данный урок дает возможность показать использование пропорции в различных областях деятельности.Уроку предшествовала проектная деятельность учащихся на применение золотого сечения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Пропорция.Золотое сечение"»
Тема урока: Пропорция. Золотое сечение
Цели:
Образовательные – закрепить понятие пропорции , чтение пропорции, составление пропорции из отношений, основное свойство пропорции.
Закрепить правила деления и умножения дробей.
Обратить особое внимание учащихся на применение пропорции в различных областях деятельности, важность изучения указанной темы для дальнейшего обучения в школе.
Развивающие – способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию; развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти; выработка навыков контроля и взаимоконтроля.
Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике, активности, умения общаться, общей культуры; выработка привычки к постоянной занятости каким-либо полезным делом.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Методы обучения: частично-поисковый, взаимопроверка и самопроверка.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Ход урока.
«Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг».
Ф. Хаусдорф.
Нам сегодня предстоит выяснить: что подразумевал под словом нечто .
Сегодня у нас обобщающий урок по теме “Пропорция”. На этом уроке мы покажем свои знания по данной теме и потренируемся применять их на практике. И проведем мы этот урок в виде увлекательного путешествия по стране ”Пропорция”.
Итак, в путь, но чтобы поехать, нам нужны билеты. Билеты у нас математические, закодированные. Если вы правильно разгадаете код, то получите билет (не сможете, то обратитесь за помощью).
Проводим диктант. Если вы согласны с утверждением, то ставьте цифру 1, а если не согласны, то 0.
Диктант.
1. Пропорция – это равенство двух отношений.
2. В пропорции 2 : 5 = 10 : 25 числа 2 и 25 называются средними членами пропорции.
3. Произведение крайних членов верной пропорции равно произведению ее средних членов.
4. Если в верной пропорции поменять местами средние или крайние члены, то получим новые верные пропорции.
5.Чтобы найти неизвестный средний член пропорции, нужно произведение средних членов разделить на известный крайний
10110 – код. Вы получили билет.
Устная работа.
1. Даны равенства: Какие из равенств являются пропорциями
Если вы согласны с тем, что пропорция правильная, то хлопаете в ладоши, если нет – топаете.
1) 2 : 3 = 5 : 10
2) 2 : 3 = 10 : 15
3) 5 : 10 = 8 : 4
4) 72 : 8 = 63 : 7
5) 3 : 8 = 6 : 16
6) 12 : 18 = 3 : 2
4. Можно ли составить пропорции из чисел: 16; 8; 3; 6
5.Составьте пропорцию из чисел, обозначающих:
1. количество цветов в спектре радуги;
2. НОК(14;21);
3. удвоенное количество месяцев в году;
4. НОД(3;6), увеличенный на единицу.
Ответ: 42:7=24:4
6. Верните «Сбежавшие» числа:
А) 32 : 4 = 16 : ___; Б) ___ : ___ = 3 : 6;
Назвать способы рассуждений.
Ответ: А) 2; Б) 1:2
1) = ; 2) = ; 3) : = у : ? (Уравнения.)
Когда уравненье решаешь, дружок,
Ты должен найти у него корешок… 6;10;
Лото «Кленовый лист»
1 : 1 = : (2х); = ; = .
Историческая справка. Где в жизни мы встречаемся с пропорциями?
О «золотой пропорции» знали еще в древнем Египте и Вавилоне, в Индии и Китае. Великий Пифагор создал тайную школу, где изучалась мистическая суть «золотой пропорции». Платон рассказывал, что Вселенная устроена согласно «золотой пропорции». Высшую гармонию «золотой пропорции» будут проповедовать Леонардо да Винчи и Микеланджело, ведь красота и «золотая пропорция» – это одно и тоже.
«Золотая пропорция» это продукт закона природы, основанный на правилах пропорциональности.
Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему
a: b = b: c или с: b = b: а.
Из истории «золотого сечения»
Леонардо Да Винчи перед тем как создавать свои шедевры брал параметры человеческого тела, созданного по закону Золотой пропорции. Пропорции различных частей нашего тела составляют число, очень близкое к золотой пропорции. Если эти пропорции совпадают с формулой золотого сечения, то внешность или тело человека считается идеально сложенными. Все живое и все красивое – все подчиняется божественному закону, имя которому – «золотая пропорция».
Результаты исследовательской работы(слайды-презентация)
Пятиконечная звезда.
Этот звездчатый пятиугольник называется “пентаграммой”. Она считалась символом здоровья и служила опознавательным знаком. Звезда построена по принципу “золотого сечения”. “Золотым сечением” математики древности называли деление отрезка, при котором длина всего отрезка относится к длине его большей части так же, как длина большей части к меньшей, т. е. = .
Исследовательская работа.
- У вас на столе лежат звездочки разных размеров. Измерьте нужные отрезки. Составьте пропорцию и проверьте равенство.
- Какое число у вас получилось? ( 1,6)
- Почему у всех примерно одинаковый ответ, ведь звездочки разной величины?
Вывод. Отношения равны. В этом и заключается свойство “Золотого сечения”.
Решите задачи.
Строительство
1. На строительство дома идет 4 тыс. штук кирпича. Сколько тысяч штук кирпича необходимо для строительства 15 таких же домов.
Кулинария Понятие пропорции используется в кулинарии. Когда мы готовим какое-либо блюдо, мы стараемся использовать то количество продуктов, которое указано в поварской книге. Это делается для того, чтобы не испортить блюдо. Если мы возьмём больше соли, то пересолим, а если меньше, то будет не вкусно. Ещё пропорция позволяет рассчитать количество продуктов для приготовления одного и того же блюда для разного числа гостей.
Решите задачи
Для приготовления варенья из 2 кг крыжовника необходимо 3 кг сахара. Сколько кг сахара необходимо для приготовления варенья из 4,4 кг крыжовника.
Медицина
В медицинской практике врачи следят за тем, сколько и когда надо давать лекарства больному. В правильных дозах лекарство даёт лечебный эффект, в меньших – оно бесполезно, а в больших – приносит вред. Чтобы изготовить лекарственный препарат надо точно знать, сколько частей приходится на какую-либо часть.
Решите задачи
Для лекарственного отвара ромашки на 100 г кипятка необходимо 20 г сухой ромашки. Сколько г ромашки необходимо для 500г отвара.
Технология
На уроках технологии мы также используем пропорцию. Когда мы хотим сшить какую-либо вещь меньшего или большего размера, мы уменьшаем или увеличиваем выкройку до нужного нам размера. Например, выкройка фартука на себя и на куклу. Размеры элементов кукольного фартука отличаются от соответствующих размеров моего фартука в одно и тоже число раз.
Решите задачи
На изготовление детского платья идет 1,2 м. Сколько необходимо ткани на платье для взрослых, если расход на него на 0,48 м больше.
Физика
В городе Жуковском на авиа-шоу МАКС проходят показательные полёты самолётов. Такому самолёту-истребителю, как МИГ-29 на 3 часа полётов требуется около 7,5 тонн керосина. Сколько тонн керосина потребуется МИГ-29 на 7 часов полётов?
Моделирование.(слайды 26-27)
Решите задачи
На модель парусника идет 60 см ткани. Сколько м ткани необходимо для изготовления трех таких же парусника.
Домашнее задание:1164
Подведение итогов урока.
Оценивание учащихся
Тема урока: Пропорция
Цели:
Образовательные – закрепить понятие пропорции и ее членов, чтение пропорции, составление пропорции из отношений, основное свойство пропорции.
Закрепить правила деления и умножения дробей.
Обратить особое внимание учащихся на применение пропорции в различных областях деятельности, важность изучения указанной темы для дальнейшего обучения в школе.
Развивающие – способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию; развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти; выработка навыков контроля и взаимоконтроля.
Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике, активности, умения общаться, общей культуры; выработка привычки к постоянной занятости каким-либо полезным делом.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Методы обучения: частично-поисковый, взаимопроверка и самопроверка.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Ход урока.
«Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг».
Ф. Хаусдорф.
Нам сегодня предстоит выяснить: что подразумевал под словом нечто Хаусдорф. Сегодня у нас обобщающий урок по теме “Пропорция”. На этом уроке мы покажем свои знания по данной теме и потренируемся применять их на практике. И проведем мы этот урок в виде увлекательного путешествия по стране ”Пропорция”.
Итак, в путь, но чтобы поехать, нам нужны билеты. Билеты у нас математические, закодированные. Если вы правильно разгадаете код, то получите билет (не сможете, то обратитесь за помощью).
Проводим диктант. Если вы согласны с утверждением, то ставьте цифру 1, а если не согласны, то 0.
Диктант.
1. Пропорция – это равенство двух отношений.
2. В пропорции 2 : 5 = 10 : 25 числа 2 и 25 называются средними членами пропорции.
3. Произведение крайних членов верной пропорции равно произведению ее средних членов.
4. Если в верной пропорции поменять местами средние или крайние члены, то получим новые верные пропорции.
5.Чтобы найти неизвестный средний член пропорции, нужно произведение средних членов разделить на известный крайний
10110 – код. Вы получили билет.
Устная работа.
1. Даны равенства: Какие из равенств являются пропорциями
2.Верна ли пропорция: А) 6 : 1/3 = 36 : 2; Б) 1 : 8 = 8 : ½
3. «Активный метод релаксации»
Если вы согласны с тем, что пропорция правильная, то хлопаете в ладоши, если нет – топаете.
1) 2 : 3 = 5 : 10
2) 2 : 3 = 10 : 15
3) 5 : 10 = 8 : 4
4) 72 : 8 = 63 : 7
5) 3 : 8 = 6 : 16
6) 12 : 18 = 3 : 2
4. Можно ли составить пропорции из чисел: 16; 8; 3; 6
5.Составьте пропорцию из чисел, обозначающих:
1. количество цветов в спектре радуги;
2. НОК(14;21);
3. удвоенное количество месяцев в году;
4. НОД(3;6), увеличенный на единицу.
Ответ: 42:7=24:4
6. Верните «Сбежавшие» числа:
А) 32 : 4 = 16 : ___; Б) ___ : ___ = 3 : 6;
Назвать способы рассуждений.
Ответ:А) 2; Б) 1:2
1) = ; 2) = ; 3) : = у : ? (Уравнения.)
Когда уравненье решаешь, дружок,
Ты должен найти у него корешок… 6;10;
Лото «Кленовый лист» (3 уравнения)
Историческая справка. Где в жизни мы встречаемся с пропорциями?
О «золотой пропорции» знали еще в древнем Египте и Вавилоне, в Индии и Китае. Великий Пифагор создал тайную школу, где изучалась мистическая суть «золотой пропорции». Платон рассказывал, что Вселенная устроена согласно «золотой пропорции». Высшую гармонию «золотой пропорции» будут проповедовать Леонардо да Винчи и Микеланджело, ведь красота и «золотая пропорция» – это одно и тоже.
«Золотая пропорция» это продукт закона природы, основанный на правилах пропорциональности.
Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему
a: b = b: c или с: b = b: а.
Из истории «золотого сечения»
Леонардо Да Винчи перед тем как создавать свои шедевры брал параметры человеческого тела, созданного по закону Золотой пропорции. Пропорции различных частей нашего тела составляют число, очень близкое к золотой пропорции. Если эти пропорции совпадают с формулой золотого сечения, то внешность или тело человека считается идеально сложенными. Все живое и все красивое – все подчиняется божественному закону, имя которому – «золотая пропорция».
Результаты исследовательской работы(слайды-презентация)
Решите задачи.
Строительство
1. На строительство дома идет 4 тыс. штук кирпича. Сколько тысяч штук кирпича необходимо для строительства 15 таких же домов.
Кулинария Понятие пропорции используется в кулинарии. Когда мы готовим какое-либо блюдо, мы стараемся использовать то количество продуктов, которое указано в поварской книге. Это делается для того, чтобы не испортить блюдо. Если мы возьмём больше соли, то пересолим, а если меньше, то будет не вкусно. Ещё пропорция позволяет рассчитать количество продуктов для приготовления одного и того же блюда для разного числа гостей.
Решите задачи
Для приготовления варенья из 2 кг крыжовника необходимо 3 кг сахара. Сколько кг сахара необходимо для приготовления варенья из 4,4 кг крыжовника.
Медицина
В медицинской практике врачи следят за тем, сколько и когда надо давать лекарства больному. В правильных дозах лекарство даёт лечебный эффект, в меньших – оно бесполезно, а в больших – приносит вред. Чтобы изготовить лекарственный препарат надо точно знать, сколько частей приходится на какую-либо часть.
Решите задачи
Для лекарственного отвара ромашки на 100 г кипятка необходимо 20 г сухой ромашки. Сколько г ромашки необходимо для 500г отвара.
Технология
На уроках технологии мы также используем пропорцию. Когда мы хотим сшить какую-либо вещь меньшего или большего размера, мы уменьшаем или увеличиваем выкройку до нужного нам размера. Например, выкройка фартука на себя и на куклу. Размеры элементов кукольного фартука отличаются от соответствующих размеров моего фартука в одно и тоже число раз.
Решите задачи
На изготовление детского платья идет 1,2 м. Сколько необходимо ткани на платье для взрослых, если расход на него на 0,48 м больше.
Физика
В городе Жуковском на авиа-шоу МАКС проходят показательные полёты самолётов. Такому самолёту-истребителю, как МИГ-29 на 3 часа полётов требуется около 7,5 тонн керосина. Сколько тонн керосина потребуется МИГ-29 на 7 часов полётов?
Моделирование.(слайды 26-27)
Решите задачи
На модель парусника идет 60 см ткани. Сколько м ткани необходимо для изготовления трех таких же парусника.
Домашнее задание:1164
Рефлексия
У каждого из вас на столе карточки (зелёная, жёлтая, красная). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.
Карточка зелёного цвета обозначает: «Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понял всё. О чём говорилось и что делалось на уроке».
Карточка жёлтого цвета обозначает: «Урок был интересен, я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени для меня полезен я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне на уроке было достаточно комфортно».
Карточка красного цвета обозначает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, мне это неинтересно, к ответам на уроке я был не готов».
Пятиконечная звезда.
Этот звездчатый пятиугольник называется “пентаграммой”. Она считалась символом здоровья и служила опознавательным знаком. Звезда построена по принципу “золотого сечения”. “Золотым сечением” математики древности называли деление отрезка, при котором длина всего отрезка относится к длине его большей части так же, как длина большей части к меньшей, т. е. = .
Исследовательская работа.
- У вас на столе лежат звездочки разных размеров. Измерьте нужные отрезки. Составьте пропорцию и проверьте равенство.
- Какое число у вас получилось? ( 1,6)
- Почему у всех примерно одинаковый ответ, ведь звездочки разной величины?
Вывод. Отношения равны. В этом и заключается свойство “Золотого сечения”.
Великолепные памятники архитектуры оставили нам зодчие Древней Греции. И среди них первое место по праву принадлежит Парфенону.
В 447 году началась работа над храмом Афины – Парфеноном и продолжались до 434 года до н. э. Для создания гармонической композиции на холме его строители даже увеличили холм в южной части, соорудив для этого мощную насыпь. Протяженность холма перед Парфеноном, длины храма Афины и участка Акрополя за Парфеноном соотносятся как отрезки золотой пропорции. При взгляде на Парфенон от места расположения пропилей отношение массы скалы и храма также соответствует золотой пропорции. Таким образом, золотая пропорция была использована уже при создании композиции храмов на священном холме.
Но не только присутствие золотой пропорции в геометрии Парфенона делает это Открытый урок в 6 классе 17.11.2015
Тема урока: Пропорция. Золотое сечение
Цели:
Образовательные – закрепить понятие пропорции и ее членов, чтение пропорции, составление пропорции из отношений, основное свойство пропорции.
Закрепить правила деления и умножения дробей.
Обратить особое внимание учащихся на применение пропорции в различных областях деятельности, важность изучения указанной темы для дальнейшего обучения в школе.
Развивающие – способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию; развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти; выработка навыков контроля и взаимоконтроля.
Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике, активности, умения общаться, общей культуры; выработка привычки к постоянной занятости каким-либо полезным делом.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Методы обучения: частично-поисковый, взаимопроверка и самопроверка.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Ход урока.
«Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг».
Ф. Хаусдорф.
Нам сегодня предстоит выяснить: что подразумевал под словом нечто .
Сегодня у нас обобщающий урок по теме “Пропорция”. На этом уроке мы покажем свои знания по данной теме и потренируемся применять их на практике. И проведем мы этот урок в виде увлекательного путешествия по стране ”Пропорция”.
Итак, в путь, но чтобы поехать, нам нужны билеты. Билеты у нас математические, закодированные. Если вы правильно разгадаете код, то получите билет (не сможете, то обратитесь за помощью).
Проводим диктант. Если вы согласны с утверждением, то ставьте цифру 1, а если не согласны, то 0.
Диктант.
1. Пропорция – это равенство двух отношений.
2. В пропорции 2 : 5 = 10 : 25 числа 2 и 25 называются средними членами пропорции.
3. Произведение крайних членов верной пропорции равно произведению ее средних членов.
4. Если в верной пропорции поменять местами средние или крайние члены, то получим новые верные пропорции.
5.Чтобы найти неизвестный средний член пропорции, нужно произведение средних членов разделить на известный крайний
10110 – код. Вы получили билет.
Устная работа.
1. Даны равенства: Какие из равенств являются пропорциями
Если вы согласны с тем, что пропорция правильная, то хлопаете в ладоши, если нет – топаете.
1) 2 : 3 = 5 : 10
2) 2 : 3 = 10 : 15
3) 5 : 10 = 8 : 4
4) 72 : 8 = 63 : 7
5) 3 : 8 = 6 : 16
6) 12 : 18 = 3 : 2
4. Можно ли составить пропорции из чисел: 16; 8; 3; 6
5.Составьте пропорцию из чисел, обозначающих:
1. количество цветов в спектре радуги;
2. НОК(14;21);
3. удвоенное количество месяцев в году;
4. НОД(3;6), увеличенный на единицу.
Ответ: 42:7=24:4
6. Верните «Сбежавшие» числа:
А) 32 : 4 = 16 : ___; Б) ___ : ___ = 3 : 6;
Назвать способы рассуждений.
Ответ: А) 2; Б) 1:2
1) = ; 2) = ; 3) : = у : ? (Уравнения.)
Когда уравненье решаешь, дружок,
Ты должен найти у него корешок… 6;10;
Лото «Кленовый лист»
1 : 1 = : (2х); = ; = .
Историческая справка. Где в жизни мы встречаемся с пропорциями?
О «золотой пропорции» знали еще в древнем Египте и Вавилоне, в Индии и Китае. Великий Пифагор создал тайную школу, где изучалась мистическая суть «золотой пропорции». Платон рассказывал, что Вселенная устроена согласно «золотой пропорции». Высшую гармонию «золотой пропорции» будут проповедовать Леонардо да Винчи и Микеланджело, ведь красота и «золотая пропорция» – это одно и тоже.
«Золотая пропорция» это продукт закона природы, основанный на правилах пропорциональности.
Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему
a: b = b: c или с: b = b: а.
Из истории «золотого сечения»
Леонардо Да Винчи перед тем как создавать свои шедевры брал параметры человеческого тела, созданного по закону Золотой пропорции. Пропорции различных частей нашего тела составляют число, очень близкое к золотой пропорции. Если эти пропорции совпадают с формулой золотого сечения, то внешность или тело человека считается идеально сложенными. Все живое и все красивое – все подчиняется божественному закону, имя которому – «золотая пропорция».
Результаты исследовательской работы(слайды-презентация)
Пятиконечная звезда.
Этот звездчатый пятиугольник называется “пентаграммой”. Она считалась символом здоровья и служила опознавательным знаком. Звезда построена по принципу “золотого сечения”. “Золотым сечением” математики древности называли деление отрезка, при котором длина всего отрезка относится к длине его большей части так же, как длина большей части к меньшей, т. е. = .
Исследовательская работа.
- У вас на столе лежат звездочки разных размеров. Измерьте нужные отрезки. Составьте пропорцию и проверьте равенство.
- Какое число у вас получилось? ( 1,6)
- Почему у всех примерно одинаковый ответ, ведь звездочки разной величины?
Вывод. Отношения равны. В этом и заключается свойство “Золотого сечения”.
Решите задачи.
Строительство
1. На строительство дома идет 4 тыс. штук кирпича. Сколько тысяч штук кирпича необходимо для строительства 15 таких же домов.
Кулинария Понятие пропорции используется в кулинарии. Когда мы готовим какое-либо блюдо, мы стараемся использовать то количество продуктов, которое указано в поварской книге. Это делается для того, чтобы не испортить блюдо. Если мы возьмём больше соли, то пересолим, а если меньше, то будет не вкусно. Ещё пропорция позволяет рассчитать количество продуктов для приготовления одного и того же блюда для разного числа гостей.
Решите задачи
Для приготовления варенья из 2 кг крыжовника необходимо 3 кг сахара. Сколько кг сахара необходимо для приготовления варенья из 4,4 кг крыжовника.
Медицина
В медицинской практике врачи следят за тем, сколько и когда надо давать лекарства больному. В правильных дозах лекарство даёт лечебный эффект, в меньших – оно бесполезно, а в больших – приносит вред. Чтобы изготовить лекарственный препарат надо точно знать, сколько частей приходится на какую-либо часть.
Решите задачи
Для лекарственного отвара ромашки на 100 г кипятка необходимо 20 г сухой ромашки. Сколько г ромашки необходимо для 500г отвара.
Технология
На уроках технологии мы также используем пропорцию. Когда мы хотим сшить какую-либо вещь меньшего или большего размера, мы уменьшаем или увеличиваем выкройку до нужного нам размера. Например, выкройка фартука на себя и на куклу. Размеры элементов кукольного фартука отличаются от соответствующих размеров моего фартука в одно и тоже число раз.
Решите задачи
На изготовление детского платья идет 1,2 м. Сколько необходимо ткани на платье для взрослых, если расход на него на 0,48 м больше.
Физика
В городе Жуковском на авиа-шоу МАКС проходят показательные полёты самолётов. Такому самолёту-истребителю, как МИГ-29 на 3 часа полётов требуется около 7,5 тонн керосина. Сколько тонн керосина потребуется МИГ-29 на 7 часов полётов?
Моделирование.(слайды 26-27)
Решите задачи
На модель парусника идет 60 см ткани. Сколько м ткани необходимо для изготовления трех таких же парусника.
Домашнее задание:1164
Подведение итогов урока.
Оценивание учащихся
сооружение столь прекрасным и непревзойденным. Тщательные измерения