Конспект урока по алгебре " Решение дробно-рациональных уравнений"
Конспект урока по алгебре " Решение дробно-рациональных уравнений"
Конспект урока по алгебре 8 класс " Решение дробно- рациональных уравнений"
Цель: познакомить с новым видом уравнений - дробными рациональными уравнениями, дать представление об алгоритме решения дробных рациональных уравнений.
Задачи:
Образовательные
Формирование умения и навыков решения дробных рациональных уравнений.
Применение ЗУН упрощения рациональных выражений.
Контроль уровня усвоения знаний и умений решения дробных рациональных уравнений, приведения подобных слагаемых, приведения к общему знаменателю, вычислительных навыков.
Развивающие
Развитие умений выделять главное, существенное в изученном материале.
Формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия.
Формировать умение пользоваться алгоритмом.
Развитие у учащихся самостоятельности в мышлении и в учебной деятельности.
Развитие у учащихся познавательного интереса, внимания, математической зоркости.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по алгебре " Решение дробно-рациональных уравнений" »
Дата: №урока: алгебра 8 класс
Учитель: Вааг М.А.
Тема:Решение дробно-рациональных уравнений.
Цель:познакомить с новым видом уравнений - дробными рациональными уравнениями, дать представление об алгоритме решения дробных рациональных уравнений.
Задачи:
Образовательные
Формирование умения и навыков решения дробных рациональных уравнений.
Применение ЗУН упрощения рациональных выражений.
Контроль уровня усвоения знаний и умений решения дробных рациональных уравнений, приведения подобных слагаемых, приведения к общему знаменателю, вычислительных навыков.
Развивающие
Развитие умений выделять главное, существенное в изученном материале.
Формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия.
Формировать умение пользоваться алгоритмом.
Развитие у учащихся самостоятельности в мышлении и в учебной деятельности.
Развитие у учащихся познавательного интереса, внимания, математической зоркости.
У каждого из вас на столе лежит карточка игры ЛОТО. На карточках даны выражения. На разрезанных жетонах – ответы. В каждой строке карточки свое задание, но я их потеряла. Ваша задача – понять, какое задание задумано и выполнить его, разложив карточки с ответами.
х2-9
Поверь
х(х-2)
в себя
х(х-3)
и ты всё
х3-8
сможешь
х≠-3
иди
х≠0, х≠5
вперёд
х≠1
и
х≠7, х≠-7
победишь
- Как понимаете эти слова?
3. Постановка темы и целей урока
- Посмотрите на доску (на доске уравнения )
- Что здесь записано?
+ уравнения
- Какие виды уравнений вы умеете решать?+Линейные, квадратные.
Среди перечисленных уравнений уберите квадратные уравнения.
Рассмотрите оставшиеся уравнения. Что представляет собой левая и правая части уравнений? + выражения
- Какие? + Рациональные
W: уравнения, в которых левая и правая часть является рациональным выражением называются рациональными уравнениями.
-Рациональные выражения. Какими бывают они?+ Целыми и дробными
- Как вы думаете, как будут называться уравнения, где левая и правая части являются целыми выражениями? - Дробными?
(На доске получить схему)
Рациональные уравнения
Целые уравнения
Дробные уравнения
Выберите из предложенных вам уравнений целые рациональные уравнения и дробные рациональные уравнения. (На доске в два столбика)
Какие уравнения уже умеем решать? +целые
- Чем будем заниматься сегодня?
- Назовите тему сегодняшнего урока и поставьте цели на урок
- Как говорил один ученый «Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы» (на доске слова)
4. Изучение нового материала
Так как умеем решать целые уравнения, рассмотрим способ его решения.
Решить уравнение. (Один у доски)
- Всегда ли оно имеет смысл? + да, т.к. нет деления на переменную
3(х-1)+4х=5х
3х-3+4х-5х=0 2х-3=0 2х=3 х=1,5
- Как его решали? Составим алгоритм решения. (Около каждого момента – карточка с пунктом алгоритма)
Найти ОЗ
Умножить обе части уравнения на ОЗ
Решить получившееся уравнение
- Как можно решить дробное рациональное уравнение?
+ по тому же плану
Решить уравнение
- Всегда ли оно имеет смысл? - Когда не имеет? + Когда знаменатель равен нулю.
- Какой знаменатель общий или отдельно для каждой дроби?+ общий
Решаем уравнение у доски
Когда нашли общий знаменатель, определить, при каких значениях переменной уравнение не имеет смысла
W: Подробный алгоритм решения дробного рационального уравнения.
1. Разложить знаменатель каждой дроби, входящей в уравнение, на множители. Найти общий знаменатель дробей.
2. Найти значения переменной, при которой дроби, входящие в уравнение имеют смысл
3. Умножить обе части уравнения на общий знаменатель
4. Решить получившееся целое уравнение
5. Исключить из корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.
5. Закрепление изученного материала.
1. Работа в группах. Решить уравнение
2
_
1
=
4-х
х2-4
х2-2х
х2+2х
2х-х-2=4х-х2-8+2х
при х(х-2)(х+2)≠0
х2 -х-4х-2+8=0 х≠0, х≠2, х≠ -2
х2 -5х+6=0
Д=25-4.6=25-24=1
Д0, уравнение имеет 2 корня
х =
х1= х2=
Ответ: 3
Проверить на доске по готовому решению. В случае ошибки подробный разбор.
2. Работа в парах. Решить уравнения. Взаимопроверка
(Дифференцированный подход)
Слабым: Найти значения переменной х, при которых дробь равна дроби
Карточки помощницы
?
=
?(х2+4х)=2х(?) при 3(х+2) ?
3х2 + 12х = ? х+2≠0
х1=?х 2=?
Ответ: ?
Решение:
=
=
3(х2+4х)=2х(х+2) при 3(х+2) ≠0
3х2 + 12х =2х2+4х х+2≠0
3х2 + 12х -2х2- 4х=0 х≠-2
х2+8х=0
Д=64 2 корня
х1=0х 2= -8 Ответ: 0, -8
Сильным: Найти значения переменной х, при которых сумма дробей равна 1.
Решение:
2х2+4х-6х-12+х2-3х-4х+12=х2-2х-3х+6 при (х-3)(х-2)≠0
3х2-9х- х2+2х+3х-6=0 х-3≠0; х-2≠0
2х2-4х-6=0 х≠3 х≠2
х2-2х-3=0
Д=4+12=16 2 корня
х1= -1 х2=3 (не корень)
Ответ: -1
Карточки с решенными уравнениями.
Повторение алгоритма решения дробных рациональных уравнений
Обратная связь
А теперь посмотрим, насколько каждый из вас познакомился с решением дробных рациональных уравнений.
Найди ошибку
Найди и исправь ошибку
5.Итог урока
- Чем занимались сегодня на уроке?
- А зачем нужно уметь решать уравнения?
С помощью уравнений можно найти любое неизвестной, решать задачи. Этим мы и будем заниматься на следующих уроках
- А теперь вернемся на начало урока. Каждый из вас для себя поставил цель.
Достигли ли вы этих целей?
6. Рефлексия
-А сейчас давайте посмотрим, с каким настроением вы работали на этом уроке. У вас у каждого даны три изображения человеческого настроения. Прикрепите к доске то, что вам соответствует.
Ох, и сложная это работа!
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Как прекрасен этот мир!
7. Д/з
Творческое задание: составить задание для соседа типа «найди ошибку».