1. Самоопределение к деятельности Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне | Проверяет готовность учащихся к работе. Организует внимание и настрой на уроке. Предлагает решить несложную задачу, но перед этим ответить на вопрос: «Для чего мы учимся решать задачи на уроке математики?» | Запись в тетрадь даты, слов «Классная работа» Проверка наличия учебных средств и рационального расположения их на парте. Отвечают на вопрос. В результате обсуждения вывод (каждая задача – математическая модель жизненной ситуации). | Готовность к уроку, настрой учащихся на работу Осознает, что математика применяется при решении жизненных задач. | Личностные: мотивация учения, понимание смысла поставленной задачи |
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе Цель: Обеспечить мотивацию | Задача: Вася ждет в гости 3х друзей и для каждого приготовил корзинку с яблоками. Всего он разложил по корзинам 18 яблок. Запишите на языке математики, что произошло на этом этапе. Продолжение задачи: но когда пришли гости, оказалось, что каждый привел брата и поделился яблоками с ним. Сколько яблок досталось каждому мальчику? Учитель задает вопрос: Каким еще способом можно решить задачу? Чем отличаются эти два способа? Так как же можно выполнить деление? Учитель предлагает записать тему в тетрадь Учитель предлагает решить еще один пример, записав все возможные способы 12 : (2 · 3) Учитель предлагает решить еще один пример с тем же заданием 72 : (8 · 3) Как вы думаете, нужно ли выполнять деление всеми тремя способами? Учитель предлагает, учитывая все вышесказанное поставить цель, к достижению которой мы будем стремиться на этом уроке Учитель предлагает записать каждому свою цель в тетрадь-помощницу | Записывают 18 : 3 Корректирую запись (18 : 3) : 2 Вычисляют (18 : 3) : 2 = 6 18 : (3 · 2) = ? Отвечают на вопросы, в результате обсуждения выходят на тему урока: «Деление числа на произведение» Ученики записывают тему в тетрадь Учащиеся предлагаю три способа: 12 : (2 · 3) (12 : 2) : 3 (12 : 3) : 2 Учащиеся приходят к выводу что способы по сложности равноценны Учащиеся решают пример, без труда выбирая наиболее простой способ и обосновывая свой выбор. Учащиеся приходят к выводу, что достаточно выбрать 1 способ, обосновывают почему. Учащиеся ставят цель: научится выбирать наиболее простой для себя вариант решения и его использовать Ученики записывают цель в тетрадь-помощницу | Составление простейшей математической модели. Активная деятельность в ходе выполнения заданий, правильность решений Умение выполнять вычисления с натуральными числами с учетом порядка действий Принятие цели и задач урока Цель зафиксирована в тетрадь-помощницу | Познавательные: Уметь видеть математическую задачу в жизненной ситуации Познавательные: логические рассуждения, доказательства, анализ, сравнение Регулятивные: целеполагание |
3. Этап усвоения и закрепления новых знаний и способов действий Цель: Обеспечить осмысленное восприятие изучаемого материала. Обеспечить усвоение знаний и способов действий | Учитель предлагает учащимся подумать, как действовать, чтобы достичь цели Давайте подумаем, как нужно действовать, чтобы выбрать из 3х способов наиболее простой? Определим порядок своих действий (как называется?) Проверим, верно ли получилось Учитель предлагает решить примеры, следуя разработанному алгоритму а) 72 : (2 · 9) б) 81 : (3 · 9) в) 160: (8 · 2) г) 64: (2 · 8) Предлагает ознакомиться с правилом, которое использовали при решении Можно ли применять наш алгоритм при решении примера 210 : 35. Каким действием нужно дополнить алгоритм? Используя дополненный алгоритм, решить а) 120 : 24 б) 160 : 32 Учитель предлагает детям придумать задачу, решение которой записывается одним из трех способов деления, работая в группах (напоминает правила работы в группах: уметь слушать друг друга, уметь договариваться, уметь аргументировать свой ответ) | Ученики высказывают свое мнение (решать, изучать правило, внимательно слушать и.т.д.) Ученики составляют алгоритм, используя предложенные им карточки, на которых указаны определенные действия Ученик составляет алгоритм у доски комментируя свои действия Ученики решают примеры у доски, обосновывая свой выбор решения Читают правило Называют действие. Еще раз проговаривают алгоритм Решают, используя дополненный алгоритм, комментируя свои действия. Работают в группах по 4 человека. Представляют результаты своей работы | Активная деятельность в ходе выполнения заданий, правильность решений Умение выполнять вычисления с натуральными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений. Правильное использование терминологии. Умение использовать математические средства для описания реальных явлений. Созданный образовательный продукт. | Регулятивные: составление последовательности действий, знание назначения алгоритма. Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном. Коррекция. Коммуникативные: умение сотрудничать, участие в продуктивном диалоге. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: анализ, сравнение Познавательные: умение создавать математические модели. Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками; умение выражать свои мысли |
4. Рефлексия учебной деятельности Цель: Фиксирование достижений цели, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности | Организует рефлексивный анализ учебной деятельности в устной речи методом незаконченного предложения. «Итак, сегодня мы изучали..» «Наша цель…» «Чтобы ее достичь мы…» Организует оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. «А теперь, завершая свою работу, заполоните, пожалуйста , тетрадь-помощницу » | Подводят итоги совместно с учителем Оценивают свою деятельность, работают с тетрадью-помощницей, записывают саморекомендации | Открытость учащихся в осмыслении своих достижений и самооценки. | Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще предстоит усвоить); прогнозирование |