kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока в 5 классе "Доли.Обыкновенные дроби".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Доли. Обыкновенные дроби.

Тип урока: открытие нового знания.

Основная цель: формирование  понятий  доли,  обыкновенные дроби.

Задачи:

                   - сформировать потребность в записи обыкновенных дробей;
 - обеспечить понимание долей, обыкновенных дробей;                                      - организовать детей для использования обыкновенных дробей при решении задач.

          Ожидаемые результаты: учащиеся знают, как записать обыкновенную дробь, понимают, что обозначают числитель и знаменатель в обыкновенной дроби, а также применяют  знания обыкновенных дробей при решении задач.
Оборудование: учебник, компьютер, экран, проектор.

Материал к занятию: а) схемаб) плитка шоколада, в) презентация для устной работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока в 5 классе "Доли.Обыкновенные дроби". »



Конспект урока математики в 5 классе

Тема: Доли. Обыкновенные дроби.

Тип урока: открытие нового знания.

Основная цель: формирование понятий доли, обыкновенные дроби.

Задачи:

- сформировать потребность в записи обыкновенных дробей;
- обеспечить понимание долей, обыкновенных дробей; - организовать детей для использования обыкновенных дробей при решении задач.

Ожидаемые результаты: учащиеся знают, как записать обыкновенную дробь, понимают, что обозначают числитель и знаменатель в обыкновенной дроби, а также применяют знания обыкновенных дробей при решении задач.
Оборудование:
учебник, компьютер, экран, проектор.

Материал к занятию: а) схема





б) плитка шоколада,

в) презентация для устной работы.



Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности:

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадка?

И линейку не забудь -

В математику держим путь!

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

- А сейчас поработаем устно.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

Устный счет:

- Ответьте на вопросы:

Сколько минут:

В трети часа;

В четверти часа;

В половине часа;

В десятой доле часа;

В двенадцатой доле часа;

В шестой доле половины часа?

Мотивационный этап.

Учитель: рассмотрим несколько задач.

Решите задачу 1:

Мама поделила между четырьмя детьми поровну 12 ягод. По сколько ягод получил каждый ребенок?

(запишите решение в тетради)

Решите задачу 2:

Мама поделила между четырьмя детьми поровну 8 персиков. По сколько персиков получил каждый ребенок?

(запишите решение в тетради)

- Ребята, а я хочу угостить вас шоколадом. Итак, у меня в руках 1 целая и половинка плитки шоколада. Разделите этот шоколад поровну и запишите решение в тетради.

3.Выявление места и причины затруднений

- Как по-другому назвать квадратик шоколадной плитки? Как вы думаете, какую часть от плитки шоколада получит каждый из вас?

4.Проблемное объяснение нового материала

- Итак, мы выяснили квадратик шоколадной плитки называется доля. Кто знает, как записывают доли? (Дети записывают варианты на доске, затем идет обсуждение с учителем)

Записывают доли с помощью обыкновенных дробей.

Историческая справка в форме РАНАДО.

Виды текстов для чтения:

  1. Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби.

  2. Древние египтяне уже знали, как поделить 2 предмета на троих, для этого числа –2/3- у них был специальный значок. Между прочим, это была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла единица – все остальные дроби непременно имели в числителе единицу (так называемые основные дроби): 1/2; 1/3; 1/28; … . Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей. Например, вместо 8/15 писали 1/3+1/5. Иногда это бывало удобно.

  3. В древнем Вавилоне предпочитали наоборот, - постоянный знаменатель, равный 60-ти. Шестидесятеричными дробями, унаследованными от Вавилона, пользовались греческие и арабские математики и астрономы. Но было неудобно работать над натуральными числами, записанными по десятичной системе, и дробями, записанными по шестидесятеричной. А работать с обыкновенными дробями было уже совсем трудно. Поэтому голландский математик Симон Стевин предложил перейти к десятичным дробям.

4) Интересная система дробей была в Древнем Риме. Она основывалась на делении на 12 долей единицы веса, которая называлась асс. Двенадцатую долю асса называли унцией. А путь, время и другие величины сравнивали с наглядной вещью- весом. Например, римлянин мог сказать, что он прошел семь унций пути или прочел пять унций книги. При этом, конечно, речь шла не о взвешивании пути или книги. Имелось в виду, что пройдено 7/12 пути или прочтено 5/12 книги. А для дробей, получающихся сокращением дробей со знаменателем 12 или раздроблением двенадцатых долей на более мелкие, были особые названия.

5) У многих народов дроби называли ломаными числами. Этим названием пользуется и автор первого русского учебника по математике Л.Ф.Магницкий.

Интересное и меткое “арифметическое” сравнение делал Л.Н. Толстой. Он говорил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель-то, что он думает о себе. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь. ( Для запоминания: “Человек стоит на земле”)

В первых учебниках дроби так и назывались “ломаные числа”. В русском языке это слово появилось в XVIII веке, оно происходит от глагола “дробить” - разбивать, ломать на части.

Работа с учебником.

А теперь вернемся к современной форме записи дробей и еще раз повторим, как правильно читаются дроби. Обратимся к нашему главному помощнику – учебнику, стр.138-139. Прочитайте статью и приготовьтесь ответить на вопросы.

- Как называются числа в записи дроби? (На доску выставляется опорная схема)

- Что показывает числитель? Знаменатель?

- На сколько частей мы поделили плитку шоколада? Сколько частей получил каждый из вас? Как записать эту часть с помощью обыкновенной дроби? ( Запишите эту схему себе в тетрадь.

Физкультминутка.

5.Первичное закрепление во внешней речи:

а) - На доске записаны дроби. Прочитайте их, назовите числитель и знаменатель каждой дроби. Запишите дроби в тетрадь.

- А теперь поработаем в парах. Объясните друг другу, что обозначает числитель и знаменатель в каждой из дробей. (Работа в парах)

6.Самостоятельная работа и самопроверка по эталону. Упражнение в определении места дроби на числовом луче:

- С какого числа начинается числовой луч? О чем мы должны договориться? (о единичном отрезке). Какой единичный отрезок надо взять, чтобы изобразить дробь ? (8 клеток). Сколько нужно взять таких отрезков? (3) (записано на доске). Аналогичная работа ведется со всеми дробями в тетради самостоятельно.

7.Включение в систему знаний и повторение.

Устная работа по слайдам с .140 №884 (презентация),

-Определите, какая часть фигуры закрашена?

Какая часть фигуры не закрашена?

-Сколько седьмых долей в целом?

Аналогично по всем картинкам.

стр.140 №889.

- Прочитайте задачу.

- Сколько ткани купили?

- Какую часть ткани израсходовали на платье?

- Как вы это понимаете?

- Где здесь целое?

-Что нужно сделать перед решением задачи?

Самостоятельное решение задачи с помощью эксперта.

Работа в группах: - А сейчас я предлагаю вам рассчитаться на 1,2. Итак, первые номера – это первая группа, вторые номера – вторая группа. В каждой группе я назначу эксперта, который будет вам помогать в работе. А предстоит вам – решить задачу, которую вы видите на экране.

Задача: В книге 160 страниц. Вика прочитала 1/8 книги. Сколько страниц прочитала Вика?

8.Рефлексия

-Удалось решить поставленную задачу? Как вы это сделали?

-Где можно применить новые знания?

-Что на уроке у вас хорошо получилось?

-Над чем ещё надо поработать?

9.Домашнее задание:

Дома яблоко возьми

И на части раздели.

Сколько в доме есть людей-

Столько будет пусть частей!

Результаты запиши

И рисунок приложи!





Дома яблоко возьми

И на части раздели.

Сколько в доме есть людей-

Столько будет пусть частей!

Результаты запиши

И рисунок приложи!

Дома яблоко возьми

И на части раздели.

Сколько в доме есть людей-

Столько будет пусть частей!

Результаты запиши

И рисунок приложи!

Дома яблоко возьми

И на части раздели.

Сколько в доме есть людей-

Столько будет пусть частей!

Результаты запиши

И рисунок приложи!


Дома яблоко возьми

И на части раздели.

Сколько в доме есть людей-

Столько будет пусть частей!

Результаты запиши

И рисунок приложи!

Дома яблоко возьми

И на части раздели.

Сколько в доме есть людей-

Столько будет пусть частей!

Результаты запиши

И рисунок приложи!

Дома яблоко возьми

И на части раздели.

Сколько в доме есть людей-

Столько будет пусть частей!

Результаты запиши

И рисунок приложи!


Дома яблоко возьми

И на части раздели.

Сколько в доме есть людей-

Столько будет пусть частей!

Результаты запиши

И рисунок приложи!

Дома яблоко возьми

И на части раздели.

Сколько в доме есть людей-

Столько будет пусть частей!

Результаты запиши

И рисунок приложи!

Дома яблоко возьми

И на части раздели.

Сколько в доме есть людей-

Столько будет пусть частей!

Результаты запиши

И рисунок приложи!

Дома яблоко возьми

И на части раздели.

Сколько в доме есть людей-

Столько будет пусть частей!

Результаты запиши

И рисунок приложи!

Дома яблоко возьми

И на части раздели.

Сколько в доме есть людей-

Столько будет пусть частей!

Результаты запиши

И рисунок приложи!

Дома яблоко возьми

И на части раздели.

Сколько в доме есть людей-

Столько будет пусть частей!

Результаты запиши

И рисунок приложи!
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока в 5 классе "Доли.Обыкновенные дроби".

Автор: Никишина Ольга Геннадьевна

Дата: 28.09.2014

Номер свидетельства: 115154


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2260 руб.
1490 руб.
2130 руб.
1650 руб.
2350 руб.
1460 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства