Конспект урока математики в 10 классе "Формулы двойного аргумента"
Конспект урока математики в 10 классе "Формулы двойного аргумента"
Урок изучения нового материала по алгебре в 10 классе по теме "Формулы двойного аргумента" показывает как вывести формулы тригонометрии, позволяющие выражать синус, косинус и тангенс двойного угла через обычный угол.Материал урока позволяет развивать умения применять формулы для преобразований тригонометрических выражений на уровне обязательных результатов обучения.Задания,используемые на уроке содержат познавательный материал по географии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 10 классе "Формулы двойного аргумента"»
МБОУ гимназия №1 г. Липецка
Предмет – алгебра
Класс – 10
Учитель Попова Ольга Николаевна
Программно-методическое обеспечение:
планирование составлено к УМК А.Г. Мордковича «Алгебра и начала математического анализа», 10 - 11 класс, М. «Мнемозина», 2013 год на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авторского тематического планирования учебного материала;
Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10 - 11 кл.: В двух частях. Ч. 1: Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А.Г. Мордкович - М.: Мнемозина, 2013;
Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10 - 11 кл.: В двух частях. Ч. 2: Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А.Г. Мордкович, Л.О. Денищева, Т.А. Корешкова, П.В. Семенов, Е.Е.Тульчинская - М.: Мнемозина, 2013;
Александрова Л.А. Алгебра и начала математического анализа: самостоятельные работы. 10 класс/Л.А. Александрова. – М.: Мнемозина,2013;
Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10 - 11 классы: контрольные работы (базовыйый уровень) / А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2013.
Тема урока: «Формулы двойного аргумента».
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
Образовательные: вывести формулы тригонометрии, позволяющие выражать синус, косинус и тангенс двойного угла через обычный угол, развивать умения применять их для преобразований тригонометрических выражений на уровне обязательных результатов обучения и совершенствовать вычислительные навыки.
Развивающие: развивать умения доказывать новые утверждения, наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы, расширять математический и общий кругозор, используя межпредметные связи.
Воспитательные: формировать и совершенствовать такие качества личности, как трудолюбие, внимательность, любознательность, активность, умение работать четко, последовательно и аккуратно.
Оборудование: карточки для самостоятельной работы обучающего характера на уровне обязательных результатов обучения.
Ход урока
1.Организационный этап:
-приветствие;
-готовность учащихся к уроку;
-состояние рабочего места учащихся
-отсутствующие на уроке (сообщают дежурные)
Учитель. Сообщает дату и тему урока: «Формулы двойного аргумента».
2. Актуализация знаний
Устная фронтальная работа.
Озвучиваются и записываются на доске формулы синуса, косинуса, тангенса суммы и разности аргументов. Для изучения нового материала используются только формулы суммы аргументов.
sin(x +y) = sinxcosy + cosxsiny;
cos(x+y) = cosxcosy – sinxsiny;
.
3. Изучение нового материала
1.Постановка проблемного вопроса.
Как, зная формулы синуса, косинуса и тангенса суммы аргументов, получить формулы двойного аргумента (угла)?
В процессе обсуждения и поиска ответа на поставленный вопрос поступает предложение о замене различных аргументов в формулах на два одинаковых, т.е. x= y.
2.Самостоятельный вывод формул с последующей самопроверкой.
Составление в тетрадях опорного конспекта по теме: «Формулы двойного аргумента» (начало конспекта).
Формулы синуса и косинуса двойного аргумента справедливы для любых значений аргумента (никаких ограничений нет),тогда как формула тангенса двойного аргумента справедлива лишь для тех значений аргумента для которых определены тангенс аргумента и тангенс двойного аргумента, а также отличен от нуля знаменатель дроби.
sin2x = 2sinxcosx
cos2x = cos2x – sin2x
cos2x = 1 - 2 sin2x
cos2x = 2cos2x – 1
5. Примеры применения формул двойного угла
Все полученные формулы можно применять и в тех случаях, когда место аргумента занимает более сложное выражение. Например:
sin10x = 2sin5xcos5x
cos(6x – 14y) = cos2(3x – 7y) – sin2(3x – 7y)
2sin17xcos17x = sin34x
cos25,5t - sin25,5t = cos11t
Аналогичные примеры есть в учебнике. Работа с учебником: §21 стр. 122.
6. Первичное закрепление изученного материала
Задание записано на доске и выполняется по вариантам, с последующей самопроверкой. Нечетные номера для 1 варианта, а четные номера для 2 варианта. Для тех, кто работает с опережением, возможно использование заданий другого варианта.
№1. Для каждого выражения из левого столбца подберите ему тождественно равное в правом и установите соответствие.
7. Динамическая пауза. Комплекс упражнений зарядки для глаз.
8. Самостоятельная работа по заготовленным карточкам
№2а). Найдите значения выражений:
Ответ: Беринговом проливе; 2 остров Ратманова; 0,75 России; 1,5 остров Крузенштерна; США; – 0,5 Тихого океана.
Дополнительная информация.
Крузенштерн Иван Федорович (1770 – 1846) – русский мореплаватель, руководил Первой русской кругосветной экспедицией (1803 – 1806гг.), одним из участников которой был М.И.Ратманов. Острова, названные в честь этих мореплавателей, входят в группу островов Диомида.
в). Выясните, какие слова не были использованы при заполнении пропусков в тексте. Составьте из них 1 – 2 предложения.
Ответ: Гринвич – район столицы Великобритании городаЛондона, где находилась обсерватория, меридиан которой и был взят за основу мирового отсчета времени и долготы. Этот меридиан проходит через пролив Ла –Манш, территорию Африки и Атлантического океана (слова, которые не были использованы выделены жирным шрифтом).
9.Домашнее задание
§21, формулы, №21.10, №21.26,№21.31
10. Подведение итогов урока. Рефлексия
1). Выставление отметок за самостоятельную работу и работу у доски.
2). Ответы детей на вопросы о том, что узнали нового, что понравилось и особенно запомнилось на уроке.