· совершенствовать ранее приобретённые знания, умения и навыки учащихся по теме
« Квадратные корни»; научить учащихся выполнять два взаимообратных преобразования: вынесения множителя из-под знака корня и внесение множителя под знак корня;
· воспитывать самостоятельность, самоконтроль, упорство в достижении цели.
Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.
Р. Декарт.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Мы продолжаем изучение большой и важной темы «Арифметический квадратный корень». Сегодня нам предстоит научиться выполнять два взаимообратных преобразования:
1) вынесения множителя из-под знака корня;
2) внесение множителя под знак корня.
И судя по словам Декарта, мы сегодня будем очень стараться применить свой ум при решении заданий по вышеуказанной теме.
Итак, запишите сегодняшнее число, классная работа и название темы: «Преобразование квадратных корней». А пока вы пишите, я расскажу, как мы будем сегодня с вами работать: на уроке вам предстоит выполнить несколько упражнений, среди которых будут и устные, и письменные. В конце урока вас ожидает самостоятельная работа. А начнем мы наш урок традиционно - с проверки домашнего задания
II. Проверка домашнего задания.– проверяется выборочно.
III. Всесторонняя проверка знаний
(слайд №3)
Устно ответьте на следующие вопросы:
-Дайте определение арифметического квадратного корня
-Сколько корней может иметь уравнение х2=а?
-Перечислите свойства квадратного корня
1. = а≥0, в≥0
2. =; ; а≥0, в0
3. 2 = ІаІ, а - любое число
Вычислите устно: (см. слайд №4)
Вычислите устно:
а); е); б); ж) 0,32; в);
г) ; и)2; д); к) 2.
III. Объяснение нового материала (Презентация «Свойства квадратных корней» и «Преобразование выражений»)
-Рассмотрение вопросов о вынесении множителя из-под знака корня и обратном преобразовании можно начать с постановки проблемной задачи:
1) сравнить значения двух выражений
и 5
Эту задачу можно решить двумя способами.
1-й способ. Представить число 32 в виде произведения 16 и применить теорему о корне из произведения. Получим:
= = =4
Так как 4 5, то 5 .
2-й способ. Представить произведение 5 в виде корня. Для этого число 5 заменить на и выполнить умножение корней.
Получим: 5 = =.
Так как 32 50, то . Значит 5 .
2) Ученикам предлагается выполнить два задания:
а) вынести множитель из-под знака корня:
= =2 · = 4
б) внести множитель под знак корня:
5 = 2 · = =
-Ребята, какое действие нужно было выполнить при решении задачи первым способом?
-Такое преобразование называется вынесением множителя из-под знака корня.
-А какое действие нужно было выполнить при решении задачи вторым способом?
-А такое преобразование называется внесением множителя под знак корня.
-Ребята, а в каких случаях пригодятся умения выносить множитель из-под знака корня и вносить множитель под знак корня?
Учащиеся должны выделить две основных ситуации, в которых применяются данные умения:
1) сравнение двух выражений.
2) преобразование выражений.
IV.Формирование умений и навыков
Не все учащиеся могут быстро раскладывать подкоренные выражения на два «удобных» множителя. Некоторые подбирают «очевидные» делители, например, 4 или 9. В этом случае не нужно требовать от учащихся, чтобы они отыскивали другое разложение главное - получение верного результата.
№1
а) = = =5
в) = = =3
д) = = =4.
Этот же результат можно получить по-другому:
= = =4.
Ж) = = =10
№ 2
а) = = =4
в)= = =3
д) 0,4== =2
ж) = = =
= = =2
Ответ: В.
2. Внесение множителя под корень.
а) 3 = =
в) 2 = =
д) = =
ж)4 = =
№
а)-5 = = =
б)-10 = = =
в)-4 = = =
г)-6 = = =
-При выполнении последнего задания многие ученики могут допустить довольно распространённую ошибку - внести под корень отрицательный множитель:
-5 = = =
-Ребята, давайте сравним с нулём данные и полученные числа.
Данное число является отрицательным, а после внесения множителя под знак корня получили положительное число. Давайте найдём ошибку в рассуждениях и сделаем вывод.
Физкультминутка (гимнастика для глаз)
Молодцы все, кто успешно справился с заданием. Перед следующим заданием мы сделаем зарядку для глаз, выполнив упражнение «Стрельба глазами»: мальчики стреляют в девочек, а девочки в мальчиков, при этом можно поворачиваться в разные стороны, но имейте в виду- попасть надо не менее 10 раз.
В тех случаях, когда это возможно, сравнение можно проводить двумя способами:
а)1-й способ
2 = =
Так как , то 2.
2- й способ
= =
Так как 2, то 2.
-Но существуют такие примеры, которые решаются только одним способом: сравнить .
-Если выносить множитель из-под знака корня. То получим .
Числа и нельзя сравнивать так, как это было сделано в предыдущих примерах. Поэтому нужно использовать внесение множителя под знак корня: = = = .
Так как , то .
-При выполнении этого примера делаем следующие выводы:
· при сравнении выражений с корнями возможно использование двух способов;
· наиболее « надёжным» является приём внесения множителя под знак корня (он может быть применен в любых случаях).
Учитель: Всегда интересно знать имя учёного-математика, который либо ввёл новое понятие, либо доказал теорему, либо придумал новый математический символ. Попробуйте отгадать, кто из учёных первым ввёл в науку знак арифметического квадратного корня. Напротив фамилии этого учёного будет находиться наибольшее числовое значение.
(слайд №5)
Б. Паскаль - 2√6 =√24
Р. Декарт-4√2=√32
П. Ферма-√29 Х. Рудольф-√3
Краткий рассказ о Р. Декарте, который в 1637году ввёл знак корня.
-А сейчас мы выясним, на сколько хорошо вы поняли и усвоили учебный материал о взаимообратных преобразований. С этой целью я вам предлагаю выполнить следующее задание
«Найди ошибку».
(слайд № 7)
1 вариант
2 вариант
1) = 3
2) 2 =-10
3) -5=-
4) = √2
1) = 2
2) 2 =-13
3) -5=-
4) =
V. Самостоятельная работа с взаимопроверкой
-Как я вам уже говорила, в конце урока выполним самостоятельную работу с взаимопроверкой
Перед проверкой объявляются нормы оценивания. Правильные ответы
учитель показывает на слайде №8
(слайд № 8)
1 вариант
2 вариант
1.Вынесите множитель из-под знака корня:
а) ; б) 0,01
1.Вынесите множитель из-под знака корня:
а) ; б) 0,021
2.Внесите множитель под знак корня:
а) 3; б) -10в
2.Внесите множитель под знак корня:
а) 5а; б) -20в
3. Сравните значения выражений:
а) и 3; б) 4 и 5
3. Сравните значения выражений:
а) и 2; б)5 и 3
(слайд № 9 )
Ответы
1 вариант
2 вариант
1.Вынесите множитель из-под знака корня:
а) =6 б) 0,01=0,2
1.Вынесите множитель из-под знака корня:
а) =7 б) 0,02=0,4√3
2.Внесите множитель под знак корня:
а) 3= б) -10в=-
2.Внесите множитель под знак корня:
а) 5а = б) -20в= -
3. Сравните значения выражений:
а) = 5
3. Сравните значения выражений:
а) 2; б) 5= 3
VІІ. Итоги урока. (слайд №10)
-Подводя итоги урока, скажите мне, пожалуйста
1. Как вынести числовой множитель из-под знака корня?
2. Как внести положительный (отрицательный) множитель под знак корня?
3.Как сравнивать значения выражений, содержащих корни?
4.Как сравнивать два квадратных корня?
4. В каких ситуациях используются преобразования с корнями?
- Мы сегодня плодотворно с вами поработали: вспомнили ранее изученный материал, отработали его при решении различных упражнений, а, значит, те цели урока, которые мы ставили перед собой вначале, достигнуты.
Домашнее задание: (слайд №11)
Выставление оценок.Оценки за урок следующие: (выставляются оценки с комментариями.)
Благодарю вас за работу. Всем спасибо. Всего хорошего.