Конспект открытого урока в 5 классе "Доли.Обыкновенные дроби".
Конспект открытого урока в 5 классе "Доли.Обыкновенные дроби".
Тема: Доли. Обыкновенные дроби.
Тип урока: открытие нового знания.
Основная цель: формирование понятий доли, обыкновенные дроби.
Задачи:
- сформировать потребность в записи обыкновенных дробей;
- обеспечить понимание долей, обыкновенных дробей; - организовать детей для использования обыкновенных дробей при решении задач.
Ожидаемые результаты: учащиеся знают, как записать обыкновенную дробь, понимают, что обозначают числитель и знаменатель в обыкновенной дроби, а также применяют знания обыкновенных дробей при решении задач. Оборудование: учебник, компьютер, экран, проектор.
Материал к занятию: а) схемаб) плитка шоколада, в) презентация для устной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока в 5 классе "Доли.Обыкновенные дроби". »
Конспект урока математики в 5 классе
Тема: Доли. Обыкновенные дроби.
Тип урока: открытие нового знания.
Основная цель: формирование понятий доли, обыкновенные дроби.
Задачи:
- сформировать потребность в записи обыкновенных дробей; - обеспечить понимание долей, обыкновенных дробей; - организовать детей для использования обыкновенных дробей при решении задач.
Ожидаемые результаты:учащиеся знают, как записать обыкновенную дробь, понимают, что обозначают числитель и знаменатель в обыкновенной дроби, а также применяют знания обыкновенных дробей при решении задач. Оборудование: учебник, компьютер, экран, проектор.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
Устный счет:
- Ответьте на вопросы:
Сколько минут:
В трети часа;
В четверти часа;
В половине часа;
В десятой доле часа;
В двенадцатой доле часа;
В шестой доле половины часа?
Мотивационный этап.
Учитель: рассмотрим несколько задач.
Решите задачу 1:
Мама поделила между четырьмя детьми поровну 12 ягод. По сколько ягод получил каждый ребенок?
(запишите решение в тетради)
Решите задачу 2:
Мама поделила между четырьмя детьми поровну 8 персиков. По сколько персиков получил каждый ребенок?
(запишите решение в тетради)
- Ребята, а я хочу угостить вас шоколадом. Итак, у меня в руках 1 целая и половинка плитки шоколада. Разделите этот шоколад поровну и запишите решение в тетради.
3.Выявление места и причины затруднений
- Как по-другому назвать квадратик шоколадной плитки? Как вы думаете, какую часть от плитки шоколада получит каждый из вас?
4.Проблемное объяснение нового материала
- Итак, мы выяснили квадратик шоколадной плитки называется доля. Кто знает, как записывают доли? (Дети записывают варианты на доске, затем идет обсуждение с учителем)
Записывают доли с помощью обыкновенных дробей.
Историческая справка в форме РАНАДО.
Виды текстов для чтения:
Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби.
Древние египтяне уже знали, как поделить 2 предмета на троих, для этого числа –2/3- у них был специальный значок. Между прочим, это была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла единица – все остальные дроби непременно имели в числителе единицу (так называемые основные дроби): 1/2; 1/3; 1/28; … . Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей. Например, вместо 8/15 писали 1/3+1/5. Иногда это бывало удобно.
В древнем Вавилоне предпочитали наоборот, - постоянный знаменатель, равный 60-ти. Шестидесятеричными дробями, унаследованными от Вавилона, пользовались греческие и арабские математики и астрономы. Но было неудобно работать над натуральными числами, записанными по десятичной системе, и дробями, записанными по шестидесятеричной. А работать с обыкновенными дробями было уже совсем трудно. Поэтому голландский математик Симон Стевин предложил перейти к десятичным дробям.
4) Интересная система дробей была в Древнем Риме. Она основывалась на делении на 12 долей единицы веса, которая называлась асс. Двенадцатую долю асса называли унцией. А путь, время и другие величины сравнивали с наглядной вещью- весом. Например, римлянин мог сказать, что он прошел семь унций пути или прочел пять унций книги. При этом, конечно, речь шла не о взвешивании пути или книги. Имелось в виду, что пройдено 7/12 пути или прочтено 5/12 книги. А для дробей, получающихся сокращением дробей со знаменателем 12 или раздроблением двенадцатых долей на более мелкие, были особые названия.
5) У многих народов дроби называли ломаными числами. Этим названием пользуется и автор первого русского учебника по математике Л.Ф.Магницкий.
Интересное и меткое “арифметическое” сравнение делал Л.Н. Толстой. Он говорил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель-то, что он думает о себе. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь. ( Для запоминания: “Человек стоит на земле”)
В первых учебниках дроби так и назывались “ломаные числа”. В русском языке это слово появилось в XVIII веке, оно происходит от глагола “дробить” - разбивать, ломать на части.
Работа с учебником.
А теперь вернемся к современной форме записи дробей и еще раз повторим, как правильно читаются дроби. Обратимся к нашему главному помощнику – учебнику, стр.138-139. Прочитайте статью и приготовьтесь ответить на вопросы.
- Как называются числа в записи дроби? (На доску выставляется опорная схема)
- Что показывает числитель? Знаменатель?
- На сколько частей мы поделили плитку шоколада? Сколько частей получил каждый из вас? Как записать эту часть с помощью обыкновенной дроби? ( Запишите эту схему себе в тетрадь.
Физкультминутка.
5.Первичное закрепление во внешней речи:
а) - На доске записаны дроби. Прочитайте их, назовите числитель и знаменатель каждой дроби. Запишите дроби в тетрадь.
- А теперь поработаем в парах. Объясните друг другу, что обозначает числитель и знаменатель в каждой из дробей. (Работа в парах)
6.Самостоятельная работа и самопроверка по эталону. Упражнение в определении места дроби на числовом луче:
- С какого числа начинается числовой луч? О чем мы должны договориться? (о единичном отрезке). Какой единичный отрезок надо взять, чтобы изобразить дробь ? (8 клеток). Сколько нужно взять таких отрезков? (3) (записано на доске). Аналогичная работа ведется со всеми дробями в тетради самостоятельно.
7.Включение в систему знаний и повторение.
Устная работа по слайдам с .140 №884 (презентация),
-Определите, какая часть фигуры закрашена?
Какая часть фигуры не закрашена?
-Сколько седьмых долей в целом?
Аналогично по всем картинкам.
стр.140 №889.
- Прочитайте задачу.
- Сколько ткани купили?
- Какую часть ткани израсходовали на платье?
- Как вы это понимаете?
- Где здесь целое?
-Что нужно сделать перед решением задачи?
Самостоятельное решение задачи с помощью эксперта.
Работа в группах: - А сейчас я предлагаю вам рассчитаться на 1,2. Итак, первые номера – это первая группа, вторые номера – вторая группа. В каждой группе я назначу эксперта, который будет вам помогать в работе. А предстоит вам – решить задачу, которую вы видите на экране.
Задача: В книге 160 страниц. Вика прочитала 1/8 книги. Сколько страниц прочитала Вика?
8.Рефлексия
-Удалось решить поставленную задачу? Как вы это сделали?