Тема урока | Приёмы умножения числа 2. |
Тип урока | Открытие нового знания. |
Цель урока | Узнать различные способы умножения числа 2. |
Задачи урока | - Закреплять знание табличных случаев умножения числа 2 и умножения на 2; - формировать умение находить частное, опираясь на произведение; - продолжать работу над задачами, которые решаются действием деления; - развивать логическое мышление, память, математическую речь, познавательные интересы, интеллект учащихся; - воспитывать интерес к математике, доброту, взаимопомощь. |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: овладевают начальными навыками адаптации в обществе; принимают и осваивают социальную роль учащегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность. Предметные: понимают суть арифметических действий - умножения и деления; знают, как связаны между собой арифметические действия умножения и деления; названия компонентов действия умножения и деления; переместительный закон умножения, понимают его суть; различные приемы нахождения значения произведений; табличные случаи умножения числа 2 и табличные случаи умножения на 2; особые случаи умножения и деления - умножение и деление числа на 10, умножение десяти на число; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; различные устные и письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел и двузначного и однозначного чисел; отличительные особенности задачи; умеют: читать произведения и частные, используя названия компонентов действия умножения и деления; находить значение произведения различными способами; умножать и делить на 10, умножать десять на однозначное число; находить значение частного по данному произведению; складывать и вычитать двузначные числа, используя устные и письменные приемы сложения и вычитания, в том числе с переходом через разряд; решать задачи и выражения изученных видов, в том числе те, которые решаются умножением и делением. Метапредметные: Регулятивные: формулируют учебную задачу урока; составляют план и определяют последовательность действий, прогнозируют результат усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции. Коммуникативные: знают правила ведения диалога - умеют слушать, слышать и понимать партнеров по речевому высказыванию, достаточно полно и четко выражают свои мысли, уважают в общении как партнеров по диалогу, так и себя, взаимно контролируют деятельность друг друга. Познавательные: формулируют познавательную цель; создают алгоритм деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности. |
Методы и формы обучения | Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная. |
Основные понятия | Деление, умножение, множители, произведение, значение произведения, делимое, делитель, частное, значение частного, сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача,. |
Ресурсы: основные дополнительные | М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова «Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений», 2часть, страница 82. - нетбуки - презентация к уроку - тетрадь - электронная физкультминутка - индивидуальный раздаточный материал - алгоритм самооценки |
Организация пространства | Коллективно – учебный диалог, самостоятельная работа. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цель: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - организация планирования учебной деятельности на уроке. | -Начинаем урок математики. На уроке нужны чуткие ушки, внимательные глазки, а самое главное сообразительные головки. Прозвенел звонок Начинается урок Будем мы учиться Не лениться, а трудиться Работаем старательно, слушаем внимательно. Прочитайте девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому» -Значит, чему будет посвящён наш урок? -Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? - Подпишите сегодняшнее число, классная работа. Пишем цифру 2. До конца строчки. | Буду думать! Буду стараться! Буду внимательным! | | Определять и проявлять правила поведения при сотрудничестве. (Л /УУД). Правильно формулировать собственное мнение. (Р/УУД). |
II. Актуализация знаний. (10 мин) Цель: - актуализация изученного материала; - формирование адекватной самооценки | - Какое у вас было домашнее задание? (Выучить таблицу умножения и деления на 2) Давайте повторим. Устный счёт Б) Работа в парах на нетбуках. Открываем игру «Умножение», вычисляем выражения и собираем яблоки. - Какая пара справилась без ошибок? -Какая пара допустили одну ошибку? - Можно ли другим способом умножить число 2, если вдруг забудете таблицу умножения? Как? - Определите тему нашего урока. (Приёмы умножения числа 2). - С какой целью мы будем отрабатывать приёмы умножения? Для чего нам нужны приемы умножения? | 70 + 9= 79 10 • 6= 60 80 – 25=55 6 • 10 =60 60 : 6 = 10 60 : 10= 6 Чтение выражений разными способами, повторение переместительного свойства умножения, связи умножения с делением. Определение темы. - Чтобы быстро вычислить, если забудем таблицу умножения. | | Контролировать свои действия и действия другого Осуществлять контроль в применении способа действия. Владеть способом самооценки (Р/УУД) |
III.Работа в группе (5 мин) Цель: - пробное действие и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; - обозначение темы урока; - постановка учебной задачи. | - Знаете ли вы как вы будете вычислять, если вдруг забыли таблицу умножения? - Попробуйте в группах придумать приемы вычисления, если вы не знаете, например, сколько будет 6*2. Придумали? - Давайте сравним наши приемы с приемами, кооторые написаны в учебнике. Откройте учебник с.82. | - Таблицу умножения 2 и на 2. Выходит один ученик и объясняет. | | Определять и проявлять правила поведения при сотрудничестве. (Л /УУД) Принимать и удерживать учебную задачу. Высказывать своё предположение. (Р/УУД) |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (Совместный поиск путей решения проблемы) (8 мин) Цель: - поиск решения учебной задачи, - конструирование нового способа действия. | Работа по учебнику Прочитайте текст рядом с красной чертой. Какой пример нам предлагают для вычисления? (2 • 4.) Рассмотрите разные способы вычисления. На слайде появляются записи: 2 • 4 2 • 4 = 2 + 2 + 2 + 2 2 • 4 = 4 • 2 2 • 4 = 2 • 3 + 2 2 • 4 = 2 • 5 - 2 Какой первый способ вам предлагается? (Замена умножения сложением.) Какой второй способ можно использовать? На каком свойстве он основан? (На переместительном свойстве умножения.) Что предлагается сделать при вычислении третьим способом? (Вспомнить пример, который знаешь, и использовать его ответ. Если это предыдущий пример, надо прибавить 2, а если следующий — вычесть 2.) Какой способ вам больше всего понравился? | Сравнивают способов нахождения произведения. Делают вывод о том, какой способ лучше. | | Проговаривать последовательность действий на уроке Высказывать своё предположение. (Р/УУД) Слушать и понимать речь других; выполнять различные роли. (К/ УУД) Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Выделять признаки, сравнивать объекты Анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях; (П/УУД) |
VI. Реализация построенного проекта. ( 5 мин) Цели: - первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Работа по учебнику № 1 (с. 82). (Коллективное выполнение с комментированием.) | Объяснение разных приёмов вычисления. | Умение применять изученные приёмы умножения числа 2. | Принимать и удерживать учебную задачу. Контролировать свои действия и действия другого; Осуществлять контроль в применении способа действия. (Р/УУД) |
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин) | Работа по карточкам - А теперь поработаем самостоятельно. Готовы ли вы самостоятельно применить эти знания? Решите примеры, задание №7, внизу линии, используя произведения. 5 • 8 = 40 3 • 7 = 21 6 • 4 = 24 5 • 7 = 7 • 3 = 6 • 5 = Взаимопроверка - А сейчас сравните работу с образцом. ( Образец на слайде) - Оцените свою работу: нет ошибок – + , 1-2 ошибки – !, 3 ошибки – ---. | Индивидуальная форма деятельности: учащиеся самостоятельно выполняют задание нового типа и осуществляют проверку, пошагово сравнивая ответы с эталоном. | | |
IX. Включение в систему знаний и повторение Цель: выполнить задания, где используется новый способ действия, повторить учебный материал для обеспечения содержательной непрерывности. | Решение задач №2 с.82 (1) Устно!!! 1) Чтение задачи детьми вслух. - О чем говорится в задаче? (о мячах) - Что говорится о мячах? (их раздали 3 детям) - Как раздали? (поровну) - Что нужно узнать в задаче? Сделаем схематический рисунок. - Как мы схематически обозначим мячи? - Сколько мячей нужно взять, чтобы каждому дать по – одному мячу? (3) - Отделяем 3 кружочка вертикальной линией. - Все ли мячи раздали? (работаем аналогично) - Сколько же мячей получил каждый ребёнок? (2) - Сколько раз брали по 3 из 6? (2) - Значит, каждый ребёнок получил столько мячей, сколько раз по 3 содержится в 6. Каким действием будем решать задачу? (делением) 2) Чтение задачи вслух. - О чем говорится в задаче? (о яблоках) - Что говорится о яблоках? (их раздали детям по 3 каждому) - Делаем рисунок к задаче. - Сколько яблок изобразим? (6) Как? (кружочками) - По сколько отделяем? (по 3) - Каким действием будем решать задачу? (делением) - Сравните эти задачи. Похожи ли они? Чем? (числа в задачах одинаковые, решаются делением) - А чем отличаются? (в первой речь идёт о мячах, и делили на равные части, во второй о яблоках и делили по содержанию). Яблоки - самый привычный фрукт в нашей стране. Они не только чрезвычайно вкусны, но и крайне полезны. О полезных свойствах яблок можно писать целые книги. Яблоки полезны при недостатке витаминов. Особенно весной. Они укрепляют иммунную систему. Яблоки помогают пищеварению Яблоки улучшают зрение. - Значит, чтобы быть здоровыми и сильными нужно есть яблоки. | 1 человек работает у доски, остальные делают рисунок в тетрадях. Запись решения с комментированием. 1 человек работает у доски, остальные делают рисунок в тетрадях. Запись решения с комментированием. Сравнение задач. | | Прогнозирование. (Р/УУД) |
V. Динамическая пауза (2 мин) | 5.Физкультминутка Яблоко с ветки, в траву упадёт, (приседают 3 раза) Яблоко с ветки ёжик найдёт. (поднимают руки вверх) Яблоко ёжик домой принесёт. (поворачиваются прыжками 4 раза) Крошкам ежатам на тёрке натрёт. (имитируют руками) | Выполняют движения | | Определять и проявлять правила поведения. Представлять ценность здоровья в жизни человека. (Л /УУД) |
X. Подведение итогов урока (2 мин) | Давайте вспомним, какова тема сегодняшнего урока? Как можно найти результат умножения, если забыл ответ? Можно ли применить данные приёмы вычисления при изучении других таблиц умножения? | Повторение приёмов умножения числа 2. | | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. (П/УУД) Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (Р/УУД) |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - фиксация нового содержания урока; - организация рефлексии собственной учебной деятельности. | Все ли вам было понятно? Какое задание было для вас интересным? Какое задание вам было трудно выполнять? На доске прикреплён рисунок дерева. Детям раздаются яблоки жёлтого, голубого и красного цветов. Выберите каждый себе одно яблоко, но он должен соответствовать вашему пониманию темы урока: если вы всё поняли и вам легко было сегодня на уроке, т0-красное; если вы еще в чём то сомневаетесь – желтое; если абсолютно ничего не понятно, было очень тяжело, то зеленое яблоко. -Посмотрите какая яблоня получилась. У кого красное яблоко получают оценку «5», у кого желтое «4», а у кого зеленое-им нужно постараться на следующем уроке. | Ответы на вопросы. Фиксирование собственного нового знания | | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Л/ УУД) |
VII. Домашнее задание (1 мин) Цель: - организация выполнения домашней работы. | №3,4 с. 82 Урок сегодня был удачный Не прошел для вас он зря. Вы все очень постарались, Вам понравилось, друзья? | Инструктаж по выполнению домашнего задания | | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (Р/УУД) |