 упр.№6,9,10 Инструктаж выполнения домашнего задания. | Слушают учителя | Личностные: нравственно-этическая оценка усвоенного содержания, осознание ответственности за выполнения задания Регулятивные: определять успешность выполнения домашнего задания |
11. Рефлексия деятельности. Фиксирование нового содержания, обеспечение рефлексии самооценки обучающимися собственной учебной деятельности (Учитель делает вывод не только как дети усвоили тему, но и определяет их эмоциональное состояние) | Слайд 8,9 Работа на интерактивной доске. | На доске вы видите фотографию самой высокой горы в мире – Эверест. Она расположена в Гималаях. Сегодня мы покорили на уроке еще одну вершину. Я вам предлагаю на этой горе разместить флажки. Вы можете выбрать флажок любого цвета и разместить на этой горе. Если вам было все понятно и интересно, то поставьте флажок повыше, если не все было понятно, то чуть пониже. А если вам на уроке было трудно, не понятно флажок поставьте у подножия горы. | Оценивают свою учебную деятельность. Прикрепляют флажки на рисунок | Регулятивные формулирование эмоциональной оценки своей деятельности и деятельности класса коммуникативные: ориентироваться на позицию своих сверстников, отличную от собственной |