конспект урока на тему "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ"
Конспект урока на тему "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ"
В связи с переходом на профильное обучение возникла необходимость в обеспечении углубленного изучения предмета математики и подготовки учащихся к продолжению образования.
Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
Единый государственный экзамен-это словосочетание знакомо сегодня едва ли не каждой семье, в которой есть школьник.
Особое внимание при повторении материала по подготовке к экзамену следует обратить на задачи, содержащие параметр.
Учителю, прежде всего, необходимо познакомить учеников с приемами решения этих задач. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами.
Предлагаю план урока алгебры в 10 классе по повторению свойств квадратичной функции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ" »
Урок по теме «Применение свойств квадратичной функции при решении уравнений с параметром»
В связи с переходом на профильное обучение возникла необходимость в обеспечении углубленного изучения предмета математики и подготовки учащихся к продолжению образования.
Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
Единый государственный экзамен-это словосочетание знакомо сегодня едва ли не каждой семье, в которой есть школьник.
Особое внимание при повторении материала по подготовке к экзамену следует обратить на задачи, содержащие параметр.
Учителю, прежде всего, необходимо познакомить учеников с приемами решения этих задач. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами.
Предлагаю план урока алгебры в 10 классе по повторению свойств квадратичной функции.
Образовательная цель: Совершенствовать навыки решения уравнений с параметром, используя свойство квадратичной функции. Развивающая цель: Развить исследовательскую и познавательную деятельность учащихся. Задачи урока:
Научить учащихся самостоятельно формулировать теоремы о корнях квадратного уравнения;
Научить применять полученные теоремы для решения задач с параметрами.
Развивать творческую сторону мышления. Учить осуществлять исследовательскую деятельность
Формировать навыки умственного труда – поиск рациональных путей решения.
Ход урока
1. Информационный ввод.
Учитель сообщает тему занятия, цель.
«На предыдущем занятии мы с вами вспомнили свойства и график квадратичной функции. Сегодня, используя эти знания, мы посвятим наш урок уравнениям с параметром, и усилим проблему различными условиями для корней.»
2. Актуализация ЗУН.
Сначала повторим необходимые для нас сведения о квадратичной функции.
.
Какую информацию о графике функции f(x) можно получить, зная коэффициенты квадратного трёхчлена?
если старший коэффициент квадратного трёхчлена больше нуля, то ветви параболы направлены вверх,
если старший коэффициент квадратного трёхчлена меньше нуля, то ветви параболы направлены вниз,
если старший коэффициент квадратного трёхчлена равен нулю, то графиком функции является не парабола, а прямая; (и соответствующее уравнение надо решать не как квадратное, а как линейное),
если дискриминант больше нуля, то парабола пересекает ось абсцисс в двух точках,
если дискриминант равен нулю, то парабола касается оси абсцисс,
если дискриминант меньше нуля, то парабола не пересекает ось абсцисс,
абсцисса вершины параболы равна .
Используя полученные знания, ответьте на вопросы.
Выберите вариант полученного ответа.
1. При каких значениях а парабола у = ах2 – 2х +25 касается оси Х?
а) а=25 ; б) а=0 и а= 0,04 ; в) а=0,04.
2. При каких значениях k уравнение (k - 2)x2 = (4 – 2k)x+3 = 0 имеет единственное решение?
а) k=-5, k= -2 ; б) k=5; в) k=5, k= 2 .
3. При каких значениях k уравнение kx2 – (k - 7)x + 9 =0 имеет два равных положительных корня?
а) k=49, k= 1 ; б) k=1 ; в) k=49 .
4. При каких значениях а уравнение ax2 - 6x+а = 0 имеет два различных корня?
На прошлом уроке каждая из групп получила задание на решение проблемы о взаимном расположении точки, лежащей на оси ОХ, нулей функции и коэффициентов квадратного трёхчлена. Поделитесь открытиями. Какая группа готова сформулировать свой вывод?
Представители каждой группы выходят к доске, демонстрируют график своей проблемы, записывают свою систему неравенств и формулируют вывод, объясняя, как они пришли к такому решению, учащиеся записывают результат в тетрадь.
(Предварительно учитель проверил результат работы каждой группы)
Рисунок 1 группы
1 группа 2 группа 3 группа
Вывод: Оба корня квадратного уравнения больше заданного числа М если имеет место система
Вывод:. Оба корня квадратного уравнения меньше заданного числа М если имеет место система
Вывод: Заданное число М лежит между корнями квадратного уравнения если имеет место неравенство
Af(M)
Аналогично проходит защита других групп.
Расположение нулей квадратичной функции на числовой прямой
f (x)=ax2+bx+c, a≠0, x1и x2 - нули функции y = f (x), причем , x1 ≤x2 ;
x0=-b/2a – абсцисса вершины параболы, являющейся её графиком.
Все данные заносятся в таблицу, на экране появляется слайд.
Закрепление материала
Используя, полученные знания, решить уравнения с условиями:
1. При каких значениях параметра а корни квадратного уравнения
х2+ (а + 1)х + 3 = 0 лежат по разные стороны от числа 2?
Решение. Рассмотрим функцию f(x)= х2+ (а + 1)х + 3.
f(2)
f(2)=4+2a+2+3=2a+9
2a
a
Ответ. aÎ(–¥;–4.5)
2. При каких значениях параметра а оба корня квадратного уравнения
(2–a)x2-3ax+2a=0 больше ½.
Найди ошибку в решении. Рассмотрим функцию f(x)= (2–a)x2-3ax+2a.
Решений нет.
Ответ. Решений нет.
3. Найти все значения параметра а, при которых оба корня квадратного уравнения x2- 6ax+(2-2a+9a2)=0 больше 3.
Найди ошибку в решении. Рассмотрим функцию f(x)= x2-6ax+(2-2a+9a2)
aÎ
Ответ. aÎ.
4. Найти все значения параметра а, которых оба корня квадратного уравнения x2+4ax+(1-2a+4a2)=0 меньше –1.