Конспект урока этики и математики "Без круга нет друга"
Конспект урока этики и математики "Без круга нет друга"
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. Мы попробуем, опираясь на свои математические знания, сделать выводы, касающиеся важных жизненных понятий.
Этический заряд + определение темы урока
Просмотр видеофрагмента из сказки «Золушка»
Беседа
Учитель:
- Мы посмотрели с вами сюжет из замечательной, всем известной и всеми любимой сказки. О чем поет Золушка? (о дружбе)
- Какие математические понятия встречаются в ее песенке? (круг)
- Как вы думаете, о чем я предлагаю вам сегодня поговорить? (о том, как связаны два понятия: «круг» и «дружба»)
- Верно. Тема нашего занятия: «Без круга нет друга»
Учитель:
- Я предлагаю вам объединиться в группы и выполнить задания.
Задания группам:
1-ая группа:
Начертить окружность
Закончить предложения:
Окружность – это (замкнутая линия, все точки которой равноудалены от некоторой точки (центра окружности))
Радиус окружности – это отрезок, соединяющий любую точку окружности с ее центром
Диаметр окружности – это отрезок, соединяющий любые две точки окружности и проходящий через ее центр
Длина окружности находится по формуле L = 2r
Показать на чертеже центр, радиус и диаметр окружности
2-ая группа:
Начертить круг
Закончить предложения:
Круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью
Радиус круга – это отрезок, соединяющий центр круга с любой точкой окружности, образовавшей круг
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока этики и математики "Без круга нет друга" »
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. Мы попробуем, опираясь на свои математические знания, сделать выводы, касающиеся важных жизненных понятий.
Этический заряд + определение темы урока
Просмотр видеофрагмента из сказки «Золушка»
Беседа
Учитель:
- Мы посмотрели с вами сюжет из замечательной, всем известной и всеми любимой сказки. О чем поет Золушка? (о дружбе)
- Какие математические понятия встречаются в ее песенке? (круг)
- Как вы думаете, о чем я предлагаю вам сегодня поговорить? (о том, как связаны два понятия: «круг» и «дружба»)
- Верно. Тема нашего занятия: «Без круга нет друга»
Учитель:
- Я предлагаю вам объединиться в группы и выполнить задания.
Задания группам:
1-ая группа:
Начертить окружность
Закончить предложения:
Окружность – это (замкнутая линия, все точки которой равноудалены от некоторой точки (центра окружности))
Радиус окружности – это отрезок, соединяющий любую точку окружности с ее центром
Диаметр окружности – это отрезок, соединяющий любые две точки окружности и проходящий через ее центр
Длина окружности находится по формуле L = 2r
Показать на чертеже центр, радиус и диаметр окружности
2-ая группа:
Начертить круг
Закончить предложения:
Круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью
Радиус круга – это отрезок, соединяющий центр круга с любой точкой окружности, образовавшей круг
Диаметр круга – это отрезок, соединяющий любые две точки окружности, образовавшей круг, и проходящий через центр круга
Площадь круга находится по формуле:S =
Показать на чертеже центр, радиус и диаметр круга
Проверка выполнения заданий (один представитель от группы представляет выполненную работу)
Учитель:
- Итак, окружность и круг. Это одно и тоже или нет? (это разные понятия)
- Чем отличается окружность от круга? (окружность – замкнутая линия, все точки которой равноудалены от некоторой точки, а круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью)
- Что общего между окружностью и кругом? (у окружности и круга есть точки равноудаленные от центра)
- С помощью чего вы чертили окружности? (с помощью циркуля)
- А что вам напоминает слово «циркуль»? (оно похоже на слово "цирк»)
Эти два слова произошли от латинского слова "циркус", что в переводе означает "круг". Когда циркуль берётся за работу, у него получается окружность и на листе бумаги остается точка от иголки. Эта точка называется центром окружности.
Слово центр произошло от латинского слова "центрум", означающего палку с заостренным концом, которой погоняли быков; позднее оно означало ножку от циркуля, а потом и саму точку.
- Посмотрите внимательно на рисунок. На что похоже изображение? (на колесо)
- Да, верно - это колесо. Колесо - одно из великих изобретений, которое было сделано в IV тысячелетии до н.э. на Древнем Востоке.
- А теперь разгадайте кроссворд. Ключевое слово будет означать часть круга, ограниченная двумя радиусами
Дети, работая в парах, разгадывают кроссворд
- Итак, часть круга, ограниченная радиусами называется сектором. У вас на столах есть конверт с секторами. Соберите из них круг. Какую операцию вы сейчас сделали? (из частей собрали целое). Значит, части могут быть единым целым, следовательно, круг является символом целостности, единства, сплочения.
Учитель:
- В жизни и культуре мы тоже нередко встречаемся с понятиями круга и окружности.
К примеру, в историях о Короле Артуре и рыцарях круглого стола. Вопрос: почему рыцари садятся за круглым столом? Это случайно или нет?(это не случайно, т.к. все сидящие за круглым столом чувствуют себя равными, потому что все они равноудалены от центра; а также рыцари в кругу чувствовали себя единым целым, сплоченными, а это придавало им сил в борьбе с врагами)
- В современном мире все важные вопросы тоже обсуждаются за «круглым» столом, например, на заседаниях Организации Объединенных Наций (ООН)
Как вы понимаете слова и выражения:
круг единомышленников (группа людей, объединенных одинаковыми взглядами и убеждениями)
округа (окружающая, прилегающая к чему-либо местность)
дружба - понятие круглосуточное (в случае необходимости ты всегда можешь обратиться за помощью к друзьям, в любой час дня и ночи)
кругозор (объем знаний об окружающем мире)
(дети пытаются вникнуть в суть разных слов и выражений, а затем делятся своим видением и дополняют друг друга, учитель вывешивает значения этих слов и выражений на доске)
Притча о круге знаний и интересов
Гуляя в тенистой роще, Анаксимен беседовал со своим учеником.
- Скажи мне, спросил юноша учителя, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, у тебя богатый опыт, ты учился у великих эллинов. Как так получилось, что столь многое тебе до сих пор неясно?
Филосов начертил посохом на земле два круга – маленький и большой.
- Твои знания подобны маленькому кругу, мои – большому. Вне этих кругов – неизвестность. Чем шире круг познаний, тем с большей областью неизвестного он граничит. И чем больше человек узнает, тем больше вопросов у него появляется.
- Я хочу показать вам два куга: большой и маленький. Большой круг – это кругозор мудреца, маленький – это кругозор ученика. Внутри этих кругов их знания. А что находится вне этих кругов? (неизвестность, неопределенность, неизведанность)
- Вокруг какого круга неизвестность больше (вокруг большого)
- Что же получается? (чем больше человек знает, тем больше перед ним неизвестного) Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю»
- Итак, круги бывают разные. Существует и круг друзей. А легко ли дружить? Легко ли быть равным друг другу? (нелегко)
- Почему? (потому что все люди разные)
- А как вы думаете, что можно и нужно сделать, чтобы круг друзей был крепким? (работать над собой, учиться быть терпимым, учиться слушать и слышать других, учиться быть тактичным и т.д.)
- Я порошу записать свои мысли по этому поводу.
Через некоторое время дети по желанию озвучивают свои записи.
- Давайте наполним круг дружбы нашего класса содержанием. Каждый из вас поместит в этот круг по одной составляющей крепкой настоящей дружбы.
(дети на доске заполняют круг)
- Я хочу кое-что подрисовать к нашему кругу дружбы (подрисовываю лучи)
- На что стал похож наш круг? (на солнышко)
- Солнце – это символ тепла, доброты, в которых так нуждается современное общество.
Итог урока:
1. Вывод:
- А теперь давайте вернемся к видеофрагменту, который мы смотрели в начале урока. Почему Золушка приглашает детей встать в круг?(золушка предлагает всем дружить, ведь на границе круга все точки равноудалены от его центра, значит, все дети, вставшие по кругу, равны и могут считать себя друзьями, ведь настоящие друзья должны быть равными во всем; а еще круг является символом целостности, единства, сплочения, круг друзей – это люди, имеющие общие взгляды, интересы, традиции, связанные совместными делами и поступками, готовые поддержать друг друга в трудных жизненных ситуациях)
Рефлексия
Опять звучит песенка Золушки
Учитель:
- Что же вы сидите? Ведь Золушка делает вам приглашение.
Дети встают в круг. Учитель предлагает закончить предложения: