Предмет: УМК (автор учебника): «Школа России» Тема: «Копейка.Рубль» |
Цель:-познакомить с денежными единицами страны «рубль» , «копейка». |
Планируемые результаты: |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- знание и понимание (знает, понимает, имеет представление и др.) - умение (выполняет, использует, осуществляет и др.) | Познавательные УУД (базовые логические, базовые предметные – связаны с темой урока) | Регулятивные УУД (в том числе сотрудничество) | Коммуникативные УУД (общение) | По направлениям воспитания |
Имеют представление о денежных единицах-рубль, копейка, знают, что 1 рубль- 100 копеек, умеют набирать определенную сумму денег различными монетами, преобразовывать и сравнивать величины; решать задачи и выражения изученных видов. | Создают алгоритм деятельности, анализируют объекты, сравнивают их, строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно- следственные связи. | Формулируют учебную задачу, прогнозируют свою деятельность, контролируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнера, вносят корректировки, способны к саморегуляции. | Умеют слушать и слышать, понимать партнеровпо речевому высказыванию, уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса при возникновении спорных ситуаций, не создают конфликтов. | Имеют мотивацию к учебной деятельности, овладевают начальными навыками адаптации в обществе, стремятся к конструктивному сотрудничеству, проявляют самостоятельность , личную ответственность. |
Этапы урока |
Содержание этапов | Деятельности учителя, в том числе формы, методы и приемы организации учебной | Содержание учебной деятельности (деятельность ученика) |
Мотивационно-целевой этап: |
Создание мотивационной основы учебной деятельности Учитель предлагает детям материал для наблюдения, практические задания, вопросы, результатом выполнения которых будет осмысление детьми цели предстоящей учебной деятельности: что я буду узнавать, чему учиться сегодня на уроке. Это может быть: постановка учебной задачи; проблемная ситуация или проблемный вопрос; создание ситуации затруднения; организация эвристической беседы, выполнение практического задания и др.). Содержание предлагаемого учителем материала должно быть связано с предстоящей темой. | 1.Игра «Поднимись по лесенке» 2.Игра «Домики» 3.Запись двузначных чисел. Запиши в строчку числа, которые содержат: 3дес и 8ед,6дес и 6 ед,9дес и 9ед,10 дес, 5 дес, 7дес4ед,8дес и 6ед. Уменьшите каждое из этих чисел на 20 и запишите числа на следующей строчке. На сколько самое маленькое трехзначное число больше самого большого двузначного числа? А теперь мы с вами должны узнать, куда мы отправляемся на уроке. Для этого расшифруем слово при помощи таблицы. 18 | 30 | 46 | 54 | 66 | 79 | 80 | м | з | а | и | н | г | а | Подпишите буквы, согласно таблице. | 1.Работают по цепочке , выходя к доске. 2.Индивидуальная работа у доски, с последующей коллективной проверкой. Слушают учителя, записывают двузначные числа, сравнивают их, выделяют необходимую информацию. |
Организация целеполагания Учитель организует коллективное обсуждение проблемы или возникшего затруднения, определить причину затруднения, предлагает высказаться по поводу возможных ответов на проблемный вопрос, выдвинуть гипотезу, предположение, таким образом, организуется коллективно-распределительная деятельность для определения учебной задачи. Результатом этого этапа является формулировка детьми цели предстоящей учебной деятельности: что я буду узнавать, чему учиться сегодня на уроке. | Но отрправляемся мы не одни, а вместе с Незнайкой. Сегодня Незнайка выполняет просьбу Знайки, который попросил его купить ему тетрадь по наименьшей цене. На витрине две тетрадки. Одна стоит 50 копеек, а другая -1 рубль. Какую тетрадку купит Незнайка? Незнайка купил тетрадь за 1 рубль, потому что знает, что 1 меньше 50, а значит, если меньше, значит дешевле. Верно рассудил Незнайка? Что нужно знать, чтобы мы помогли Незнайке? О чем будем говорить на уроке? Какие цели мы должны поставить перед собой? | Дети высказывают свои мнения. Дети высказывают мнения. |
Этап актуализации знаний и планирования предстоящей деятельности: |
2.1. Актуализация имеющихся знаний Актуализация – это не просто повторение. Когда дети на предыдущем этапе выявили причины затруднения, они теперь могут определить те способы предметных действий, знания и умения, которыми они владеют и которые могут им понадобится для достижения цели. Поиск способов выхода из затруднения: дети могут проверить известный им способ и удостовериться в том, что он не подходит, установить в чем отличие новой ситуации. Составление коллективного плана или совместное планирование деятельности в группах, распределение ролей. Планирование деятельности – определение возможных этапов деятельности, способов, шагов, обеспечивающих результат. На этапе планирования может осуществляться выбор ресурсов и их распределение для реализации цели. | Скажите, почему мы не можем объяснить Незнайке, правильно или нет он поступил? Почему? | Дети выделяют проблему. |
Фиксация плана письменной форме (на доске или рабочем листе) или проговаривание этапов работы устно. Результатом данного этапа является план работы детей на уроке или в группах, который будет ими использоваться при переходе от одного вида работы на уроке к другому. Они это будут делать осознанно, благодаря составленному плану. | На какие вопросы мы должны получить ответ? Что нам поможет получить ответы на наши вопросы? | План 1.Узнать , как называются денежные единицы нашей страны. 2.Узнать, сколько копеек содержится в рубле. 3.Научиться сравнивать количество копеек и рублей. |
3. Этап изучения нового / практический этап |
Организация открытия «нового» знания Учитель организует деятельность детей по открытию «нового» знания: предлагает им сконструировать новый или изменить известный способ, провести наблюдение и сделать вывод, выбрать нужную информацию и т.п. Дети составляют алгоритм, формулируют правило, моделируют и т.п. Результатом данного этапа является освоение детьми нового знания, предметного способа действия, проверка правильности своих действий. | Работа в учебнике. В верхнем левом углу на полях прочитайте соотношения. О чем нам рассказывает эта запись? Тогда давайте посчитаем. У нас 1 тетрадка стоила 50 к., а другая 1 р.Какая тетрадка стоит меньше? Почему? Если у нас 100 копеек, то сколько это рублей? А 1 рубль, это сколько копеек? Ну, что помогли Незнайке? Важно ли знать значение копейки и рубля? Давайте посмотрим , каким достоинством могут быть монеты. Учитель дает историческую справку про появление денег, рубля и копейки. | Получают информацию из математического соотношения. Сравнивают единицы стоимости . Фронтальная работа. |
Учитель организует деятельность детей по применению новых знаний в соответствии с правилом или алгоритмом, моделью. Дети работают в соответствии с составленным планом, осуществляют самоконтроль процесса учебной деятельности. Результатом данного этапа является проверка работы алгоритма, примените способов действий при решении практических задач (коллективном и самостоятельном). Организация индивидуальной помощи ученикам, которые испытывают затруднения (в ходе самостоятельной работы). | Работа в учебнике. Задача: Оля заплатила за марку две монеты по 50 копеек. Сколько стоила марка? Самопроверка с экраном. | Работают самостоятельно в тетрадях, проверяют себя по эталону. |
Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др. Результат: открытые знания и способы встраиваются в систему имеющихся у ребенка знаний, применяют для решения различных задач. | 1.Работа в группах. Каждой группе даются монеты номиналом г1-50к, г2-10к,г3-5к, г4-1к. Как можно набрать 1 рубль одинаковыми монетами? 2.Игра «Набери монетки» Перед вами кошелечки, внутри них монетки. У каждой пары на кошельке записана сумма , которую вы должны набрать в кошелек этими монетами. 3.Задание «Кошелечки» На полях перед вами кошельки, посчитайте и запишите числом, сколько копеек в каждом кошельке? 4.Коллективное составление краткой записи и решение у доски задачи №4. | Работают в группе, совещаются, приходят к выводу. Взаимопроверка групп. Работа в парах. Самопроверка с экрана. Самостоятельная работа, взаимопроверка выполненной работы. Коллективно обсуждают план решения задачи, контролируют правильность решения работающего у доски и свою работу. |
Этап самоконтроля |
Самоконтроль и самооценка процесса учебной деятельности (формирующее оценивание, самоконтроль с использованием плана и др.) – может быть встроен в предыдущий этап. | А теперь вернемся к нашему плану, составленному в начале урока. Посмотрите, на какие вопросы нам удалось дать ответы? ( Отмечает зеленым кружком выполненные пункты плана) | Перечисляют выполненные пункты. |
Самоконтроль и самооценка результатов учебной деятельности (примеры разноуровневых диагностических заданий для оценки предметных результатов. 1-ый уровень – задания, оценивающие знание и понимание содержания изученной на уроке темы. 2-ой уровень - задания, оценивающие умения ученика применить новые знания для решения практической задачи (в стандартной ситуации). 3-ий уровень – функциональный, оценивает способность к переносу знаний: умение действовать в нетипичной ситуации, применить знания и умения в ситуации, приближенной к жизни. (Это задания повышенного уровня сложности, с ними справится не каждый ученик). | Учитель предлагает выполнить разноуровневые задания на карточках. Выбери правильный ответ: У кого из девочек денег больше? У Лены такие монеты:2р,5р,5р. У Светы такая монета:10р Варианты ответов: 1.Денег больше у Светы. 2.Денег у девочек поровну. 3.Денег больше у Лены. 2.Сравни: 50к..5к,100к…1р,1к….1р. 3.Работа в группах. У вас на партах лежат конверты с деньгами. На доске вы видите продукты питания с указанными на них ценами. Представьте, что ваша группа- это ваша семья. Попробуйте приобрести товары, согласно составленному списку. Определите, сколько денег у вас останется? | Работают с карточками, выполняют задания разного уровня, проводят самопроверку правильности выполнения заданий с экрана. |
5. Этап рефлексии учебной деятельности |
5.1. Рефлексия результатов деятельности (вопросы учителя, помогающие детям осмыслить достижение ими цели учебной деятельности и решение ими учебной задачи, перспективы использования результатов в жизни, направления дальнейшего изучения темы). | Учитель предлагает ответить на вопросы. Какую учебную задачу ставили? Удалось ли нам решить ее? Где могут нам пригодиться эти здания? | Высказывают свои мнения. Оценивают результат деятельности, объясняют практическое применение знаний в жизни. |
5.2. Рефлексия способов деятельности (вопросы учителя, помогающие детям осмыслить способы, приемы деятельности, позволившие им решить учебную задачу, достичь поставленную цель). | Какие задания помогли в изучении нового материала? Какие из них были самые интересные? Какие вызвали трудность? | Высказывают свое мнение. Фиксируют трудности, при изучении нового материала. |
5.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения (вопросы учителя, помогающие детям испытать чувство удовлетворения от решения поставленной задачи, своего вклада в ее решение, преодоления трудностей, возникших в ходе выполнения работы и др.) | Игра «Сундучок» Попробуй оценить свое настроение на уроке при помощи монет. Выбери монетку и положи ее в сундучок. Золотая монета-веселое настроение. Серебряная монета-настроение хорошее, Медная монета- настроение плохое. | Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. |