Негодина Татьяна Родионовна,
Учитель, МКОУ ООШ с. Васильевское
Использование разноуровневых заданий при изучении темы "Величины"
в начальной школе
Аннотация.
В данной статье на конкретном примере показаны проблемы,
которые возникают у детей при изучении темы "Величины" в начальной школе.С
помощью дифференцированного обучения их можно избежать. Для учителя
предложены рекомендации для организации работы, а также
примерные
разноуровневые задания.
Ключевые слова:
рекомендации, разноуровневая дифференциация, изучение темы
"величины" в начальной школе, примерные задания.
Ситуация.
Вернувшись из школы, Маша сообщила:
-
Сегодня на математике мы повторяли темы «Перимет
р» и «Площадь». Нам
задали домашнее задание
–
определить количество рулонов обоев, которое
необходимо, что бы оклеить гостиную.
Наскоро перекусив, Маша отправилась выполнять домашнее задание.
Временами из комнаты доносилось:
-
Я ширину и длину измерила
, а высоту тоже надо?
-
А что нужно найти
-
периметр или площадь?
Первой не выдер
жала
мама:
-
Давай, я тебе помогу. Сначала найдем площадь одной стены. Хм...А высота
точно 2 м 30 см? Папа, сходи измерь! Так, а стены у нас четыре, а тут еще балкон...
Пока родит
ели были заняты решением задачи, Маша ушла выполнять задание
по чтению.
Когда она вернулась, мама с папой были на 5 действии и решали: какой ширины
они будут покупать обои, как вычесть дверную арку и стоит ли переплачивать, если
не хватит 30 см
2
?
Проанализировав ситуацию, возникает сразу несколько вопросов:
Во
-
первых, была ли польза для Маши при выполнении домашнего задания, и как
она завтра будет его объяснять?
Во
-
вторых, сколько таких же Маш, точно так же выполнили домашнее задание?
В
-
третьих, б
ыли ли в классе такие Маши, которым достаточно было дать
алгоритм, и они «додумали» бы сами?
В
-
четвертых, может быть, в классе есть такие ребята, которые вообще
справились сами? Потом еще родителям сообщили, что зря они переплатили за
лишний рулон обоев
.
В целом, речь идет об изучении в начальной школе темы «Величины», которая
явля
ется обязательной и имеет большое значение
. Так, знакомство с ней дает детям
представление о явлениях и предметах и
з повседневной жизни. Они учат
ся
сравни
вать,
переводить о
дни единицы измерения в другие, и вообще отличать
величину от единицы измерения.
Но как показывает практика, не все дети на достаточном уровне усваивают
материал по данной теме.
Во
-
первых, это зависит
от специфики преподавания темы «Величины».
Знакомство
с любой новой величиной необходим
о строить по четкому алгоритму. Н.Б.
Истомина предлагает именно такой а
лгоритм, который содержит
следующие этапы
,
каждый из которых являетс
я очень важным
1
Выяснение и уточнение представлений школьников о данной величине
(обращение к опыту ребёнка).
2
Сравнение однородных величин
(
визуально, с помощью ощущений,
наложением, приложением, путём использования различных мерок
).
3
Знакомство с единицей данной величины и с измерительным прибором.
4
Формирование измерительных
умений и навыков.
5
Сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах
одного наименования.
6
Знакомство с новыми единицами величин в тесной связи с изучением
нумерации и сложения чисел. Перевод однородных величин, выраженных в единицах
одного
наименования, в величины, выраженные в единицах двух наименований, и
наоборот.
7
Сложение и вычитание величин, выраженных в единицах двух
наименований.
8.
Умножение и деление
величин на число.
[1]
Во
-
вторых, качество усвоения знаний будет зависеть,
во многом, от уровня
обученности учащихся по данной теме, то
е
сть
педагогу
, для достижения хороших
результатов
в работе
,
необходимо осуществлять дифференцированный подход.
Наиболее
оптимальным вариантом, на наш взгляд, являет
ся уровневая
дифференциация.
Она
подразумевает условное деление класса на три уровня. И. М.
Чередов дает подробную характеристику этих уровней
[
2
]
.
В целом, это учащие
ся с
высоким,
средним
и низким уровнем усвоения учебного материала.
-
высокий уровень обучаемости
–
учащиеся, которы
е свободно усваивают
изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, в частном видят
общее, способны самостоятельно развивать раскрытые на уроке положения, легко
переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня знаний за самое
короткое
время;
-
средний уровень
–
ученики усваивают учебный материал после тренировочной
работы, выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения
определённых тренировочных упражнений умеют увидеть в частном общее; овладев
знаниями, осуществляют
параллельный перенос в новые условия; для усвоения
знаний требуется более длительное время по сравнению с учащимися высокого
уровня обучаемости;
-
низкий уровень
–
учащиеся усваивают материал после многократных
упражнений и не всегда в полном объёме, затру
дняются в выделении существенного,
закономерного после общей тренировочной работы со всем классом, выполняют
задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное
время, чем предыдущая группа.
Следует отметить, что при такой организаци
и работы, учащиеся имеют право и
возможность перехода из одной группы в другую, что позволяет учителю проследить
динамику.
Итак, изучение темы «Величины»
в начальной школе имеет свою специфику. В
работе над ней необходимо учитывать особенности каждого уча
щегося, что позволяет
реализовать технология уровневой дифференциации. Для правильной организации
данной технологии нужно:
1.
Провести входную диагностику по данной теме, которая позволит
определить уровень обученности каждого и негласно разделить учащихся на
условные группы.
2.
Использовать уровневую дифференциацию на разных этапах урока: это и
устный счет, и изучение нового материала, и закрепление, и, конечно, домашнее
задание.
3.
Применять на уроке разные формы работы: давать разноуровневые
задания при работе в
группах, во фронтальной и индивидуальной работах.
4.
Использовать разноуровневые задания при изучении разных тем в разделе
«Величины». Например:
Тема «Длина».
Выполни преобразования:
1 уровень.
1 км = ...м
1 см = ...мм
1
1
м = ...дм
1 дм =...мм
1 дм = ... см
1 м = ...см
2 уровень.
6 км 50
м = ...м
7 см 3 мм = ...мм
3 м 2 дм = ...дм
4 дм 5мм = ...мм
6 дм 1 см = ...см
5 м 10 см = ...см
3 уровень.
8300 м = ...км ...м
160 мм =... см
540 дм = ... м
905 мм = ... дм ...мм
85
c
м = ... дм ...см
800 м = ...см
1 уровень.
Соедини линиями единицы измерения левого столбика с
единицами
измерения правого столбика.
44 мм
440 см
44 м
4 см 4 мм
44
см
440 мм
44
дм
440 дм
2 уровень.
Вставь подходящие числа. Соедини линиями единицы измерения
левого столбика с единицами измерения правого столбика.
мм см
4
4
м
4 см 4 мм
см
440 мм
44
дм
дм
3 уровень.
Вставь подходящие числа. Соедини линиями единицы измерения
левого столбика с единицами измерения правого столбика.
м
м
440 см
м
4 см 4 мм
см
440 мм
дм
440 дм
1 уровень.
Укажи единицы длины.
Длина карандаша 15
Ширина комнаты 4
Расстояние
от
Кирова до Москвы
менее 1000
Длина швейной иглы может быть 60
Высота березы до 2
5
2 уровень.
Укажи единицы длины. Пронумеруй в порядке убывания.
Длина карандаша 15
Ширина
комнаты 4
Расстояни
е
от Кирова до Москвы менее 1000
Длина швейной иглы
может быть 60
Высота
березы до 25
3 уровень.
Укажи единицы длины. Пронумеруй в порядке возрастания.
Дополни своими примерами.
Длина карандаша 15
Ширина комнаты 4
Расстояние
от Кирова до Москвы менее 1000
Длина швейной иглы может быть 60
Высота
березы до 25
Тема «Площадь»
Реши
задачу:
1 уровень.
Площадь прямоугольника равна 48
см
2
.
Ширина прямоугольника 4 см.
Ч
ему равен периметр
прямоугольника?
2 уровень.
Площадь прямоугольника равна 48
см
2
.
Какова длина и ширина
прямоугольника, если ширина в 3
раза короче, чем длина?
3 уровень.
Периметр прямоугольника равен 32 см, площадь 48
см
2
. Определи
длину и ширину прямоугольника.
1 уровень.
Рассмотри чертеж и реши задачу.
Найди площадь листа бумаги.
6см
2 уровень.
От
листа бумаги отрезали часть, найди площадь оставшегося
листа.
3 уровень.
Составь задачу по чертежу и реши ее.
1 уровень.
Одна сторона прямоугольника 8 см, это на 5
см меньше другой его
стороны. Вычисли площадь прямоугольника.
2 уровень.
Чему равна 1/3 часть площади квадрата со стороной 6 см.
3 уровень.
Найди площадь прямоугольника, периметр которого равен
периметру треугольника со сторонами 3 см, 4 см, 5 см.
1 уровень.
Заполни таблицу:
6
см
2
см
4
см
6
см
4
см
2
см
?
2
см
?
2
см
4
см