kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по геометрии "Умники и умницы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

- образовательная: развитие познавательной и творческой активности учащихся.

- развивающая: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности, логического мышления, речи учащихся, формированию умения анализировать, сопоставлять данные, умения делать выводы.

- воспитательная: воспитание самостоятельности и устойчивого интереса к изучению предмета.

Тип урока: нестандартный урок

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по геометрии "Умники и умницы" »

Конспект урока по геометрии для учащихся 10 Б класса

«Умники и умницы»

Цель урока:

- образовательная: развитие познавательной и творческой активности учащихся.

- развивающая: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности, логического мышления, речи учащихся, формированию умения анализировать, сопоставлять данные, умения делать выводы.

- воспитательная: воспитание самостоятельности и устойчивого интереса к изучению предмета.

Тип урока: нестандартный урок

Форма урока: урок-игра «Умники и умницы»

Методы обучения: репродуктивный метод

Оборудование: разработанный материал

Литература:

  1. Атанасян, Л.С. Геометрия. 10-11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян и др. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 255 с.

  2. Яровенко, В.А. Поурочные разработки по геометрии. 10 класс / В.А. Яровенко. – М.: ВАКО, 2013. – 304 с.

  3. Колягин, Ю. М. Методика преподавания математики в средней школе: Уч. пособие для студентов физ.-мат. фак-тов пед. институтов/ Ю. М.Колягин. – М:Просвещение,1977. – 480с.

  4. Упражнения в обучении математики, Г.И. Саранцев, 2005 год, 255 с.

План урока:

  1. Организационный момент (3 мин.)

  2. Вводная часть (ознакомление с правилами игры) (7 мин)

  3. Основная часть (выполнение заданий учащимися) (33 мин)

  4. Заключительная часть (2 мин)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие учеников, проверка посещаемости, проверка готовности помещения к уроку.

  1. Вводная часть

Учитель: Сегодня у нас состоится очень интересный урок по геометрии, который мы проведем в форме игры – «Умники и умницы». Эта игра мне позволит выяснить, насколько хорошо вами усвоен материал по геометрии, а вам проверить себя и свои знания.

Выдающийся французский ученый XVII века Блез Паскаль писал: «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным».

Сегодня вы собрались на математическую игру. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с математикой. Постараюсь доказать, что математику не зря называют «царицей наук», что ей больше, чем какой-либо другой науке свойственны красота, гармония, изящество и точность.

Прежде чем начать игру, нужно разделиться на 2 команды. Те ребята, которые в списке записаны под нечетными цифрами - в 1 команде, остальные - во второй.

Учитель зачитывает список команд и учащиеся рассаживаются на определенные места

Кроме этого вам быстро нужно придумать название. На обдумывание у вас есть 2 минуты.

Учащиеся придумывают названия своих команд

А теперь познакомимся с правилами игры.

Наша игра состоит из 4 раундов. Первый раунд - разминка, второй раунд - «Распознавалка», третий раунд посвящен ученым, которые занимались изучением геометрии, заключительный раунд- «Кроссворд».

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда, которой задан вопрос не отвечает, то право ответа переходит к другой команде.

Оценивать вас будет компетентное жюри, в состав которого входит Николай Александрович и Юрий Семёнович.

Итак, мы начинаем!

  1. Основная часть

Учитель: Все знают, что театр начинается с вешалки, любой цирк начинается с парада, а любая математическая игра с разминки. Чтобы всё прошло хорошо, красиво, празднично  и без травм и перегрева головного мозга, участникам предлагаю небольшую разминку«Разминка геометров».

Команды отвечают по очереди (если команда ответ не знает, то право хода переходит другой команде). За правильный ответ 1 балл.

  1. Верно ли утверждение: если две прямые не имеют общих точек, то они параллельны? (Нет, они могут быть скрещивающимися. Параллельные прямые должны ещё и лежать в одной плоскости).

  2.  Точка М не лежит на прямой а. Сколько прямых, проходящих через эту точку будет параллельно прямой а? (одна)

  3. Прямые а и c параллельны, а прямые а и b пересекаются. Могут ли прямые b и с быть параллельными? ( Нет, иначе бы через точку пересечения a и b проходило бы 2 прямые, параллельные с).

  4. Прямая а параллельна плоскости α. Верно ли, что эта прямая не пересекает ни одну прямую, лежащую в плоскости α? (да).

  5. Прямая а параллельна плоскости α. Верно ли, что эта прямая параллельна любой прямой, лежащей в плоскости α? (нет).

  6. Прямая а параллельна плоскости α. Сколько прямых, лежащих в этой плоскости параллельны прямой а? (бесконечное множество).

  7. Прямая а параллельна плоскости α. Параллельны ли друг другу прямые, лежащие в этой плоскости? (да).

  8. Прямая а пересекает плоскость α. Лежит ли в плоскости α хоть одна прямая, параллельная а? (Нет, так как а∩α).

  9. Одна из двух параллельных прямых параллельна некоторой плоскости. Верно ли утверждение, что и вторая прямая параллельна этой плоскости? (Нет, так как вторая прямая может лежать в этой плоскости).

  10. Могут ли скрещивающиеся прямые а и b быть параллельными прямой с? (Нет, иначе аǁb, а по условию, они скрещивающиеся).

  11. Существует ли тетраэдр, у которого 5 граней? (Нет, тетраэдр имеет 4 грани).

  12. Какая геометрическая фигура является гранью тетраэдра? (Треугольник).

  13. Какая геометрическая фигура является стороной параллелепипеда? (прямоугольник).

  14. Существует ли параллелепипед, у которого все углы граней прямые? (да, прямоугольный параллелепипед).

  15. Сколько граней имеет параллелепипед? (Шесть)

  16. Какие многоугольники могут получиться в сечении параллелепипеда? (Треугольники и четырёхугольники).

  17. Какие многоугольники могут получиться в сечении параллелепипеда? (Треугольники, четырёхугольники, пятиугольники и шестиугольники).

  18. Сколько граней имеет октаэдр? (8 треугольных граней).

  19. Продолжите предложение: противоположные грани параллелепипеда … (равны и попарно параллельны).

  20. Продолжите предложение: диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке и … (точкой пересечения делятся пополам).

Жюри не забывает оценивать. А мы переходим к следующему раунду «Распознавалка», который позволит мне посмотреть, насколько хорошо вы работаете с чертежом и можете выявлять составляющие его элементы.





Грани:_______________________________________________

Вершины:____________________________________________

Ребра:________________________________________________


Противоположные грани: ________________________________


Противоположные вершины: _______________________________


Основания: _______________________________________________


Боковые грани: ___________________________________________


Диагонали: ______________________________________________


Учитель раздает карточки с заданием

Учитель: А пока жюри оценивает наши команды, мы переходим к третьему раунду, посвященному ученым, которые занимались изучением геометрии. Этот раунд пройдет в 3 этапа.

Команды отвечают по очереди (если команда ответ не знает, то право хода переходит другой команде). За правильный ответ 1 балл.

1 этап

  1. Более чем за 100 лет до н.э. греческий ученый Гиппарх предложил провести на карте земного шара параллели и меридианы и ввести хорошо теперь известные географические координаты – широту и долготу, и обозначить их цифрами.

В XVI в. французский математик Н. Оресм ввел, по аналогии с географическими, координаты на плоскости. Он предложил покрыть плоскость прямоугольной сеткой и называть широтой и долготой то, что мы теперь называем абсциссой и ординатой.

Вопрос. С именем какого ученого связана привычная для нас прямоугольная система координат?

А) Карл Фридрих Гаусс; Б) Франсуа Виет; В) Рене Декарт; Г) Эварист Галуа; Д) Пифагор.

2. Рассказывают, что в начальной школе, где учился мальчик, ставший потом знаменитым математиком, учитель, чтобы занять класс на продолжительное время самостоятельной работой, дал ученикам задание: вычислить сумму чисел от 1 до 100. Но мальчик выполнил это задание почти моментально.

Вопрос. Назовите имя и фамилию этого мальчика.

А) Карл Фридрих Гаусс; Б) Франсуа Виет; В) Рене Декарт; Г) Эварист Галуа; Д) Пифагор.

3. Он прожил 20 лет, всего пять из них занимался математикой. Математические работы, обессмертившие его имя, занимают чуть более шестидесяти страниц. В 15 лет он открыл для себя математику и с тех пор, по словам одного из преподавателей, «был одержим демоном математики». Ему было неполных 18 лет, когда была опубликована его первая работа. Труды этого ученого содержали решение проблемы о разрешимости алгебраических уравнений в радикалах. Погиб он после тяжелого ранения, полученного на дуэли.

Вопрос. Назовите имя ученого.

А) Франсуа Виет; Б) Эйлер; В) Абель; Г) Пифагор; Д) Эварист Галуа.

2 этап

Перед вами портреты древнегреческих ученых, живших в VI-III вв. до н.э. После того, как я прочту вопрос, вы должны поднять портрет того ученого, о котором шла в самом вопросе.

ПИФАГОР АРХИМЕД ФАЛЕС


  1. Девизом каждого, кто нашел что-то новое, является слово «Эврика!». Так воскликнул ученый, открыв новый закон. Он же с большой точностью вычислил значение – отношение длины окружности к ее диаметру. Архимед.

  2. Кто из этих ученых участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою? Пифагор.

  3. Много интересного рассказывают про этого ученого. Вот, например, один случай. Ученый, наблюдая звезды, упал в колодец, а стоявшая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: « Хочет знать, что делается в небе, а что у него под ногами, не видит». Фалес

  4. Кто из этих ученых помогал защищать свой город Сиракузы от римлян и при этом погиб? Легенда гласит: когда римлянин занес меч над ученым, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай мои чертежи!» В миг гибели ученый решал геометрическую задачу. Архимед

  5. Кому из ученых принадлежат слова: «Числа правят миром». Пифагор

3 этап

К.Ф. ГАУСС ЕВКЛИД Н.И. ЛОБАЧЕВСКИЙ

Эти ученые жили в разные эпохи, но их объединяет то, что каждый из них пытался доказать аксиому параллельных прямых: через точку , не лежащую на данной прямой, можно провести на плоскости не более одной прямой, параллельной данной.

  1. Я вам предлагаю, что сначала жил Гаусс, затем Евклид и уже потом Лобачевский. Согласны ли вы с этим утверждением? Если нет, то в каком порядке жили эти ученые? IV веке до н.э. жил Евклид, затем в VII-VIII вв. жил Гаусс, его более молодым современником был Лобачесвкий)

  2. Кому из этих ученых принадлежат слова: «Математика – царица наук, арифметика – царица математики». К.Ф. Гаусс

  3. Кто из ученых уже в 24-летнем возрасте был профессором университета. Н.И. Лобачевский

Пока жюри подсчитывает результаты, мы переходим к четвертому раунду, который называется «Кроссворд». Я вам раздаю кроссворд и вопросы, в течении 7 минут вы должны его отгадать и сдать жюри на проверку.

По горизонтали: 3. Четырёхугольник. 4. Отрезок, соединяющий основание наклонной с основанием перпендикуляра, проведённого из второго конца наклонной. 6. Число, кратное 100. 9. Прибор для измерения углов.10. Часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной линией. 13. число, составленное из единицы с нулями. 14.Единица измерения. 15. Точное предписание, которое задаёт вычислительный процесс. 16. Дробная часть десятичного логарифма.

По вертикали: 1. Координата. 2. Многогранник. 5. Четырёхугольник. 7. Тригонометрическая функция. 8. Число, на которое умножают. 11. Число, на которое делят. 12. Координата.

Ответы:

По горизонтали: 3. Трапеция. 4. Проекция. 6. Четыреста. 8. Угломер. 10. Многоугольник. 13. Миллион. 14. Сантиметр. 15. Алгоритм. 16. Мантисса.

По вертикали: 1. Ордината. 2. Пирамида. 5. Прямоугольник. 7. Котангенс. 8. Множитель. 11. Делитель. 12. Абсцисса.


  1. Заключительная часть

Учитель: Жюри подсчитали ваши баллы и готовы объявить результаты.

Подведение итогов

ПИФАГОР АРХИМЕД ФАЛЕС


К.Ф. ГАУСС ЕВКЛИД Н.И. ЛОБАЧЕВСКИЙ
















Кроссворд




По горизонтали: 3. Четырёхугольник. 4. Отрезок, соединяющий основание наклонной с основанием перпендикуляра, проведённого из второго конца наклонной. 6. Число, кратное 100. 9. Прибор для измерения углов.10. Часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной линией. 13. число, составленное из единицы с нулями. 14.Единица измерения. 15. Точное предписание, которое задаёт вычислительный процесс. 16. Дробная часть десятичного логарифма.

По вертикали: 1. Координата. 2. Многогранник. 5. Четырёхугольник. 7. Тригонометрическая функция. 8. Число, на которое умножают. 11. Число, на которое делят. 12. Координата.















Грани:_______________________________________________

Вершины:____________________________________________

Ребра:________________________________________________


Противоположные грани: ________________________________


Противоположные вершины: _______________________________


Основания: _______________________________________________


Боковые грани: ___________________________________________


Диагонали: ______________________________________________



Грани:_______________________________________________

Вершины:____________________________________________

Ребра:________________________________________________


Противоположные грани: ________________________________


Противоположные вершины: _______________________________


Основания: _______________________________________________


Боковые грани: ___________________________________________


Диагонали: ______________________________________________



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по геометрии "Умники и умницы"

Автор: Селедец Алена Михайловна

Дата: 17.04.2015

Номер свидетельства: 202571


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1390 руб.
1980 руб.
1490 руб.
2130 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1750 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства