kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Осевая симметрия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок геометрии в 8 классе

по теме «Осевая симметрия»

в технологии деятельностного подхода

 

Технологичная карта урока геометрии в 8 классе

      

Тема « Свойства осевой симметрии»

Цель: Создание условий для моделирования учащимися свойств осевой симметрии

Задачи: - актуализировать знания учащихся о симметрии

-мотивировать интерес к симметрии как к жизненному явлению

-развивать умение решать задачи на основе свойств симметрии

-развивать коммуникативные способности

-научить применять свойства осевой симметрии в практике

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Осевая симметрия" »

МАОУ «СОШ №16» г.Перми

Учитель математики

высшей категории Юрченко Л.Т.


Использование элементов

модульной технологии и рейтинговой оценки знаний

на уроках алгебры в 8 классе

в рамках поточного обучения.

(из опыта работы)

Абстрактный характер математики, ее внутренние логические связи и необходимость последовательного изучения ее разделов всегда порождали своеобразные трудности преподавания предмета. Неумение показать значение математики в жизни общества порождает у учащихся взгляд на математику, как на сухую, малоинтересную науку. Между тем профессия математика становится массовой, знания математики необходимы инженерам, рабочим, многим другим специалистам. Поэтому нельзя допустить, чтобы школьники отрицательно относились к математике, наоборот, каждый учитель ставит перед собой задачу вызвать интерес к математике у всех учеников или,во всяком случае, добиваться такого отношения к ней, чтобы она не являлась препятствием при выборе профессии. Главную роль в педагогическом процессе играет познавательный интерес. Н.В. Метельский понятие интереса вообще отождествляет с познавательным интересом и определяет его следующим образом: “Интерес - это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально-окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодоления трудностей, с сохранением успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности”. Познавательный интерес характеризуется в педагогике как средство и как мотив обучения. Характеризуя интерес как средство обучения, следует сказать, что интересное преподавание - это не развлекательное преподавание, насыщенное эффектными опытами, демонстрациями красочных пособий, занимательными рассказами и т.д., это даже не облегченное обучение, в котором все рассказано, разъяснено и ученику остается запомнить. Интерес как средство обучения действует только тогда, когда на первый план выступают внутренние стимулы, способные удержать вспышки интереса, возникающие при внешних воздействиях. Новизна, необычность, неожиданность способны не только вызвать мгновенный интерес, но и пробудить эмоции, порождающие желание изучить материал более глубоко, содействовать устойчивости интереса. Самостоятельное проникновение в новые области знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворения, гордости, успеха, создает эмоциональный фон, который характерен для интереса. Принято различать три группы условий, стимулирующих развитие познавательных интересов: первая группа условий связана с содержанием учебного материала, вторая с организацией процесса обучения и третья определяется отношениями, складывающимися между учениками и учителем. К первой группе условий относится новизна содержания, обновление уже освоенных фактов, исторический подход к сообщаемому материалу, раскрытие практического значения знаний и показ современных достижений науки. Ко второй группе в педагогике принято относить такие методы преподавания, как разнообразные формы самостоятельной работы, проблемное обучение, исследовательский подход к изучаемому материалу, творческие и практические работы учащихся.К третьей группе относят способности учащихся, увлеченность преподаванием самого учителя, его готовность прийти на помощь ученикам, вера в их силы и возможности, требовательность и справедливость, поощрения, соревнование и взаимопомощь учащихся.На практике все эти условия оказываются взаимосвязанными, они действуют в единстве, а главное - они более разнообразны, если их рассматривать применительно к математике. Интерес школьников 7-8-х классов направлен на содержание предмета и отличается большей устойчивостью. Здесь впервые отмечается стремление к преодолению трудностей, к решению более сложных задач, учащиеся этих классов начинают критически относиться к процессу обучения. Исходя из педагогических задач возникает необходимость применения новых образовательных технологий, например модульно-рейтинговой.

Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем и целом, он означает единицу меры, величину или коэффициент. В педагогике и методике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система “не срабатывает”. Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Модуль совпадает с темой учебного предмета. Однако, в отличие от темы в модуле, все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его освоения и контроль качества усвоения.

Модульное обучение – это четко выстроенная технология обучения, базирующаяся на научно-обоснованных данных, не допускающая экспромтов, как это возможно при других методах обучения.

Учащиеся при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. Как правило, формой контроля здесь используется тест.

Математика вызывает субъективные трудности в обучении и вместе с тем имеется большое число учащихся с явно выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися, находящимися на двух "полюсах", весьма велик.Что дает модульное обучение? Успех ученика, знание конкретных целей, посильность, возможность выполнить требования учителя, активизацию познавательных способностей на разных уровнях. Условия применения модульной технологии:

-Уровень, на котором ведется преподавание, не надо отождествлять с обязательным уровнем усвоения материала.

-Уровень преподавания должен быть в целом существенно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а учащиеся, потенциально способные усвоить больше, не будут двигаться дальше.

-Каждый ученик должен пройти через полноценный учебный процесс. Так, он должен в полном объеме услышать предлагаемый материал со всеми доказательствами и обоснованиями, ознакомиться с образцами рассуждений, на каких-то этапах участвовать в решении более сложных задач.

-Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что, предлагая одинаковый объем материала, устанавливают различные уровни требования к его усвоению.

-Эффективность достигается за счет индивидуализации контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности.

Результаты:

-ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться и это способствует мотивации учения;

-у школьников формируются такие качества как самостоятельность и коллективизм;

-изменяется его роль учителя. Задача учителя - обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать школьников. Учитель как бы беседует с учеником, активизирует его на рассуждения, поиск, догадку, подбадривает, ориентирует на успех. Модульная технология есть интеграция всего прогрессивного: программированное обучение в сочетании с кибернетическим и рефлективным подходом на основе теории поэтапного формирования умственных действий. Рассмотрим в качестве примера использования элементов модульной технологии и рейтинговой оценки знаний на уроках алгебры в 8 классе в курсе «Математические методы в экономике» в рамках поточного обучения изучение темы «Квадратичная функция». Тема разделена на 5 модулей, не являющихся 5 уроками. Модуль может содержать несколько уроков, всего по данной теме 12 уроков.

При разработке модуля учитывается то, что каждый модуль должен дать совершенно определенную самостоятельную порцию знаний, сформировать необходимые умения. После изучения каждого модуля учащиеся получают рекомендации преподавателя по их дальнейшей работе. По количеству баллов, набранных учащимися из возможных, учащийся сам может судить о степени своей “продвинутости”. Модуль строится по определенной схеме:

1. постановка проблемы

2. изучение нового материала

3. самостоятельная практика

4. выход на контроль

5. урок-консультация

6. ярмарка задач

7. контрольная работа.

При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая оценка знаний и умений учащихся. Рейтинговая оценка обученности позволяет с большой степенью доверительности характеризовать качество его подготовки по данной теме. Однако не каждая рейтинговая система позволяет сделать это. Выбранная произвольно, без доказательств ее эффективности и целесообразности, она может привести к формализму в организации учебного процесса. Проблема заключается в том, что разработать критерии знаний и умений, а также их оценки – дело очень трудоемкое.

Рейтинг ученика по данной теме определялся следующими баллами: за правильно выполненные задания из учебника можно набрать максимально 370 баллов, за тест -40, за работу у доски – 3, за работу консультантом -10. за контрольную работу -36.Итого за тему -510 баллов, 80-180 баллов –оценка «3», 180-260-«4», 260-300-«5».Система баллов разрабатывалась совместно с учащимися.
Оценочная сводная таблица результатов

Фамилия ученика

Контроль на входе

и контроль на выходе

Общее количество баллов

Оценка

Урок-консультация



Баллы за задания на уроке

Контрольная

Работа


Общее количество баллов

Оценка




Зачет

Ученик 1

16/20

18/20

6*10

8*3

36/36

300

Ученик 2

13/20

12/20

0*10

3*3

17/36

85


В модульном обучении оценивается в баллах каждое задание, устанавливаются его рейтинг и сроки выполнения (своевременное выполнение задания тоже оценивается соответствующим количеством баллов), т.е. основной принцип рейтингового контроля – это контроль и оценка качества знаний и умений с учетом систематичности работы.

После окончания обучения на основе модульных оценок определяется общая оценка, которая учитывается при определении результатов итогового контроля по предмету.

Учащиеся могут повысить модульные оценки только в период между контрольными работами. При проведении итогового контроля вопросы носят обобщающий характер, отражают основные понятия курса, и не повторяют вопросы модульного контроля, причем учащиеся заранее знают эти вопросы. Учащимся заранее выдаются вопросы для самоконтроля. Затем 6 учеников, получивших лучшие оценки за самостоятельные работы, отвечают у доски. Это будущие консультанты. За ответы учитель сам ставит оценку. Но остальные учащиеся, которые в дальнейшем будут отвечать консультантам, следят за его ответом и имеют право обсуждать и оценивать. Когда проходит работа в группе, ребята имеют право задавать вопросы спрашивающему, консультироваться у учителя, но за каждый вопрос у ученика снимается по одному баллу (штрафные очки). После этого можно проводить контрольную работу

Работа в группе организовывается следующим образом: за 10 дней до семинара учащимся сообщаются теоретические вопросы, по которым будет вестись опрос, и домашнее задание. Домашнее задание лучше подобрать творческого характера, так, чтобы учащиеся или сами сочинили какую-либо задачу или заглянули в дополнительную литературу по математике. Например, 4 каких-нибудь примера с "изюминкой" или 4 интересные задачи. Но спрашивать не все 4 задачи , а только по одной. Представители от группы тянут жребий, кому отвечать 1, 2, 3, 4. Первая группа выбирает ту из задач, какая ей больше понравилась и т.д. Класс разбит на четыре группы, равные по силе. Это нужно для того, чтобы ученики при решении задач помогали друг другу и для того, чтобы на уроке присутствовал дух соревнования.

В результате применения на уроках модульно-рейтинговой системы повысилась успеваемость учащихся, самостоятельность и ответственность за результат,

появилась возможность общения. Каждый выбирал свой темп прохождения темы и задания, контролировал и планировал свое обучение. 80% учащихся не испытывали трудностей,

Сложности возникли у 8% обучающихся.

Учитель при этом сталкивается с определенными трудностями такими как сложности при разработке модулей, переводе результатов в рейтинговую систему, большие временные затраты при проверке работ и ведению мониторинга. Но вместе с тем приходит радость от совместного труда, когда не нужно учащихся заставлять работать, навязывать им задания. Учащиеся это выполняют самостоятельно и в общении друг с другом и учителем.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Осевая симметрия"

Автор: Юрченко Лариса Тимирхановна

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135544

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока по теме "Осевая симметрия" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-po-tiemie-osievaia-simmietriia"
    ["file_id"] => string(6) "106333"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402998155"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока на тему: “Центральная и осевая симметрия”. "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-tsientral-naia-i-osievaia-simmietriia"
    ["file_id"] => string(6) "164382"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422631634"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по геометрии на тему: "Цилиндр" 9 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokapoghieomietriinatiemutsilindr9klass"
    ["file_id"] => string(6) "303819"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457608034"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства