kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики по теме:"Уравнение касательной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направлена на формирование  системы математических знаний и умений по теме "Уравнение касательной", необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,продолжения образования,развитие навыков использования компьютера и мультимедийных учебных программ для организации познавательной деятельности учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме:"Уравнение касательной" »

Урок алгебры и начал анализа

Тема урока: Уравнение касательной

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, электронный тест, компьютерная программа AGrapher, информационно-диагностические карты обучающихся, раздаточный материал.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Цели урока:

- продолжить формирование системы математических знаний и умений по теме «Уравнение касательной», необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

- развивать навыки использования компьютера и мультимедийных учебных программ для организации собственной познавательной деятельности;

- развивать логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление;

- воспитывать толерантность, коммуникативность.

Структура урока:

  • организационный момент;

  • сообщение темы и постановка целей урока;

  • проверка домашнего задания;

  • актуализация опорных знаний и умений обучающихся;

  • самостоятельная работа обучающихся;

  • выполнение работы в группах, творческое применение знаний и умений;

  • обсуждение результатов деятельности обучающихся;

  • рефлексия деятельности;

  • домашнее задание.


Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, доброжелательный настрой учителя и обучающихся, полная готовность класса и оборудования урока к работе, организация внимания всех обучающихся.

2. Сообщение темы и постановка целей урока.

Учитель сообщает обучающимся тему и цели урока, знакомит со структурой урока.

Слайд. Тема урока.

Слайд. Структура урока.

3. Проверка домашнего задания.

Проверить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всем классом, выяснить причины невыполнения задания отдельными обучающимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, навыках и умениях, осуществлять дальнейшее совершенствование последних.

Учитель сканирует тетрадь одного из учеников класса с решением задач базового уровня, заданных на дом и с помощью видеопроектора демонстрирует данное решение на экране. Ученик комментирует свое решение. Выполнение заданий базового уровня обязательно для всех обучающихся.

Базовый уровень.

№ 5.22 (б) Напишите уравнение касательной к графику функции f(x) = в точке с абсциссой x0 = π/2.

№5.27(б) Напишите уравнение касательной к графику функции f(x) =  в точке с абсциссой x0 =2.

Обучающиеся проверяют правильность выполнения домашнего задания.

Задачу практического содержания повышенного уровня сложности обучающиеся решали по выбору. Один из учеников представляет свое решение в форме мультимедийного проекта.

Задача практического содержания.

Строится мост параболической формы, соединяющий пункты А и В, расстояние между которыми равно 200м. Въезд на мост и съезд с моста должны быть прямолинейными участками пути, эти участки направлены к горизонту под углом 150. Указанные прямые должны быть касательными к параболе. Составьте уравнение профиля моста в заданной системе координат (рис.).







Учитель акцентирует внимание обучающихся на уравнении касательной к графику функции

Слайд.

Пусть функция у = f(х) непрерывна на интервале (a;b) и имеет в точке х0 Є (a;b) производную. Тогда график этой функции имеет в точке (х0; f(х0)) касательную, уравнение которой y – y0 = k(х - х0), где y0 = f(х0), k= f /0).

Уравнение касательной записывают в виде

у = f /0)(х - х0) + f(х0)









4. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся.

Актуализировать те знания и умения, которые необходимы обучающимся для дальнейшей работы. Активизировать мыслительную деятельность обучающихся.

Устная фронтальная работа.

Слайд 1.

Найдите угловой коэффициент касательной к кривой  в точке с абсциссой х0= - 2.

Ответ: 9.

Формулируется геометрический смысл производной.

Слайд 2.

Укажите значение коэффициента k, при котором графики линейных функций

y = 8х + 12 и y = kх – 3 параллельны.

Ответ: 8.

Формулируется условие параллельности прямых.

Слайд 3.

Функция у = f(х) определена на промежутке (-4; 5). На данном ниже рисунке изображен график ее производной. Найдите число касательных к графику функции у = f(х), которые параллельны оси абсцисс.





Ответ: 1.

Слайд 4.

На рисунке изображена прямая, которая является касательной к графику функции у =f (х) в точке (х0; f(х0)). Найдите значение производной в точке х0.



Ответ: 1,5.


5. Самостоятельная работа обучающихся.

Контроль за уровнем усвоения первичных умений и применения их в стандартных ситуациях обучающимися, испытывающими затруднения при изучении данной темы, осуществляется с помощью компьютерного тестирования. Ученик записывает полученные результаты в предоставленный ему бланк ответов. Проверка работы осуществляется компьютерной программой My Test. В случае ошибки компьютер выдает ученику “неверно” и показывает правильный ответ. Обучающийся записывает в бланке верный ответ, отмечает его знаком «+», в случае неверного ответа выписывает верный для того, чтобы выполнить дома работу над ошибками. Обучающийся получает на дом тест в печатном варианте.

Компьютерная программа My Test определяет уровень усвоения знаний обучающимся по количеству верно решенных задач и выставляет отметку.


Вопросы компьютерного тестирования.

1. Зависимость температуры Т тела от времени задана уравнением

t2 - 2t+5. С какой скоростью нагревается это тело в момент времени t=5 c?

Ответ: 3.

2. Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции f(х)=2х4+5х2 – 3 в точке с абсциссой х0= -1

Ответ: -18.

3. Известно, что  . Тогда касательная к графику функции у=f(х) в точке х0 образует с положительным направлением оси Ох угол … .

Ответ: 60°

4. Найдите угловой коэффициент касательной с кривой  в точке с абсциссой х0=8.

Ответ: 8.

5. К графику функции у =f (х) в точке с абсциссой х0= -3 проведена касательная. Определите угловой коэффициент касательной, если на рисунке изображен график производной данной функции.




Ответ: 4.


6. Найдите значение производной функции  в точке х0=4.

Ответ: 21.

Бланк ответов

1

2

3

4

5

6

Ответ







Верно








Самостоятельная работа с последующей проверкой по применению знаний и умений в измененных условиях.

Ученики выполняют задание в тетрадях, один у доски.

№1. Напишите уравнения касательных к графику функции f(x) = 9 – x2 в точках его пересечения с осью абсцисс.

Проверка правильности выполнения задания сопровождается построением графика функции и найденных к нему касательных с помощью компьютерной программы AGrapher.

6. Выполнение работы в группах, творческое применение знаний и умений.

Закрепление изученного материала на основе творческого его применения на практике, в нестандартных ситуациях.

Создается четыре группы, в каждую из которых входит четверо обучающихся с разным уровнем математической подготовки (дифференциация внутри группы). Представители каждой группы из четырех конвертов с заданиями вынимают один конверт. Группы приступают к работе. Решение задач обучающиеся записывают в тетрадях.

Задание 1.

  1. В чем заключается геометрический смысл производной?

  2. Какими свойствами должна обладать функция у = f(x), заданная на интервале (a; b), чтобы в точке с абсциссой х0 Є (a; b) ее график имел касательную?

  3. Каково уравнение касательной?

  4. Составить уравнение касательной к графику функции y=1/х2,х‹0, отсекающей от осей координат треугольник, площадь которого равна 9/8.

Обучающимся предлагается решение, отдельные элементы которого пропущены. Необходимо заполнить пропуски.

Задание 2.

  1. В чем заключается геометрический смысл производной?

  2. Какими свойствами должна обладать функция у = f(x), заданная на интервале (a; b), чтобы в точке с абсциссой х0 Є (a; b) ее график имел касательную?

  3. Каково уравнение касательной?

  4. Напишите уравнение касательной к графику функции , параллельной прямой y = 4х – 5.

Задание 3.

  1. В чем заключается геометрический смысл производной?

  2. Какими свойствами должна обладать функция у = f(x), заданная на интервале (a; b), чтобы в точке с абсциссой х0 Є (a; b) ее график имел касательную?

  3. Каково уравнение касательной?

  4. Прямая, проходящая через начало координат, касается графика функции у = f (х) в точке А (-7;14). Найдите . (КИМ по подготовке к ЕГЭ,2008 г.)

Задание 4.

  1. В чем заключается геометрический смысл производной?

  2. Какими свойствами должна обладать функция у = f(x), заданная на интервале (a; b), чтобы в точке с абсциссой х0 Є (a; b) ее график имел касательную?

  3. Каково уравнение касательной?

  4. Найдите абсциссы всех точек графика функции , касательные в которых параллельны прямой у = 65х или совпадают с ней. (КИМ по подготовке к ЕГЭ,2009 г.)

7.Обсуждение результатов деятельности обучающихся.

Представители каждой группы из четырех карточек, на которых указана форма отчета, вынимают одну карточку. Группы отчитываются о проделанной работе. Записывают решение соответствующих заданий на доске.

Формы отчета:

  • «Доверие» - отметки за работу в группе выставляет капитан. Учитель тетради берет на проверку. При несовпадении отметок капитана и учителя идет снижение отметок на 1 балл;

  • «Все» - отвечают все обучающиеся;

  • «Делегат» - группа сама решает, кто из учеников будет отвечать;

  • «Выбор» - учитель выбирает ученика, который будет отвечать.

Решение задания №2 сопровождается графической иллюстрацией, выполненной с помощью компьютерной программы AGrapher.

8. Рефлексия деятельности.

Подведение итогов урока: как работал класс, кто из обучающихся работал особенно старательно, что нового узнали на уроке.

9. Домашнее задание.

Домашнее задание задается в тестовой форме. Срок его выполнения - одна неделя. Аналогичные задания задаются обучающимся один раз в месяц. Тест составлен на основе демонстрационного варианта ЕГЭ по математике 2010 года. Он содержит 12 заданий части «В» и задание С1. В данный тест включены задания по теме «Уравнение касательной».

Тест.

В1.Цена товара была понижена два раза: первый раз на 20%, второй раз на 30%. Какова новая цена товара, если до уценки он стоил 500 рублей?

В2.На рисунке показано изменение уровня воды водохранилища в течение 12 часов во время паводка. Как только уровень воды превысил отметку 10 метров, через сливные отверстия в плотине начали сбрасывать воду до того момента, пока ее уровень понизился до отметки 10 метров. Определите, сколько часов длился сброс воды.

В3. Вычислите:.

В4. Найдите значение выражения -4 .

В5. Найдите корень уравнения .

В6. Найдите 5(1 – cos2 α), если sin α = .

В7. Функция у = f(x) определена на промежутке (-7; 6). На рисунке изображен график производной этой функции. Укажите абсциссу точки, в которой касательная к графику функции у = f(x) имеет наибольший угловой коэффициент.

В8. При движении тела по прямой расстояние S( в метрах) от начальной точки изменяется по закону S(t) = t3 – t2 + 5 t + 1 ( t – время движения в секундах). найдите скорость (м/с ) тела через 3 секунды после начала движения.

В9. Найдите значение производной функции y = x6 -4sinx в точке x0 = 0.

В10. Для оклейки стен ванной комнаты (см. рисунок) нужно приобрести керамическую плитку, причем плитка покупается с запасом в 10% от оклеиваемой площади. Ширина двери равна 0,75 м, высота – 2 м. Цена плитки 300 р. за 1м2 . Определите стоимость плитки, если стены решено оклеить полностью, от пола до потолка.

В 11. Найдите наименьшее значение функции у = х3 – 12х + 3 на отрезке .

В12. Отец с сыном должны вскопать огород. Производительность труда у отца в два раза больше, чем у сына. Работая вместе, они могут вскопать весь огород за 4 часа. Однако вместе они проработали только один час, потом некоторое время работал один сын, а заканчивал работу уже один отец. Сколько часов в общей сложности проработал на огороде отец, если вся работа на огороде была выполнена за 7 часов?

С1.Найдите абсциссы всех точек графика функции f(х) = - , касательные в которых параллельны прямой у = - 35х или совпадают с ней.

Результаты работы с тестом каждый обучающийся фиксирует в индивидуальной информационно-диагностической карте. Информационно-диагностическая карта, составленная учителем в помощь обучающимся при подготовке к ЕГЭ по математике, содержит:

  • словарь терминов по ЕГЭ;

  • примеры бланков ЕГЭ;

  • перечень тем по математике, необходимых для повторения при подготовке к экзамену;

  • список рекомендуемой литературы;

  • перечень сайтов, на которых можно получить необходимую информацию по ЕГЭ по математике, пройти on- line тестирование;

  • бланки промежуточного тестирования.

В информационно-диагностической карте обучающиеся указывают свои затруднения, учитель дает рекомендации по их устранению.

Учитель завершает урок словами Р. Рождественского

Если вы есть - будьте лучшими,

Если вы есть - будьте первыми!

Если вы есть - попробуйте

Горечь зеленых побегов,

Примериваясь, потрогайте

Великую ношу первых.

Как самое неизбежное

Взвалите ее на плечи.

Если вы есть - будьте первыми,

Первым труднее и легче!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока математики по теме:"Уравнение касательной"

Автор: Носова Жанна Евгеньевна

Дата: 23.09.2015

Номер свидетельства: 233201


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1280 руб.
2130 руб.
1360 руб.
2260 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1600 руб.
2660 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства