kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация урока на тему "Статистическое определение вероятности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа может быть использована при решении задач по теории вероятностей, используя статистическое определение вероятности. Можно использовать урок в 9,10,11 классах, а также при подготовке к итоговой аттестации в 9-11 классах.В работе приводятся примеры решения задач, дается математический диктант при повторении материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«статистическое определение вероятности»

Алгебра. Раздел: Теория вероятностей.

Тема: Статистическое определение вероятности. Комбинаторные методы решения задач.

Цель: выработать умение решать задачи на определение частоты, статистической вероятности (с использованием основных формул комбинаторики).

Оборудование: презентация

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Задача №1. По статистике в городе Новинске за год из каждой 1000 автомобилистов два попадают в аварию. Какова вероятность того, что автомобилист в этом городе весь год проездит без аварий?

Решение.

Задача №2. Чтобы определить, какой цвет волос встречается в городе чаще, а какой реже, студенты за полчаса провели следующий эксперимент. Каждый выбрал свой маршрут и записывал по пути следования цвет волос каждого пятого встречного. Результаты были занесены в следующую таблицу:

Цвет волос

Брюнеты

Шатены

Рыжие

Блондины

Всего

Число людей

198

372

83

212

865

Оцените вероятность того, что выбранный наугад житель этого города будет:

а) шатеном;
б) рыжим;
в) не рыжим.

Указание. Ответ запишите в виде десятичной дроби с двумя знаками после запятой.

Решение.

а)

б)

в)

  1. Математический диктант (проверка теории).

1) Запишите формулу вычисления вероятности случайного события в классической модели. Поясните, что означает каждая буква в этой формуле.


( , А – некоторое событие, m – количество исходов, при которых событие А появляется, n – конечное число равновозможных исходов.

2) Запишите формулу вычисления вероятности случайного события в статистической модели. Поясните, что означает каждая буква в этой формуле. ( , где - число испытаний, в которых наступило событие А, N – общее число испытаний).

3) Какому условию должны удовлетворять исходы опыта, чтобы можно было воспользоваться классическим определением вероятности? (исходы равновозможные).

4) Чему равна частота достоверного события? (W(A)=1).

5) Чему равна частота невозможного события? (W(A)=0).


IV. Практикум по решению задач.

Задача 1. В партии из 100 деталей отдел технического контроля обнаружил 5 нестандартных деталей. Чему равна относительная частота появления нестандартных деталей?

Решение.

w = 5/100 = 0,05

Ответ:  = 0,05.

Задача 2. При стрельбе из винтовки относительная частота попадания в цель оказалась равной 0,85. Найти число попаданий, если всего было произведено 120 выстрелов..

Решение.

Ответ: 102 попадания.


  1. Новый материал. Вероятностная шкала.

Что вероятнее?

Попытаемся расположить на специальной вероятностной шкале события:

  • А={в следующем году первый снег в Москве выпадет в воскресенье};

  • В={свалившийся со стола бутерброд упадет на пол маслом вниз};

  • С={при бросании кубика выпадет шестерка};

  • D={пpu бросании кубика выпадет четное число очков};

  • Е={в следующем году снег в Москве вообще не выпадет};

  • F={пpu бросании кубика выпадет семерка};

  • G={в следующем году в Москве выпадет снег};

  • Н={при бросании кубика выпадет число очков, меньшее 7}.

Чем больше у случайного события шансов произойти, тем оно более вероятно и тем правее его следует расположить на вероятностной шкале; чем меньше шансов - тем левее. Если два события, на наш взгляд, имеют равные шансы, будем располагать их в одном и том же месте шкалы друг над другом.

События: невозможные случайные достоверные



Вероятность: 0 0,5 1



Пример 1. Вова хочет вытянуть наугад одну карту из колоды с 36-ю картами. Маша, Саша, Гриша и Наташа предсказали следующее:

  • Маша: Это будет король.

  • Саша: Это будет пиковая дама.

  • Гриша: Эта карта будет красной масти.

  • Наташа: Эта карта будет пиковой масти.

Решение :

  • Как сравнить между собой шансы предсказателей?

  • Обозначим все события, предсказанные ребятами, буквами:

  • А={Вова достанет короля};

  • В={Вова достанет пиковую даму};

  • С={Вова достанет карту красной масти};

  • D={Вова достанет карту пиковой масти}.

  • Всего в колоде:

  • королей - 4; Р(А)=4/36

  • пиковая дама - 1; Р(В)=1/36

  • карт красных мастей-18; Р(С)=18/36

  • пик- 9; Р(D)=9|36


BA D C



Пример 2. Что вероятнее: А={получить шестерку при подбрасывании кубика} или В={вытянуть шестерку из перетасованной колоды карт}?

  • Как и в предыдущем примере, подсчитаем шансы за осуществление каждого из этих событий.

  • На кубике одна шестерка; в колоде четыре шестерки.

  • Стало быть, событие. В более вероятно?

  • Нет, конечно! Просто мы неверно считали шансы. Ведь когда речь идет о шансах, то говорят не просто «два шанса» или «один шанс», а «два шанса из трех» или «один шанс из тысячи».

  • В примере 1 это не могло привести к ошибке, поскольку там все шансы были «из 36».

  • А вот в этом примере ситуация сложнее:

  • шестерок на кубике -1, а всего граней у куба - 6;

шестерок в колоде - 4, а всего карт в колоде - 36.

Решение :

  • Ясно, что «1 шанс из 6» лучше, чем «4шанса из 36», ведь 1/6 больше 4/36.

  • Таким образом, шансы имеет смысл сравнивать как дроби: в числителе - сколько шансов за осуществление данного события, а в знаменателе - сколько всего возможно исходов. Понятно, что если знаменатели одинаковые, то можно сравнивать только числители (что и было сделано в примере 1).

Пример 3. Попробуем на основе нашего опыта общения по телефону сравнить между собой степень вероятности следующих событий:

  • А ={вам никто не позвонит с 5 до 6 утра};

  • В ={вам кто-нибудь позвонит с 5 до 6 утра};

  • С ={вам кто-нибудь позвонит с 18 до 21};

  • D ={вам никто не позвонит с 18 до 21}.

Решение :

  • Ранним утром звонки бывают очень редко, поэтому событие А - очень вероятное, почти достоверное, а В - маловероятное, почти невозможное.

  • Вечерние часы, наоборот, время самого активного телефонного общения, поэтому событие С для большинства людей вероятные, чем D. Хотя, если вам вообще звонят редко, D может оказаться вероятнее С.

  1. Решение задач.

Задача 3. При проведении контроля качества среди 1000 случайно отобранных деталей оказалось 5 бракованных. Сколько бракованных деталей следует ожидать среди 25 000 деталей?

Решение. По результатам контроля можно оценить вероятность

события А={произведенная деталь бракованная}. Приближенно она будет равна его частоте:

Р(А) = 0,005.

Следует ожидать такую частоту и в будущем, поэтому среди 25 000 деталей окажется около 25 000 • 0,005 = 125 бракованных.

Задача 4. Население города Калуги составляет около 400 000 жителей. Сколько калужан родились 29 февраля?

Решение. Заметим прежде всего, что вопрос задачи не совсем корректен: мы можем ответить на него лишь приближенно, ибо реальная частота даже в такой большой выборке из 400 000 жителей не обязана совпадать с вероятностью.

29 февраля бывает только в високосном году — один раз в четыре года, следовательно, для случайно выбранного человека его день рождения попадает на 29 февраля с вероятностью

Это значит, что среди 400 000 жителей Калуги следует ожидать около человека, которым приходится праздновать свой день рождения раз в четыре года.

Задача 5. Из озера выловили 86 рыб, которых пометили и отпустили обратно в озеро. Через неделю произвели повторный отлов, на этот раз поймали 78 рыб, среди которых оказалось 6 помеченных. Сколько приблизительно рыб живет в озере?

Решение:

  • Оказывается, найти ответ на этот неожиданный вопрос совсем несложно.

  • В самом деле: обозначим неизвестную нам численность рыб в озере через N.

  • Тогда вероятность поймать помеченную рыбу в озере будет 86/ N

  • С другой стороны, эта вероятность должна приближенно равняться полученной во втором улове частоте:

86/N=6/78

  • Отсюда N = 86 78/6 =1118

Сравнивая вероятности всех возможных исходов эксперимента, можно предсказывать, каким из них эксперимент закончится скорее всего. Обратите внимание, что мы говорим «скорее всего», а не «наверняка» — ведь любой статистический прогноз может оказаться ошибочным.

VII. Домашнее задание.

Практическое задание. В письменном тексте одной из «букв» считается пробел между словами. Найдите частоту просвета в любом газетном тексте.



 


Просмотр содержимого презентации
«статистическое определение вероятности»

Статистическое определение вероятности. Решение задач.

Статистическое определение вероятности.

Решение задач.

Запишите формулу вычисления вероятности случайного события в классической модели. Поясните, что означает каждая буква в этой формуле. Запишите формулу вычисления вероятности случайного события в статистической модели. Поясните, что означает каждая буква в этой формуле. Какому условию должны удовлетворять исходы опыта, чтобы можно было воспользоваться классическим определением вероятности? Чему равна частота достоверного события? Чему равна частота  невозможного события?
  • Запишите формулу вычисления вероятности случайного события в классической модели. Поясните, что означает каждая буква в этой формуле.
  • Запишите формулу вычисления вероятности случайного события в статистической модели. Поясните, что означает каждая буква в этой формуле.
  • Какому условию должны удовлетворять исходы опыта, чтобы можно было воспользоваться классическим определением вероятности?
  • Чему равна частота достоверного события?
  • Чему равна частота невозможного события?
Задача 1. Решение. Ответ:

Задача 1.

Решение.

Ответ:

Задача 2. При стрельбе из винтовки относительная частота попадания в цель оказалась равной 0,85. Найти число попаданий, если всего было произведено 120 выстрелов.  Решение.   Ответ: 102 попадания.

Задача 2. При стрельбе из винтовки относительная частота попадания в цель оказалась равной 0,85. Найти число попаданий, если всего было произведено 120 выстрелов.

Решение.

Ответ: 102 попадания.

Что вероятнее?

Что вероятнее?

Попытаемся расположить на специальной вероятностной шкале события:

Попытаемся расположить на специальной вероятностной шкале события:

  • А={в следующем году первый снег в Москве выпадет в воскресенье};
  • В={свалившийся со стола бутерброд упадет на пол маслом вниз};
  • С={при бросании кубика выпадет шестерка};
  • D ={п pu бросании кубика выпадет четное число очков};
  • Е={в следующем году снег в Москве вообще не выпадет};
  • F ={п pu бросании кубика выпадет семерка};
  • G ={в следующем году в Москве выпадет снег};
  • Н={при бросании кубика выпадет число очков, меньшее 7}.
Невозможные Достоверные Вероятностная шкала Чем больше у случайного события шансов произойти, тем оно более вероятно и тем правее его следует расположить на вероятностной шкале; чем меньше шансов - тем левее. Если два события, на наш взгляд, имеют равные шансы, будем располагать их в одном и том же месте шкалы друг над другом.     Случайные События: Вероятность: 0 0,5 1

Невозможные

Достоверные

Вероятностная шкала

  • Чем больше у случайного события шансов произойти, тем оно более вероятно и тем правее его следует расположить на вероятностной шкале; чем меньше шансов - тем левее. Если два события, на наш взгляд, имеют равные шансы, будем располагать их в одном и том же месте шкалы друг над другом.

Случайные

События:

Вероятность: 0 0,5 1

Пример 1. Вова хочет вытянуть наугад одну карту из колоды с 36-ю картами. Маша, Саша, Гриша и Наташа предсказали следующее:

Пример 1. Вова хочет вытянуть наугад одну карту из колоды с 36-ю картами. Маша, Саша, Гриша и Наташа предсказали следующее:

    Решение : Как сравнить между собой шансы предсказателей? Обозначим все события, предсказанные ребятами, буквами: А={Вова достанет короля}; В={Вова достанет пиковую даму}; С={Вова достанет карту красной масти}; D ={Вова достанет карту пиковой масти}. Всего в колоде: королей - 4; Р(А)=4/36 пиковая дама - 1; Р(В)=1/36 карт красных мастей-18; Р(С)=18/36 пик- 9; Р( D)=9|36   B A D C

    Решение :

    • Как сравнить между собой шансы предсказателей?
    • Обозначим все события, предсказанные ребятами, буквами:
    • А={Вова достанет короля};
    • В={Вова достанет пиковую даму};
    • С={Вова достанет карту красной масти};
    • D ={Вова достанет карту пиковой масти}.
    • Всего в колоде:
    • королей - 4; Р(А)=4/36
    • пиковая дама - 1; Р(В)=1/36
    • карт красных мастей-18; Р(С)=18/36
    • пик- 9; Р( D)=9|36

    B A D C

    Пример 2. Что вероятнее: А={получить шестерку при подбрасывании кубика} или В={вытянуть шестерку из перетасованной колоды карт}? Как и в предыдущем примере, подсчитаем шансы за осуществление каждого из этих событий. На кубике одна шестерка; в колоде четыре шестерки. Стало быть, событие. В более вероятно? Нет, конечно! Просто мы неверно считали шансы. Ведь когда речь идет о шансах, то говорят не просто «два шанса» или «один шанс», а «два шанса из трех» или «один шанс из тысячи». В примере 1 это не могло привести к ошибке, поскольку там все шансы были «из 36».  А вот в этом примере ситуация сложнее: шестерок на кубике -1, а всего граней у куба - 6;  шестерок в колоде - 4, а всего карт в колоде - 36.

    Пример 2. Что вероятнее: А={получить шестерку при подбрасывании кубика} или В={вытянуть шестерку из перетасованной колоды карт}?

    • Как и в предыдущем примере, подсчитаем шансы за осуществление каждого из этих событий.
    • На кубике одна шестерка; в колоде четыре шестерки.
    • Стало быть, событие. В более вероятно?
    • Нет, конечно! Просто мы неверно считали шансы. Ведь когда речь идет о шансах, то говорят не просто «два шанса» или «один шанс», а «два шанса из трех» или «один шанс из тысячи».
    • В примере 1 это не могло привести к ошибке, поскольку там все шансы были «из 36».
    • А вот в этом примере ситуация сложнее:
    • шестерок на кубике -1, а всего граней у куба - 6;

    шестерок в колоде - 4, а всего карт в колоде - 36.

    Решение :

    Решение :

    • Ясно, что «1 шанс из 6» лучше, чем «4шанса из 36», ведь 1/6 больше 4/36.
    • Таким образом, шансы имеет смысл сравнивать как дроби: в числителе - сколько шансов за осуществление данного события, а в знаменателе - сколько всего возможно исходов. Понятно, что если знаменатели одинаковые, то можно сравнивать только числители (что и было сделано в примере 1).
    Пример 3. Попробуем на основе нашего опыта общения по телефону сравнить между собой степень вероятности следующих событий:

    Пример 3. Попробуем на основе нашего опыта общения по телефону сравнить между собой степень вероятности следующих событий:

    • А ={вам никто не позвонит с 5 до 6 утра};
    • В ={вам кто-нибудь позвонит с 5 до 6 утра};
    • С ={вам кто-нибудь позвонит с 18 до 21};
    • D ={вам никто не позвонит с 18 до 21}.
    Решение :

    Решение :

    • Ранним утром звонки бывают очень редко, поэтому событие А - очень вероятное, почти достоверное, а В - маловероятное, почти невозможное.
    • Вечерние часы, наоборот, время самого активного телефонного общения, поэтому событие С для большинства людей вероятные, чем D . Хотя, если вам вообще звонят редко, D может оказаться вероятнее С.
    Решение задач. Задача 3. При проведении контроля качества среди 1000 случайно отобранных деталей оказалось 5 бракованных. Сколько бракованных деталей следует ожидать среди 25 000 деталей? По результатам контроля можно оценить вероятность  события А={ произведенная деталь бракованная }. Приближенно она будет равна его частоте:  Р(А) = 5/1000=0,005 .

    Решение задач.

    Задача 3. При проведении контроля качества среди 1000 случайно отобранных деталей оказалось 5 бракованных. Сколько бракованных деталей следует ожидать среди 25 000 деталей?

    • По результатам контроля можно оценить вероятность

    события А={ произведенная деталь бракованная }. Приближенно она будет равна его частоте:

    Р(А) = 5/1000=0,005 .

    • Следует ожидать такую частоту и в будущем, поэтому среди 25 000 деталей окажется около 25 000 • 0,005 = 125 бракованных.
    Решение задач. Задача 4. Население города Калуги составляет около 400 000 жителей. Сколько калужан родились 29 февраля? Заметим прежде всего, что вопрос задачи не совсем корректен: мы можем ответить на него лишь приближенно, ибо реальная частота даже в такой большой выборке из 400 000 жителей не обязана совпадать с вероятностью. 29 февраля бывает только в високосном году — один раз в четыре года, следовательно, для случайно выбранного человека его день рождения попадает на 29 февраля с вероятностью  Это значит, что среди 400 000 жителей Калуги следует ожидать около  человека, которым приходится праздновать свой день рождения раз в четыре года.

    Решение задач.

    Задача 4. Население города Калуги составляет около 400 000 жителей. Сколько калужан родились 29 февраля?

    • Заметим прежде всего, что вопрос задачи не совсем корректен: мы можем ответить на него лишь приближенно, ибо реальная частота даже в такой большой выборке из 400 000 жителей не обязана совпадать с вероятностью.
    • 29 февраля бывает только в високосном году — один раз в четыре года, следовательно, для случайно выбранного человека его день рождения попадает на 29 февраля с вероятностью
    • Это значит, что среди 400 000 жителей Калуги следует ожидать около

    человека, которым приходится праздновать свой день рождения раз в четыре года.

    Решение задач. Задача 5. Из озера выловили 86 рыб, которых пометили и отпустили обратно в озеро. Через неделю произвели повторный отлов, на этот раз поймали 78 рыб, среди которых оказалось 6 помеченных. Сколько приблизительно рыб живет в озере?

    Решение задач.

    Задача 5. Из озера выловили 86 рыб, которых пометили и отпустили обратно в озеро. Через неделю произвели повторный отлов, на этот раз поймали 78 рыб, среди которых оказалось 6 помеченных. Сколько приблизительно рыб живет в озере?

    • Оказывается, найти ответ на этот неожиданный вопрос совсем несложно.
    • В самом деле: обозначим неизвестную нам численность рыб в озере через N .
    • Тогда вероятность поймать помеченную рыбу в озере будет 86/N.
    • С другой стороны, эта вероятность должна приближенно равняться полученной во втором улове частоте: 86/ N=6 / 78 .
    • Отсюда N = 86 • 78 / 6 = 1118.
    Домашнее задание:  В письменном тексте одной из «букв» считается пробел между словами. Найдите частоту просвета в любом газетном тексте.

    Домашнее задание:

    В письменном тексте одной из «букв» считается пробел между словами. Найдите частоту просвета в любом газетном тексте.


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Математика

    Категория: Уроки

    Целевая аудитория: 11 класс

    Скачать
    Конспект и презентация урока на тему "Статистическое определение вероятности"

    Автор: Иваненко Ольга Николаевна

    Дата: 09.12.2014

    Номер свидетельства: 141274


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    Распродажа видеоуроков!
    1580 руб.
    2260 руб.
    1750 руб.
    2500 руб.
    1360 руб.
    1940 руб.
    1850 руб.
    2640 руб.
    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства