Урок математики по теме "Числовые и буквенные выражения. Уравнения". 5-й класс
Цель: закрепить умения и навыки в нахождении значений числовых и буквенных выражений, решения уравнений и задач с помощью уравнений.
Задачи:
Образовательные
повторить понятия уравнения и корня уравнения; числовое и буквенное выражения, что значит решить уравнение,
повторить решение простых уравнений;
закрепить навыки решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия;
закрепить навыки решения задач с помощью уравнений.
Воспитательные
воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму проведения урока.
Развивающие
развивать логическую смекалку;
развивать творческое мышление.
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний учащихся по теме: “ Числовые и буквенные выражения. Уравнения ”.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор.
Дидактическое обеспечение урока: набор индивидуальных карточек (Приложение 4), презентация PowerPoint “Путешествие по Солнечной системе” (Приложение 1), аудиофайлы с музыкой космоса (Приложение 2, Приложение 3).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Добрый день, ребята. Сегодня я приглашаю вас на необычный урок. Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по планетам Солнечной системы.
Слайд 1. Демонстрация Солнечной системы.
Звучит легкая космическая музыка (Приложение 2)
Разложены на партах, рабочие тетрадки
Учитель уточняет заданье на урок
Давайте ка ребята блеснём сегодня знаньем
Для этого в запасе лишь 45 минут.
Я верю друзья караван уравнений
Помчит вас вперёд от урока в урок
Отыщите корни у всех уравнений
Закрепите знанья о них
Учитель: Звездное небо. Что может быть необычнее и притягательнее? Россыпь звезд, яркий свет далеких галактик. Человек давно начал постигать межпланетное пространство. Но, к сожалению, человеческие возможности ограничены, и здесь на помощь ученым приходит наука математика.
Сегодня во время нашего виртуального путешествия мы проверим свои знания и умения по решению уравнений и задач с помощью уравнений, по нахождению значений числовых и буквенных выражений.
II. Актуализация знаний по теме
Учитель: Вспомним основные понятия из темы:
Какое выражение называется буквенным? (выражение, содержащее буквы, числа и знаки действий)
Приведите пример числового выражения.
Как называется число, получаемое в результате выполнения действий?(значение выражения)
Что называется уравнением?(Уравнением называют равенство, содержащее букву, значение которой надо найти)
Что такое корень уравнения? (Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство, называют корнем уравнения)
Что значит решить уравнение? (Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).
Как называются компоненты при сложении? (Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма)
Как найти неизвестное слагаемое? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое)
Как называются компоненты при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность)
Как найти неизвестное уменьшаемое? (Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность)
Как найти неизвестное вычитаемое? (Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность)
III. Проверка навыков решения уравнений, содержащих одно арифметическое действие.
Учитель: Я вижу, вы хорошо готовы к нашему путешествию.
Открыты перед нами рабочие тетрадки.
Отправимся в дорогу мы прямо из-за парты.
Первый на пути – Меркурий.
Он первый от Солнца, с него и начнем,
Нет атмосферы и жизни на нем.
Задание на составление числовых и буквенных выражений. Каждый ученик получает набор (чисел, букв, скобок, знаков действий «+» и «-« ( 9, 5, +, -, =, х, (, ), 24)
- составьте числовое выражение (устно найдите значение)
- составьте буквенное выражение (найдите значение выражения при х = 25)
- составьте уравнение на нахождение слагаемого
- составьте уравнение на нахождение уменьшаемого
- составьте уравнение на нахождение вычитаемого
Слайд 2. Демонстрация Меркурия
На Меркурии мы повторим, навыки решения уравнений, содержащих одно арифметическое действие.
Задание: решите уравнение и в каждой из троек предложенных чисел выберите правильный ответ. Запишите букву, соответствующую выбранному числу
b + 35 = 67 |
34 | 32 | 102 |
Б | П | Т |
235 + а = 305 |
84 | 70 | 75 |
А | У | Я |
у – 135 = 207 |
342 | 72 | 352 |
С | З | В |
150 – а = 83 |
63 | 67 | 77 |
В | Т | Ж |
у – 63 = 78 |
15 | 131 | 141 |
О | Е | Ы |
х + 72 = 119 |
54 | 191 | 47 |
П | М | Н |
195 – t = 13 |
182 | 208 | 165 |
Я | Ю | В |
Проверим правильно ли вы записали буквы. Какое слово вы получили?
(Слайд 10. Демонстрация ответа)
Ответ: ПУСТЫНЯ
Слово “пустыня”, казалось бы, земное, появилось здесь не случайно. Меркурий – первая от Солнца планета, Солнце здесь светит в 7 раз сильнее, чем на Земле. Меркурий – царство пустынь. Одна половина его – горячая каменная пустыня, другая – ледяная пустыня.
IV. Проверка навыков решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия.
Летим дальше. Следующая на нашем пути планета, четвертая от Солнца, похожа на Землю, но меньше ее по величине и холоднее. Единственный, кроме Луны, космический объект, который уже можно достичь при помощи современных ракет.
Какая это планета? Марс.
(Слайд 11. Демонстрация Марса)
На Марсе мы проверим навыки решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия.
(Слайд 12. Демонстрация задания)
(Работа в тетрадях и у доски)
1) 133 + х + 57 = 218,
2) 248 – (у + 128) = 24,
3) (24 – х) + 39 = 49,
4) (у + 267) – 97 = 538,
5) 163 + (87 + n) = 303.
6) (х – 24) – 56 = 134
Решение уравнений.
1) 133 + х + 57 = 218,
2) 248 – (у + 128) = 24,
3) (24 – х) + 39 = 49,
х + (133 + 57) = 218, 248 –128 - y = 24, 24 – х = 49 – 39,
х + 190 = 218, 120 - у = 24, 24 – х = 10,
х = 218 – 190, у = 120 – 24, х = 24 – 10,
х = 28. у = 96. х = 14.
Ответ: х = 28. Ответ: у = 96. Ответ: х = 14.
4) (у + 267) – 97 = 538,
5) 163 + (87 + n) = 303.
6) (х – 24) – 56 = 134
у + (267 – 97) = 538, 87 + n = 303 – 163, х – 24 = 134 + 56
у + 170 = 538, 87 + n = 140, х – 24 = 190
у = 538 – 170, n = 140 – 87 х = 190 + 24
у = 368. n = 53. Х = 214
Ответ: у = 368. Ответ: n = 53. Ответ: х = 214.
Теперь возьмите карточку 2. Закрасьте те клетки таблицы, в которых записаны полученные ответы. Время выполнения задания – 1 мин. Готовность – поднятая рука.
(рис 1.)
Какую букву русского алфавита образовали все закрашенные клетки?
(Слайд 13. Демонстрация правильного ответа)
С – “Солнце”. Солнце – это огромный шар из плазмы, состоящий, в основном, из водорода и гелия, звезда-карлик, вокруг которой обращаются все планеты Солнечной системы.
(Слайд 14. Демонстрация Солнца)
V. Физкультминутка. Звучит легкая космическая музыка. (Приложение 3)
Учитель: Снова отправляемся в открытый космос.
Закройте глаза и представьте перед собой картину. Тишина. Темное небо. Маленькая точка. Точка приближается и превращается в шар. Мы уже можем различить на точке синий цвет – это океаны. Желтый и коричневый – пески. Зеленый цвет – леса. И вот на небе появляется еще одна маленькая точка – это Вы. Вы летите над планетой Земля. Вам легко, спокойно. Перед Вами открываются бескрайние картины звездного неба. Через несколько секунд по моей просьбе Вы откроете глаза и окажетесь на Земле отдохнувшими и полными свежих сил и энергии.
(Слайд 15. Демонстрация Земли)
Теперь откройте глаза и приготовьтесь двигаться дальше.
VI. Проверка навыков решения задач с помощью уравнений.
Следующая планета нашего виртуального путешествия – Венера.
(Слайд 17. Демонстрация Венеры)
Венера – вторая планета от Солнца. Она подходит к Земле ближе, чем какая-либо другая. Найти Венеру на небе очень легко. Каждые 7 месяцев в течение нескольких недель Венера представляет собой самый яркий объект в небе.
Решим задачу с помощью уравнения, в которой говорится о еще двух планетах Солнечной системы: Уране и Нептуне.
(Слайд 18. Демонстрация условия задачи)
Задача: Уран и Нептун, почти одинаковые по размерам, их называют планетами близнецами. Если число спутников Нептуна увеличить на 12, и от этой суммы отнять 2, то получите число спутников Урана, которое равно 18. Найдите число спутников Нептуна.
VII. Проверка навыков решения уравнений.
На партах у вас лежат карточки с текстом самостоятельной работы. На карточке напишите свою фамилию. При выполнении работы вам нужно выбрать правильный ответ и обвести его кружком. Время выполнения 7 минут.
Ребята, время закончилось. Теперь поменяйтесь карточками со своим соседом, возьмите в руки красную ручку и проверьте правильность выполнения задания. Неправильный ответ нужно зачеркнуть. Время выполнения 1 минута.
(Слайд 20. Демонстрация правильного ответа)
Теперь снова поменяйтесь карточками. Поднимите руки те, у кого 2 ошибки, 1 ошибка, нет ошибок.
VIII. Итог урока.
Молодцы. А сейчас ответьте мне на несколько вопросов.
Что нового узнали сегодня?
Какая из планет вам запомнилась больше всего?
Откройте дневники и запишите домашнее задание.
(Слайд 21. Демонстрация домашнего задания)
Сегодня мы побывали только на четырех планетах Солнечной системы. Всего же планет в нашей системе 9.
(Слайд 22. Демонстрация Солнечной системы)
Если мы будем удаляться от Солнца, то увидим планеты в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Учитель: Наше путешествие и вместе с ним наш урок подошли к концу. Спасибо всем за работу.
(Слайд 23)