Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике в 5 классе "Процентные расчёты"»
План-конспект урока в 5 классе «Процентные расчёты»
Задачи с финансовым содержанием учащиеся 5 класса продолжают решать при закреплении темы «Процентные расчёты».
Конспект урока математики для 5 класса по теме «Процентные расчёты», УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной.
Тема и номер урока в теме: Процентные расчёты, 2 урок
Цель урока: закрепить понятие «проценты», умения решать задачи на простые проценты. Ввести понятия «налог», «социальный налог», «подоходный налог», «прибыль», «премия», научить решать задачи на расчёт заработной платы, премии.
Задачи:
Обучающие: закрепить понятия по теме «Процентные расчёты», формирование умений решать текстовые задачи с финансовым содержанием, используя знания по теме «Процентные расчёты».
Развивающие: развивать логическое мышление обучающихся, память, внимание, интеллектуальные способности, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.
Воспитательные: воспитывать интерес к математике, работать над достижением сознательного усвоения материала обучающимися с применением полученных знаний на практике, добиться понимания практической значимости умения решать экономические задачи;
способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, гражданско-общественной и социальной деятельности, связанных с решением задач;
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер с выходом в интернет, презентация, словарь С. И. Ожегова.
Ход урока:
I Организационный этап.
Приветствие, проверка отсутствующих.
II Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
III Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Устный счёт (решить устно задачи)
А) Папа дал Мише 200 рублей. 10% денег Миша потратил на мороженое. Сколько стоит мороженое? (20 рублей)
Б) В октябре семья заплатила за телефон 500 рублей. В ноябре цена повысилась на 20%. На сколько рублей повысилась цена за телефон в ноябре? ( на 100 рублей)
В) Зарплата папы в месяц составляет 17000 рублей. 50% всей зарплаты семья тратит на продукты. Сколько рублей семья тратит на продукты?
Г) В семье Ивановых двое детей: Вика и Митя. Митя ходит в детский сад, Вика учится в школе. 5% бюджета семьи Ивановых уходит на оплату детского сада. Сколько рублей оплачивает семья за детский сад, если бюджет семьи составляет 40000 рублей? (2000 рублей)
2. Работа с таблицами (таблица 1, таблица 2)
– Как написать обыкновенную дробь в виде десятичной? (числитель разделить на знаменатель).
– Как записать десятичную дробь в виде процентов? (умножить на 100).
– Как записать проценты в виде десятичной дроби? (разделить на 100).
Таблица1 – Заполнить таблицу
дробь
десятичная дробь
0,25
0,05
проценты
20%
100%
1%
Таблица 2 – Ответы
50%
0,02
0,5
0,1
0,2
2%
1,0
0,01
5%
1
25%
а
о
д
н
г
л
о
о
о
й
н
х
о
ы
д
При заполнении таблицы учащиеся получают слова «налог», «подоходный».
– Ребята, какие слова вы получили при заполнении таблицы? Вам знакомы эти слова? Давайте посмотрим значение этих слов в словаре С. И. Ожегова.
Налог – государственный сбор с населения и предприятий. Налог – это деньги, которые поступают в бюджет страны для обеспечения должного уровня социальной поддержки населению. Например, на создание условий для медицинского обслуживания, на обеспечение возможности выплачивать пенсию, детские пособия и другие пособия.
Подоходный – соответствующий доходу.
– Какое словосочетание можно составить из этих слов?
Подоходный налог – налог на доходы физических лиц, который составляет 13% от суммарного дохода физического лица в Российской Федерации (НДФЛ).
– Ребята, а с каким видом налога вы уже знакомы? (транспортным налогом).
– Какая цель нашего урока? Чем будем заниматься? (ответы учащихся)
– На уроке мы будем решать задачи с финансовым или экономическим содержанием: рассчитывать зарплату, налоги, премии. Цель урока – закрепить умения решать экономические задачи, чтобы применять полученные знания в реальной жизни.
3 Работа по учебнику
Решение задач № 828(1), № 831(1) у доски с комментированием.
1) Какую заработную плату начисляют работнику, если после уплаты 13% налога на руки он получает 8700 рублей?
2) Размер единого социального налога составляет 13%. Сколько рублей нужно заплатить с суммы: а) 20000 р.; б) 50000 р.; в) 150000 р.; г) 1000000 р.?
– Ребята, здесь вы столкнулись с ещё одним видом налога – социальным. Давайте прочитаем в словаре, что это за налог.
Единый социальный налог – взнос – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ. Предназначен для мобилизации средств по реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Заработная плата работника составляет 25000 р. Сколько получит на руки работник после уплаты 13% налога?
Решение: 13% = 0,13
1) 25000 × 0,13 = 3250 (р.) – сумма налога
2) 25000 - 3250 = 21750 (р.) – получит на руки работник
Ответ: 21750 рублей
Проверка правильности выполнения с помощью интерактивной доски.
5. Игра «Рекламное агентство»
– Ребята, что такое прибыль? Обратимся к словарю.
Прибыль – сумма, на которую доход, выручка превышает затраты на экономическую деятельность, на производство товара.
Решим задачу на нахождение прибыли. Решение задачи у доски с комментированием.
1) Фирма платит рекламным агентам 5% от стоимости заказа. На какую сумму надо найти заказы, что бы заработать 1 млн р.?
IV Проблемнаяситуация
Премия – это выплата сверх заработной платы, которой работодатель может вознаградить сотрудника за хорошие результаты в работе или стимулировать его к достижению больших успехов в его деятельности.
Решить задачу: Перед праздником 8 марта маме выписали премию, которая составляет 15% от заработной платы. Какую сумму получит мама вместе с премией, если заработная плата составляет 30000 рублей?
– Можем мы сразу определить, какую сумму получит мама на руки? Почему? Учащиеся находят выход из проблемной ситуации.
А теперь представим детки, будто руки наши – ветки, покачаем ими дружно, словно ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись. Тихо сели. Друг на друга посмотрели.
V Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
1) Ребята, а сейчас мы будем решать интерактивные задачи с экономическим содержанием.
(Класс делится на 2 группы, учащиеся решают задачи в группах. Все вычисления выпoлняют в тетpадях. Пo oкoнчании pабoты над каждoй задачей, oдин пpедставитель oт гpуппы oбъясняет классу pешение задачи на дoске).
– Ребята, чем мы занимались на уроке? (ответы учащихся)
– Пригодятся ли вам знания, которые вы получили на уроке? (ответы учащихся)
VI Домашнее задании, инструктаж по его выполнению
Подготовить мини-проект на тему «Налоги моей семьи». В проекте опишите налоги, которые платит ваша семья. В проект можете включить задачи с финансовым содержанием, которые вы составите сами.
VII Рефлексия
– Что больше всего вам понравилось на уроке? Полезным был для вас урок? Что нового вы узнали? Достиг ли урок цели?