kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с переходом на профильное обучение возникла необходимость в обеспечении углубленного изучения предмета математики и подготовки учащихся к продолжению образования.

Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.

Единый государственный экзамен-это словосочетание знакомо сегодня едва ли не каждой семье, в которой есть школьник.

Особое внимание при повторении материала по подготовке к экзамену следует обратить на задачи, содержащие параметр.         

Учителю, прежде всего, необходимо познакомить учеников с приемами решения этих задач.  Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами.

Предлагаю план урока алгебры в 10 классе по повторению свойств квадратичной функции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ" »

Урок по теме «Применение свойств квадратичной функции при решении уравнений с параметром»



В связи с переходом на профильное обучение возникла необходимость в обеспечении углубленного изучения предмета математики и подготовки учащихся к продолжению образования.

Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.

Единый государственный экзамен-это словосочетание знакомо сегодня едва ли не каждой семье, в которой есть школьник.

Особое внимание при повторении материала по подготовке к экзамену следует обратить на задачи, содержащие параметр.

Учителю, прежде всего, необходимо познакомить учеников с приемами решения этих задач. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами.

Предлагаю план урока алгебры в 10 классе по повторению свойств квадратичной функции.

Образовательная цель: Совершенствовать навыки решения уравнений с параметром, используя свойство квадратичной функции. Развивающая цель: Развить исследовательскую и познавательную деятельность учащихся. Задачи урока:
  • Научить учащихся самостоятельно формулировать теоремы о корнях квадратного уравнения;

  • Научить применять полученные теоремы для решения задач с параметрами.

  • Развивать творческую сторону мышления. Учить осуществлять исследовательскую деятельность

  • Формировать навыки умственного труда – поиск рациональных путей решения.

 

Ход урока

1. Информационный ввод.

Учитель сообщает тему занятия, цель.

«На предыдущем занятии мы с вами вспомнили свойства и график квадратичной функции. Сегодня, используя эти знания, мы посвятим наш урок уравнениям с параметром, и усилим проблему различными условиями для корней.»

 2. Актуализация ЗУН.

 Сначала повторим необходимые для нас сведения о квадратичной функции.

.

 Какую информацию о графике функции f(x) можно получить, зная коэффициенты квадратного трёхчлена?

  • если старший коэффициент квадратного трёхчлена больше нуля, то ветви параболы направлены вверх,

  •  если старший коэффициент квадратного трёхчлена меньше нуля, то ветви параболы направлены вниз,

  •  если старший коэффициент квадратного трёхчлена равен нулю, то графиком функции является не парабола, а прямая; (и соответствующее уравнение надо решать не как квадратное, а как линейное),

  •  если дискриминант больше нуля, то парабола пересекает ось абсцисс в двух точках,

  •  если дискриминант равен нулю, то парабола касается оси абсцисс,

  •  если дискриминант меньше нуля, то парабола не пересекает ось абсцисс,

  •  абсцисса вершины параболы равна .

 Используя полученные знания, ответьте на вопросы.

Выберите вариант полученного ответа.

1. При каких значениях а парабола у = ах2 – 2х +25 касается оси Х?

 а) а=25 ; б) а=0 и а= 0,04 ; в) а=0,04.

 2. При каких значениях k уравнение (k - 2)x2 = (4 – 2k)x+3 = 0 имеет единственное решение?

а) k=-5, k= -2 ; б) k=5; в) k=5, k= 2 .

 3.  При каких значениях k уравнение kx2 – (k - 7)x + 9 =0 имеет два равных положительных корня?

 а) k=49, k= 1 ; б) k=1 ; в) k=49 .

 4.  При каких значениях а уравнение ax2 - 6x+а = 0 имеет два различных корня?

 а) а ( - 3 ; 0)U(0; 3 ); б) при а ( - 3 ; 3) ; в) с ( - ∞ ; - 3)U ( 3 ; +∞)

 Проверка исследовательской работы

На прошлом уроке каждая из групп получила задание на решение проблемы о взаимном расположении точки, лежащей на оси ОХ, нулей функции и коэффициентов квадратного трёхчлена. Поделитесь открытиями. Какая группа готова сформулировать свой вывод?

Представители каждой группы выходят к доске, демонстрируют график своей проблемы, записывают свою систему неравенств и формулируют вывод, объясняя, как они пришли к такому решению, учащиеся записывают результат в тетрадь.

(Предварительно учитель проверил результат работы каждой группы)

Рисунок 1 группы



 

 1 группа 2 группа 3 группа

Вывод: Оба корня квадратного уравнения больше заданного числа М если имеет место система

Вывод:. Оба корня квадратного уравнения меньше заданного числа М если имеет место система

Вывод: Заданное число М лежит между корнями квадратного уравнения если имеет место неравенство

Af(M)

 Аналогично проходит защита других групп.



Расположение нулей квадратичной функции на числовой прямой



f (x)=ax2+bx+c, a≠0, x1 и x2 - нули функции y = f (x), причем , x1 x2 ;

x0=-b/2a – абсцисса вершины параболы, являющейся её графиком.



Все данные заносятся в таблицу, на экране появляется слайд.




Закрепление материала

Используя, полученные знания, решить уравнения с условиями:

  1. При каких значениях параметра а корни квадратного уравнения

х2 + (а + 1)х + 3 = 0 лежат по разные стороны от числа 2?

Решение. Рассмотрим функцию f(x)= х2 + (а + 1)х + 3.

f(2)

f(2)=4+2a+2+3=2a+9

2a

a

Ответ. aÎ(–¥;–4.5)

  2. При каких значениях параметра а оба корня квадратного уравнения

(2–a)x2-3ax+2a=0 больше ½.

 Найди ошибку в решении. Рассмотрим функцию f(x)= (2–a)x2-3ax+2a.

Решений нет.

 Ответ. Решений нет.

 3. Найти все значения параметра а, при которых оба корня квадратного уравнения x2- 6ax+(2-2a+9a2)=0 больше 3.

 Найди ошибку в решении. Рассмотрим функцию f(x)= x2-6ax+(2-2a+9a2)

aÎ

 

Ответ. aÎ .





 4. Найти все значения параметра а, которых оба корня квадратного уравнения x2+4ax+(1-2a+4a2)=0 меньше –1.

 Решение. Рассмотрим функцию f(x)= x2+4ax+(1-2a+4a2).

aÎ

 Ответ. aÎ .

 5. Найдите сумму целых положительных значений параметра а, при которых решением неравенства (а-3)х2-4х+1≤ 0 является отрезок.

 Решение: Данное условие выполняется, если

aÎ

а=4+5+6=15.

 Ответ: 15.

Домашнее задание
  1. Найти все значения параметра k, при которых оба корня квадратного уравнения x2-6kx+(2-2k+9k2)=0 меньше 3.

  2. Найти все значения параметра а, которых оба корня квадратного уравнения (1+a)x2–3ax+4a=0 больше1.

  3. Найти все значения параметра а, при которых число 3 лежит между корнями квадратного уравнения x2+ax–1=0.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Брусничкина Светлана Владимировна

Дата: 02.04.2015

Номер свидетельства: 196064


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства