Цели урок
- познакомить учащихся с правилом деления обыкновенных дробей, показать применение этой темы при решении задач.
- развитие речи, развитие устных вычислительных навыков, формирования самостоятельности в мышлении.
- воспитание чувства само и взаимоуважения, воспитание интереса к математике.
Организационный момент
- Устная работа:
- Представьте смешанное число в виде неправильной дроби:
1
- Назовите числа обратные данным:
- Какие числа называются взаимно обратными?
- Приведите примеры взаимно обратных чисел.
- На какое число нужно умножить данное выражение, чтобы произведение было равно х?
- Из трех чисел 4 выбери одно, которое надо поместить в пустой кружок.
- Закройте «окошки» числом
. = = .
. = = .
9 14 .
. = = 11
III. Самостоятельная работа : (нужно решить примеры, найти получившиеся ответы на лепестках цветка, на обратной стороне которых зашифровано слово «ДЕЛЕНИЕ»)
1 вариант 2 вариант
а) (Д), а) (Д),
б) (Е), б) (Е),
в) 14 - 3 (Л), в) 15 - 4 (Л),
г) 3 (Е), г) 5 (Е),
д) 2 (Н), д) 3 (Н),
е) 1 (И), е) 1 (И),
ж) Найдите площадь прямоугольника, ж) Найдите площадь прямоугольника,
если его длина 2м, а ширина 1м. если его длина 2м, а ширина 1м.
Ответ: 3м. (Е). Ответ: 3м.
2
После окончания работы учащиеся проверяют задание у соседа по парте и выставляют ему оценку. (Плакат с ответами на экране).
IY. Объяснение новой темы:
Учитель:
Как вы думаете почему слово ДЕЛЕНЕ появилось у нас в классе?
А какие действия с обыкновенными дробями мы уже умеем выполнять?
Сегодня мы с вами выведем правило деления обыкновенных дробей. Научимся применять его при решении примеров и задач.
Решим задачу: Площадь прямоугольника м, ширина прямоугольника м. Найдите
длину прямоугольника.
S=м
Х
S = ав
а = S : в
м
Решение: S = х ,
х ,
х = : (1)
с другой стороны х можно найти, если умножить обе части уравнения на
х
х=,
х = (2) из равенств (1) и (2) следует, что х = : = = (м)
Ответ: 1м.
Выводим правило: Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю.
Y. Решение примеров:
а) ; б) в) г) д) е) ж) 12 : з) 11
3
YI. Физкультминутка:
Если равенство верное – руки поднимаем вверх, если неверное – вытягиваем перед собой
YII. Работа с учебником (каждый самостоятельно читает правило)
Выполнить по учебнику № 580.
YIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание: п 17 № 617 (а, б, в), № 618 (а), № 621.