Конспект урока алгебры " Формулы синуса, косинуса,тангенса и котангенса суммы и разности двух углов.
Конспект урока алгебры " Формулы синуса, косинуса,тангенса и котангенса суммы и разности двух углов.
Конспект урока " Формулы синуса,косинуса,тангенса и котангенса суммы и разности двух углов" предназначен для учащихся 9 класса. В ходе урока закрепляется предыдущая тема-формулы приведения. Проводится обучение самооценке знаний учащихся при помощи лисьа успеха. Учащиеся работают с индивидуальным пособием " Числовой круг". Осуществляется обратная связь. Объясняется новый материал. К уроку прилагается материал для индивидуальной домашней работы по изученным темам тригонометрии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока алгебры " Формулы синуса, косинуса,тангенса и котангенса суммы и разности двух углов. »
20
А9-03
Тема урока. Формулы синуса, косинуса, тангенса и котангенса суммы и разности двух углов.
Цель урока: познакомить учащихся с группой формул тригонометрических функций – формулами сложения.
Обучающая задача: систематизация знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельной работы, умения рассуждать.
Развивающая задача: развитие навыков самооценки, развитие грамотной монологической речи, развитие внимания.
Воспитательная задача: воспитание добросовестного отношения к своей работе, ответственности, честности.
Оборудование: рабочие тетради, числовые круги, учебник, таблицы: «Формулы приведения», «Формулы сложения», карточки с ответами, «Карта успеха учащегося».
Ход урока.
Организационный момент. Изучая главу: « Тригонометрические выражения и их преобразования» , мы познакомились с различными группами тригонометрических формул и их применением для преобразования выражений. Кто из вас может перечислить эти группы? (Основные тригонометрические тождества, формулы приведения). Сегодня вам предстоит познакомиться с еще одной группой формул, которая называется: «Формулы сложения». Вам примите участие в оценивании своей работы на уроке. Для этого вам понадобится «Карта успеха». Подпишите ее. Слева записаны задания сегодняшнего урока. Справа вы будете ставить плюс за каждое правильно выполненное задание. В конце урока подсчитаем количество плюсов, и каждый из вас сделает вывод об успешности своей работы на уроке. Конечно, эта работа требует честности. Я не сомневаюсь в том, что вы люди исключительно честные и порядочные.
Повторение теоретического материала
А) Работа с пособием «Числовые круги»:
1) Углом какой четверти является угол: а) 36°; б) 340°; в) -270°
2) Какой знак имеет: а) cos 280 ° ; б) sin 179° ; в) tq 500° ; г) ctq 359°
а) Объяснение нового материала. Для начала перечислим все формулы сложения, и дадим их формулировки. Для удобства представим их в виде списка:
Формула синуса суммы - синус суммы двух углов равен сумме произведений синуса первого угла на косинус второго и косинуса первого угла на синус второго.
Синус разности двух углов - синус разности двух углов равен разности произведений синуса первого угла на косинус второго и косинуса первого угла на синус второго.
Формула косинуса суммы - косинус суммы двух углов равен разности произведений косинусов этих углов и синусов этих углов.
Косинус разности - косинус разности двух углов равен сумме произведений косинусов этих углов и синусов этих углов.
Тангенс суммы .
Тангенс разности .
Котангенс суммы .
Котангенс разности .
Отдавая дань краткости, формулы сложения обычно группируют две в одну, используя знаки плюс минус вида и минус плюс . В таком виде они выглядят так:
Каждая из записанных формул сложения соответствует двум формулам, перечисленным вначале этого пункта. Например, формула отвечает двум формулам: синусу суммы (когда берется верхний знак из ) и синусу разности (когда берется нижний знак из ).
Формулы сложения из таблицы называют соответственно формулами сложения для синуса, косинуса, тангенса и котангенса.
В заключение этого пункта отметим, что формулы сложения для синуса и косинуса справедливы для любых углов и . А формулы сложения для тангенса и котангенса справедливы для всех и , для которых определены входящие в них тангенсы и котангенсы.
б) Доказательство формул
Начнем с доказательства формулы косинуса разности . Она нам поможет доказать другие формулы сложения.
Перед доказательством стоит озвучить один не очень очевидный факт, который мы используем. Он заключается в следующем. Возьмем единичную окружность. Пусть точки A1 и A2 получены в результате поворота начальной точки A(1, 0) вокруг точки O на углы и соответственно. Тогда угол между векторами и равен либо , либо , где z – любое целое число. Другими словами, угол между указанными векторами равен либо , либо , либо отличается от этих значений на целое число полных оборотов. Приведем графическую иллюстрацию для наглядности.
Более того, формулы приведения позволяют нам записать следующие результаты и . Таким образом, косинус угла между векторами и равен косинусу угла , то есть, . Теперь можно переходить непосредственно к доказательству формулы косинуса разности.
В силу определений синуса и косинуса, точки A1 и A2 имеют координаты и соответственно. Тогда и (при необходимости смотрите координаты векторов через координаты точек их начала и конца). Длины этих векторов равны единице, так как они равны радиусу единичной окружности.
Теперь запишем скалярное произведение векторов и . С одной стороны имеем , а это же скалярное произведение в координатах имеет вид . Отсюда получаем равенство . Этим доказана формула косинуса разности.
Переходим к доказательству следующей формулы сложения.
Формулу косинуса суммы легко доказать, используя уже доказанную формулу и представление вида . Имеем
последний переход возможен в силу свойств синуса и косинуса противоположных углов.
Из формулы косинуса разности легко получить формулу синуса суммы, достаточно лишь обратиться к формуле приведения вида . Так
в последнем переходе мы использовали формулы приведения.
А вот доказательство формулы синуса разности:
в последнем переходе использовалось свойство синуса и косинуса противоположных углов.
Переходим к доказательству формул сложения для тангенса и котангенса. Для этого достаточно вспомнить, что тангенс – это отношение синуса к косинуса, а котангенс – отношение косинуса к синусу, а также применить доказанные выше формулы.
Так . Теперь разделим числитель и знаменатель полученной дроби на , учитывая что и , имеем
после сокращения дробей получаем . В итоге имеем .
Теперь докажем формулу тангенса разности:
Формулы сложения для котангенса доказываются аналогично формулам сложения для тангенса:
и
*Спектр применения формул сложения достаточно широк. Мы не ставим целью перечислить все возможные варианты применения формул сложения, здесь мы лишь посмотрим, как применяются эти формулы на практике.
Для начала с помощью одной из формул сложения проверим формулу приведения вида . Воспользуемся формулой синуса суммы. Имеем . Так доказана формула.
Формулы сложения позволяют вычислять точные значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса некоторых углов, отличных от основных (). Рассмотрим решение примера.
Пример.
Вычислите точное значение тангенса 15 градусов.
Решение.
Легко заметить, что угол 15 градусов можно представить как разность 45−30. Тогда формула тангенса разности позволит нам вычислить требуемое значение. По указанной формуле получаем . Теперь подставляем известные значения тангенса, после чего завершаем вычисления:
Ответ:
.
Формулы сложения широко применяются при преобразовании тригонометрических выражений. Формулы сложения также можно использовать при доказательстве других формул тригонометрии, например, формул двойного угла. Но об этом мы поговорим с вами на следующих уроках
2.Первичное закрепление нового материала
а)Работа у доски:
№ 344 (ребята по одному выходят и решают примеры)
Не забывайте ставить плюсы ,кто правильно решает примеры.
Самостоятельная работа №347а)
На доске ответы, ребята проверяют и ставят плюсы или ничего
Физминутка.
Повторение ранее изученного материала.
На доске сверху написана фраза: « Непреодолимого ничего нет» ( слова Суворова) и закрыта листами с написанными правильными ответами. У каждого лежат небольшие карточки с правильными ответами. Кто первым получит число или выражение, написанное у него на карточке, идет к магнитной доске и снимает лист с тем же номером.
а) найдите значение выражения: sin210°= cos ( - 150 °)=
б) упростите выражение: tq (- α ) cos α + sinα
7.Подведение итогов. Самооценка работы учащихся по карте успеха..
9. Домашнее задание: ИДЗ( по 5 заданий каждого уровня)
10.Рефлексия.
1.На уроке я работал активно/ пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше/ стало хуже
6. Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен; интересен / скучен
Задания для индивидуальной работы по теме « Формулы приведения»
Упростить, используя формулы приведения:
A
1) (270 (360
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9) 2tq(
B
10)
11)
12)
13)
14)
15)8
16)
17)
18)
19)
20)
21)
22)
23)
24)
25)2
Ответы
1) 1 6) 11)-1 16) 21)
2) 7)1- 12) 17)1 22)1
3) 8) 13)- 18)0 23)
4) 9)-2 14)- 19)-1 24)
5)1- 10) 15)7 20) 25)4
2.Упростите:
А
1)
2)(1+
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
12)-
13)
(1+
-
с
21)
22)
В
23)
24)
25)
26)
27)
28)+
29)4
30)
31)
32)
33)
34)
35)
36)
37)
38)
39)
40)
41)
42)
43)
44)
45)-
46)
47)
48)
49)
50)
51)
Ответы
1)-
2)1
3)
4)
5)
6)
7)2
8)
9)1
10)
11)
12)4
13)1
14)
15)10
16)
17)
18)1
19)1
20)
21)
22)-1
23)
24)
25)
26)
27)
28)
29)
30)
31)2
32)
33)7
34)0
35)
36)
37)4
38)
39)
40)
41)-1
42)2
43)1
44)1
45)0
46)0
47)0
48)
49)-
50)
51)0,25
3.Вычислите:
А
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)()-
10)
11)
12)
13)
14)
15)
16)
17)
18)
19)
20)
21)
22)3+
23)с
24)
25)
26) с
27)
28)
29)
30)
В
31)
32)
33)
34)
35)
36)
37)
38)
39)
40)
41)-
42)
43)()
44)
45)с
46)
Ответы
1)-2
2)
3)
4)-1
5)
6)
7)
8)0
9)
10)1
11)-
12)-
13)1
14)
15)
16)0
17)
18)-
19)- с
20)
21)
22)2
23)-2,5
24)0,5
25)0,5
26)1-
27)-0,5
28)0
29)0,5
30)
31)
32)1
33)0
34)0
35)
36)
37)
38)1
39)1,5
40)
41)1
42)1
43)14
44)
45)0
46)
4.Вычислите:
А
1)Вычислите.
2) Вычислите 2.
3) Вычислите .
4) Вычислите
5) Вычислите ,
6) Вычислите,если .
7) Вычислите ,.
8) Вычислите
9) Вычислите
10) Вычислите
11) Вычислите
12) Вычислите
13) Вычислите
14) Вычислите
15) Вычислите .
16) Вычислите
17) Вычислите с
18) Вычислите
19) Вычислите ,
20) Вычислите и
21) Вычислите
22) Вычислите ;
23) Вычислите
24) Вычислите .
25) Вычислитес
26) Вычислите .
27) Вычислите
28) Вычислите ;
29) Вычислите
30) Вычислите
31) Вычислите А=, если .
32) Вычислите
33) Вычислите
34) Вычислите 13
35) Вычислите
36) Вычислите
37) Вычислите
38) Вычислите
39) Вычислите 1+5
40) Вычислите
Ответы
1)8
2)9
3)-2
4)
5)1
6)-2
7)
8)0,8
9)-8
10)
11)-
12)-0,8
13)
14)-
15)-2
16)13
17)-3
18)
19)1
20)+
21)0.5
22)7
23)-
24)
25)
26)-
27) -
28) -
29)
30) -
31)8
32)
33)-5
34)12,6
35)
36)-1
37)+1
38)0,269
39)2
40)
Карточка успеха ученика (цы) 9 « » класса __________________________